О книгах и прозрении

Nov 07, 2012 11:35

Я очень люблю книги - они многому меня научили. Речь сейчас идёт не о художественной литературе, а о специальной. О тех книгах, по которым постигаешь азы мастерства. Книги учат по разному.



Очень редко встречается книга, которую читаешь шаг за шагом и с каждой прочитанной страницей становишься лучше. Это пример неплохой книги. Скажем, в таком виде написана SICP. Книга книг по программированию. Ты читаешь, думаешь, делаешь упражнения и не только те, которые даются в заданиях после глав, но и просто по тексту, чтобы посмотреть и усвоить, как оно. И действительно, становится лучше.

Как я упоминал - это пример неплохой книги. Хорошая книга от неплохой отличается довольно сильно. Хорошую книгу можно читать с любого места, словно общаешься с собеседником много умнее и опытнее тебя, который тебе рассказывает интересные вещи и ты их с удовольствием усваиваешь. Потому что захватывает. Пример хорошей книги - "Изучаем Перл". Написанная хорошим языком, с шуточками, прибауточками и даже поучительно-весёлыми историями она не оставит равнодушным. А главное - при этом происходит процесс передачи знаний. И он весьма приятен. Не в последнюю очередь потому что автор, помимо предметной области, затрагивает и саму жизнь, многие её аспекты.


А есть отличные книги. И они также сильно отличаются от хороших. Там всё изложено неплохо, последовательно. Но как-то пока неясно о чём речь. Точнее, всё на уровне сознания понятно, это вроде и сам знал раньше, но главное самое ещё пока скрыто. И вдруг... натыкаешься на простую фразу, которая моментом объясняет саму суть предмета. То есть после этой фразы книгу можно дальше не читать, потому как я уже говорил, там написаны банальные вещи, но сама фраза блестяще разъясняет смысл учения и направляет развитие. Фишка в том, что такая фраза в отличной книге для каждого человека индивидуальна. Даже больше скажу - человек в этой конкретной книге эту фразу может и не найти. И ему приходится по этому предмету искать другую, строго для себя отличную книгу. Где будет эта самая фраза, написанная строго для него.

К примеру, в процессе изучения языков программирования, я мог по интересующей области читать две или три книги параллельно. Где одна из книг прекрасно разъясняла то, что я не понимал в двух.
А вот последний случай прозрения со мной произошёл совсем недавно.

Я с 2000-го года занимаюсь фотографией осмысленно и серьёзно. Но дело всё в том, что большинство картинок, которые я делаю, мне совсем не нравятся. Некоторые вроде ничего, но таких очень очень мало. Я бы даже сказал, что то, что мне нравится, получалось как-то совершенно случайно. Спонтанно, не задумываясь. И это при том, что при съёмке имелось ввиду нечто совершенно иное. Это бесило, так как в этом деле мне хотелось осмысленности.

А карточки, в маленьком количестве получались как-то оторванно от всего. Я много книг прочёл по фотографии. Узнал, как строится композиция, поднатаревал в техническом плане. Что-то черпал из книг, что-то улавливал в разговорах мэтров. Технически мои картинки становились лучше (я овладел даже техникой большого формата) но сами карточки как-то не грели! При этом в сети у меня во френдах есть фотограф, про которого говорят, что картинку сделает на пустом месте. И, да. Смотришь на его работы - местность, детали картинки - ну ничего особенного. А фотография играет! Вот как он это делает???

И тут я набрёл на сайт недавно умершего фотографа Александра Лапина. Там он приводил фотографии мастеров и разбирал их. Также давал задания ученикам - типа вопрос: что в картинке такого особенного. И они тоже разбирали. Там было много чего заморочено по поводу линий, световых пятен, тональных плоскостей... и вдруг! Я прочёл то самое, ту самую фразу, которая поставила мне голову на место.

Это было то, что мне не могли рассказать живые люди, то, что я не мог сам усмотреть, что не мог прочесть в интервью Максимишина. Он говорил вобщем-то о том же самом, только чуть другими словами. Понятными в целом, но никак не проясняющими.

А у Лапина прочёл. Точнее - понял. Всё просто: оказывается композиция и сюжет лежат несколько в разных плоскостях. Композиция работает с пятнами цвета и света, линиями, геометрией. Вобщем, отвечает за форму. Всё, что вы видите - это просто детали, фрагменты из которых складывается нечто цельное. Кирпичики. С точки зрения композиции человек - это не человек вовсе. А такой прикольный строительный элемент, который можно сочетать со всем остальным для того, чтобы заработал сюжет. А он может просто родиться в одно мгновение. То есть сперва надо отвлечься от значений предметов и думать о них как об элементах мозаики. И как встать и попасть в такой ракурс, чтобы собранные элементы в кадре начали друг с другом взаимодействовать. И даже свет с тенью это такие же детальки, которыми заполняешь пространство.

Быстро складывать в голове такие мозаики - это достигается тренировками, для которых наличие фотоаппарата необязательно. Следующий этап - это интуитивное предсказание такого сюжета. Дада, было время когда вся фотография делалась большими и неповоротливыми камерами и вот это самое предсказание там было на вес золота.

Мне просто стало понятно, в какую сторону следует развиваться. Кстати, моя последняя съёмка есть результат этого прозрения.

Update:
Эта съёмка (с 10-й карточки) обозначает новое понимание. Я тут в начале пути :)

наблюдалки, техническое, ликбезы, фото

Previous post Next post
Up