Однажды на эту тему мы заговорили со специалистом в области филологии: есть ли врождённая грамотность или всё же это преувеличение? А если её нет, то почему некоторые без знания правил пишут грамотно и точно не ошибутся, ставить ли запятую перед "который" и как писать слово "здесь", а у иных по пять ошибок в каждом слове, и сколько с ними ни бейся и ни сиди с учебниками - толку мало…
С понятием "врождённая грамотность" я столкнулась ещё в раннем детстве. "У неё врождённая грамотность", - в один голос повторяли учителя русского языка, читая мои диктанты и сочинения. В то же время вызывать меня к доске как "показательный пример" и спрашивать, почему пишется именно так, а не иначе, было довольно бесполезно. Я могла ответить, что, мол, правило такое есть - и в общих чертах рассказать об этом правиле или вообще ничего не рассказывать. Правила русского языка я всегда читала спустя рукава - некоторые моменты были для меня интересными. Но в целом эти правила я воспринимала как теорию, источник для общего развития, а не как руководство - несмотря на то, что учителя твердили: надо их учить, чтобы писать грамотно…
Некоторые - в частности, учителя, со мной соглашались насчёт того, что правила только мешают: надо больше книг читать, вот тогда научишься писать грамотно. Книги я, конечно, читала с раннего детства - и читать научилась примерно в 2, 5 года. Смотрела вверх, на полки и по слогам читала то, что написано на корешках книг, потом стала делать, пока никто не видит, трёхэтажные конструкции из табуреток и доставать те книги, чтобы полистать и порисовать на страницах (из-за последнего мне запрещали брать не детские книги).
А потом, в младшей школе, я обнаружила, что невесть откуда знаю, как правильно писать то или иное слово. Я помню, как в восемь лет писала рассказ о животных и засомневалась, как пишется не очень знакомое слово "бизоны": через "и" или через "е". Остановилась. Взяла маленькую бумажку и написала: "безоны", "бизоны". Подумала, что "безоны" - это не то, зачеркнула его и в рассказе написала правильно. Откуда я это знала? Трудно сказать…
Вот и со всеми словами у меня было так же, как с "бизонами". Я быстро понимала, где подвох, где не там запятая, как писать слова с приставками… Не скрою, что, случалось, и я ошибалась - а куда без этого: но только в очень сложных и спорных случаях. И на старуху бывает поруха. Ну и, конечно, например, названия всяких химических соединений вызывали затруднения…
И вот, на втором курсе Литинститута, между лекциями по грамматике, заговорили мы с преподавательницей, профессором, про врождённую грамотность. Она сказала такую пессимистичную вещь:
- Врождённой грамотности не бывает. Бывает только врождённая неграмотность.
И тогда я ей рассказала про весь свой опыт, про грамотное написание при незнании правил, про "бизонов".
- Скорее всего, Вы много читаете, - ответила она. - И всегда много читали. И когда Вы читаете, то в Вашей памяти непроизвольно откладывается, как писать то или иное слово, куда запятую поставить. И вот этот механизм есть далеко не у всех: у многих это выученное, отработанное, эту способность можно развить. Но есть, однако, те, кто неспособны. Но это нельзя назвать врождённой грамотностью.
- Но я не знала про "бизонов"…
- Наверняка Вы тогда это слово тогда уже видели, но сами не запомнили, где именно. Может быть, даже мельком. А память его ухватила.
Я тогда задумалась над тем интересным разговором. А на старой книжной полке, где состав книг не менялся на протяжении десятилетий, стоял и стоит сборник стихов и приключенческих рассказов о Диком Западе: "Призраки бизонов".
#сновавесна