Через блокаду

Oct 15, 2024 16:08


Во время Первой мировой войны страны Антанты и их союзники проводили блокаду Германии.  Блокада продолжалась с 1914 по 1919 год, вплоть до подписания мирного договора в Версале.  Мероприятие осуществлялось жёстко, в конце концов, союзники добились полной блокады Германии, отрубив все пути поставок через нейтральные страны.  Многие историки считают именно блокаду одним из основных факторов, приведших к поражению Германии в первой мировой войне. По подсчётам немцев из-за блокады умерло 763 000 гражданских.  Это не считая других последствий, недостаток материалов серьёзно сказывался на военном производстве. Разумеется, немцы искали выход.  Флот Открытого моря прорвать блокаду не смог, преимущество анигличан на море было подавляющим.  Оставалось одно - использовать суда-блокадопрорыватели.  Грузовые корабли пытались проскочить в туман мимо патрулей, некоторым удавалось.  Нейтральные судовые кампании, соблазнившись бешеными деньгами, которые немцы платили за стратегические грузы, иногда шли на сотрудничество.  Однако уже в 1915 году положение Германии было отчаяным.  Свидетельством этого служит создание специальных подводных грузовых судов.



Для преодоления блокады немцы построили две грузовые подводные лодки. По тем временам весьма солидные корабли длиной 65 метров, способные доставить 750 тонн коммерческого груза на дальность в 24 000 км. Было построено две такие лодки - «Дойчланд» и «Бремен».  Официально они считались гражданскими судами, принадлежали германской судоходной компании, экипаж был цивильным, на борту не было никакого оружия.

Летом 1916 года «Дойчланд» вышла в море, направившись к берегам США. За 16 дней добравшись до Балтимора, лодка доставила в США комерческий груз, гарантированно востребованный на американском рынке - драгоценные камни, концентрированные красители, химикаты, фармацевтические изделия. За время плавания лодка лишь несколько раз погружалась под воду в виду подозрительных кораблей, большую часть маршрута шла в надводном положении.  Англичане и французы заявили американцам протест.  Власти США направили на борт «Дойчланд» специальную комиссию, которая подтвердила, что лодка является гражданским грузовым судном.  На лодке был даже деррик-кран для погрузки-разгрузки.   Англичане заявили что это всё им пофиг и если они встретят эту посудину в океане, то потопят без предупреждения.  При этом суровые джентльмены добавили, что выслали в Атлантику эскадру из восьми крейсеров именно для этой цели.



Торговый флаг, название корабля, порт приписки. Всё, как положено гражданскому кораблю.

Учитывая обстоятельства, немцам засиживаться в США было никак нельзя. Реализовав свой груз, в обратную дорогу германцы загрузили 346 тонн никеля, 93 тонны олова и 348 тонн сырой резины, из которых 257 тонн перевозились закреплёнными вне прочного корпуса, внутри места не было. В августе 1916-го лодка отправилась в обратный путь и благополучно прибыла в Германию, пройдя 15 649 км, из них 352 км в подводном положении. Доставленный груз оценивался в 17 500 000 марок, что в три раза превышало стоимость самой лодки. Тогда же, в августе, отправилась в Америку вторая лодка-транспорт, «Бремен».  Вышла в море - и всё.  Исчезла.  Может англичане на этот раз сработали,  может авария на борту случилась. Неизвестно.  Союзники потопления не фиксировали.

«Дойчланд» совершила ещё один переход туда и обратно.  И снова удачно.  Есть везучие корабли и есть корабли, которым не везёт. Лодку готовили к третьему плаванию, но пришлось отменить. Отношения с США становились всё напряжённее, а вскоре Америка вступила в войну на стороне Антанты.

Разумеется, немцы не могли допустить, чтобы такой корабль простаивал. Лодку переоборудовали в подводный крейсер. Установили шесть торпедных аппаратов с запасом в 18 торпед. Кроме того, на верхней палубе разместили два  орудия калибром 150 мм.  Корабль получил военный номер U-155. В качестве подводного крейсера лодка показала высокую эффективность, за три выхода в море были потоплены 42 судна противника.  После перемирия англичане притащили U-155 на Темзу и устроили выставочный аттракцион. Бизнес-проект себя не оправдал, прибыли не было, к тому же на корабле произошёл взрыв.  Никого не убило, но от греха подальше, лодку разобрали на металл в 1921 году.

Я припомнил эту историю, когда узнал, что в стране «зет» была озвучена идея постройки подводного танкера для перевозки газа.  Тоже собираются преодолевать санкционные барьеры.  Даже картинку демонстрировали, там нечто фантастическое в голубых тонах.  Ну что ж, это показатель, однако. Немцы озаботились созданием таких кораблей, когда отчётливо разглядели приближение полярной лисички.   В стране «зет» другие приоритеты, тут, прежде всего,  возможность денежки попилить. Но тоже неплохо.  Чем больше выпьет комосомолец, тем меньше выпьет хулиган.  На этом, пока, всё.

Корабли, История

Previous post Next post
Up