Владелец "ФосАгро" Гурьев воюет со всеми потребителями апатитового концентрата, не входящими в контролируемую им структуру
Светлана Истомина
Уход с поста генерального директора ОАО «Апатит» Алексея Григорьева был предсказуем. Так называемая ротация кадров характерна для этого предприятия и его управляющей компании «ФосАгро». Сначала руководителя ставят на новую должность и одновременно назначают председателем Совета директоров, а потом потихоньку из обоймы вытаскивают… Сейчас Григорьева назначили управлять Санкт-Петербургским филиалом «ФосАгро». Что же это за филиал и чем там занимаются? Совсем недавно в этот филиал был откомандирован председатель Кировской городской администрации (Мурманская область) Геннадий Чистяков, из той же обоймы. Связана ли отправка в филиал Григорьева с политическими целями или чем-то иным?
Года два назад «ФосАгро» объявило о грандиозных планах строительства глиноземного завода. Потом наступило длительное молчание. Неужели и вправду решили строить завод и озаботиться проблемой переработки нефелина, сырья для производства алюминия, который заполярный комбинат на протяжении 78 лет в огромном количестве сбрасывает в отходы. Бедная природа! Не даром Кольский полуостров признан одним из самых загрязненных промышленными отходами мест а России.
Подобные амбициозные планы были у владельца «ФосАгро» Андрея Гурьева и раньше. Он собирался построить фабрику по производству фосфорной кислоты. Даже проект сделали, журналистов возили на место расположения будущего предприятия, заявляли о необходимости глубокой переработке фосфатного сырья…… а потом просто забыли об этом проекте. Такова же судьба проекта по развитию Кандалакшского морского порта - лежит папочка, пылится у кого-то в столе. А где агрохимический инновационный центр, который должен был появиться в Воскресенске и стать двигателем прогресса всего отечественного агропрома? Видимо там же, где и грандиозные планы по обустройству сельского хозяйства с помощью Ассоциации производителей удобрений (АПУ), которую уже несколько лет возглавляет Гурьев. Только нет ни обещанного роста производства удобрений, ни увеличения поставок российскому сельхозпроизводителю. Сохранились лишь печати на соглашении, подписанном с Минсельхозом РФ.
Зачем же Гурьев все это затеял? Все просто. Ему нужно было устроить себе «промоушн», чтобы быть не просто владельцем «Апатита», сомнительным путем получившим контроль над ним и оказавшимся на самой верхушке пирамиды «ФосАгро», а человеком государственного масштаба. Для этого и создали АПУ, для этого и президентом его сделали. При таком-то масштабе как не стать сенатором. А что сделано реально? На «Апатите», который после застойных и провальных по экономике лет снизил производство апатитового концентрата с 18-20 млн. тонн до 8 млн. Возникает резонный вопрос, как же можно увеличивать объемы производства минеральных удобрений в соответствии с программой, провозглашенной президентом АПУ Гурьевым, при снижении объемов основного сырья для производства минеральных удобрений - апатитового концентрата.
Что же на самом деле представляет собой этот человек, считающийся одним из лучших лоббистов России. Окружив себя полезными людьми, он стал манипулировать ими, обеспечивая себе путь наверх. А обрастать полезными связями Андрей Гурьев научился, работая на комсомоле вместе с Михаилом Ходорковским. Вместе они работали и дальше: «Менатеп», приватизация «Апатита», «Роспром», «ФосАгро». А когда начались проблемы вокруг «Апатита», Гурьев отмежевываться от своих ближайших друзей и сподвижников - Невзлина, Брудно, с которыми после приватизации «Апатита» ловко проворачивали свои дела, накапливая миллионы долларов на своих зарубежных счетах. Только те теперь скрываются от российского правосудия заграницей, а вот к сенатору Гурьеву почему-то претензий нет. Кто же стоит за ним, какие силы оберегают его от, казалось бы, неминуемой кары, когда уже доказана его причастность к организованной преступной группе?
А другие грешки? За период с 2001 по 2005 годы «Апатитом» недоплачены в казну миллиарды рублей налогов. Бесконечные суды тянутся уже несколько лет - деньги-то отдавать жалко. Также с непонятной медлительностью тянется дело о возвращения 20 процентов акций «Апатита» государству, которыми нынешние акционеры и их предшественники (Ходорковский и пр.) завладели мошенническим путем. Более того, в обвинении подробно описывается, как в течение ряда лет наносился ущерб государству и миноритарным акционерам путем реализации апатитового концентрата по ценам гораздо выше отпускных через подконтрольные фирмы, руководил которыми, по словам государственного обвинителя Дмитрия Шохина, «в составе преступной группы г-н Гурьев». Если это так, то дело должно быть доведено до логического конца. Тем не менее, Гурьев по-прежнему является членом Совета Федерации от Мурманской области.
Будучи сенатором, он не имеет права заниматься хозяйственной деятельностью. При этом все знают, что он ей занимается. Он лично отдает команду, кого и куда поставить из числа руководителей, сколько концентрата выпускать, кому его направлять, а кому нет, с кем заключать договор, а кого поставить на очередь. Или еще лучше послать на биржу. В последнее время воинственность Гурьева нарастает, он воюет уже почти по всем фронтам, со всеми потребителями апатитового концентрата, не входящими в контролируемую им структуру «ФосАгро». Не видеть этого может только слепой и глухой одновременно. Но почему-то все сходит ему с рук. Вот только почему?