Авиатор

Mar 19, 2024 17:39


Летом 1940 года, когда в Европе полным ходом шла битва за Францию, на английском аэродроме приземлился двухмоторный «дуглас», принадлежавший голландской авиакомпании KLM.  Самолёт пилотировал служивший в этой авиакомпании лётчик граф Карл Густав фон Розен, шведский аристократ по происхождению. Фон Розен доставил в Англию документы из государственного архива Нидерландов, самолёт был загружен ящиками с бумагами разной степени секретности. Выполнив эту важную миссию, фон Розен обратился к руководству Королевских ВВС с просьбой принять его в ряды британской военной авиации. Граф был лётчиком высокой квалификации, к тому же имел боевой опыт.  Англичанам лётчики были остро нужны, в небе за Британию уже сражались поляки, чехи, бельгийцы, будут ещё предстваители разных стран. Казалось бы, житель нейтральной Швеции, предложивший свои услуги, будет принят и зачислен. Но нет.  Фон Розену отказали. Категорически.  На то была причина.



Карл Густав фон Розен появился на свет божий в 1909 году. Семья была небедная, родовой замок имелся. Папа граф Эрик фон Розен был известным исследователем-этнографом.  У мамы, баронессы Мари фон Фок, была сестра, Карина.  Однажды мамина сестра познакомилась с немецким лётчиком, который после войны работал в Швеции. Любовь, всё такое. Вышла замуж. Обычное дело. Да, вот только лётчика того звали Герман Вильгельм Геринг. Так что Карл Густав по маме был племянником рейхсмаршала. К тому же и его родители, и его тётушка Карина были убеждёнными национал-социалистами и сторонниками известного австрийского художника. Таких в Швеции хватало. Но сам Карл Густав таким не был. Он абсолютно не разделял убеждений своих родственников.  Однако, одно доброе дело дядюшка Герман сделал. Привил парню любовь к авиации своими рассказами про войну, про сослуживцев, про Рихтгоффена и многое другое.  Ему было про что рассказать. Молодой граф фон Розен покинул родительский замок и отправился учиться на лётчика. Вот вам и объяснение,  почему англичане не приняли его в свои ряды.  По анкетным данным не прошёл, с роднёй не повезло.

Вначале граф работал авиаслесарем, к тому моменту, когда он оказался в кабине самолёта, он знал об устройстве машины всё.  Прошёл обучение, получил лицензию. Устроился работать в воздушный цирк.  Модное было в 20-х - 30-х годах развлечение, лётчики демонстрирвали высший пилотаж, выполняя различные номера.  Что это были за номера? Такой пример.  Германский ас первой мировой Эрнст Удет проделывал такой трюк. На лётном поле лежал большой платок.  В крыло самолёта, который пилотировал Удет был вделан крюк. Удет закладывал над полем вираж со снижением, цеплял платок этим крюком и вместе с платком набирал высоту под аплодисменты публики. Так что граф высшему пилотажу обучился, в дальнейшем это ему пригодится.

1935 год. Италия напала на Эфиопию.  Муссолини мечтал о возрождении Римской Империи и решил начать это возрождение с агрессии против слабейшего противника. У Эфиопии не было авиации, а итальянцы помимо бомбардировок использовали отравляющие вещества.  Граф присоединился к миссии Красного Креста, доставляя продовольствие и медикаменты нуждавшимся.  Приходилось совершать вылеты в прифронтовую полосу. Попал под газовую атаку, получил ожоги от иприта.  По окончании войны вернулся в Европу, поступил на работу в авиакомпанию KLM, женился на голландке. Живи себе спокойно, перевози пассажиров и грузы. Однако же, началась война. Когда СССР решил оказать помощь братскому финскому народу в его борьбе за свободу и демократию, граф долго не думал.

На свои деньги приобрёл двухмоторный «дуглас», прилетел в Финляндию, там переоборудовал самолёт в бомбардировщик и на этом самолёте совершал боевые вылеты. В том, что Финляндия сейчас благополучная преуспевающая страна есть и его заслуга. После окончания Зимней войны вернулся на работу в голландскую авиакомпанию. Когда немцы вторглись в Нидерланды, вывез важные государственные документы в Англию. Жена осталась в Голландии, участвовала в Сопротивлении, погибла. Граф больше не женился.  Во время войны летал на самолётах KLM по маршруту Лондон - Лиссабон.  Опасное дело, могли сбить.

В 1945 году, по окончании войны, снова приехал в Эфиопию. Нравилась ему эта страна. Поступил на службу.  Карл Густав стал создателем ВВС Эфиопии. Договорился с англичанами о покупке самолётов, организовал обучение лётчиков. Одиннадцать лет, до 1956 года, помогал африканской стране обзавестись собственной военной авиацией. Человек он был известный, классный лётчик, поэтому неудивительно, что Генеральный Секретарь ООН Даг Хаммаршельд предложил ему стать своим шеф-пилотом. Фон Розен согласился. После получения независимости то в одном, то в другом месте Африки вспыхивали боевые действия между бывшими колониями. Хаммаршельд прикладывал немалые усилия, чтобы затушить пожар войны. В 1961 году самолёт Генерального Секретаря ООН разбился в Конго.  Фон Розен болел и в этот день его заменял другой лётчик. Карл Густав вернулся в Швецию.

Через семь лет началась гражданская война в Нигерии. Как это происходит в Африке? Обычно одно племя хочет уничтожить другое. Не останавливаются ни перед чем.  Властям Нигерии помогал СССР, поставляя вооружение, в том числе истребители МиГ-17 и бомбардировщики Ил-28. Положение повстанцев было бедственное. Ну что ж, граф фон Розен всегда был на стороне слабых против сильных. Карл Густав с помощью французских спецслужб организовал закупку пяти лёгких одномоторных самолётов «мальмё MFI-9», на территории Франции переоборудовав их в боевые. Под крылья установили подвески для ракет.  Закамуфлировали и получился штурмовик. Была создана эскадрилья «Младенцы Биафры». Там были и шведы, и местные. В мае 1969 года эти «младенцы» активно атаковали нигерийские аэродромы, уничтожив два Миг-17 и три Ил-28.



Граф Карл Густав фон Розен в кабине своего "мальмё MFI-9 в Нигерии.

Помимо боевых операций, граф не забывал снабжать продовольствием голодающих. Лётчик из Канады Линн Гаррисон рассказал, как лучше всего сбрасывать мешки с продовольствием, чтобы груз не пострадал. Мешок с продуктами укладывается в другой, большой мешок. При падении первый мешок разрывается, продукты высыпаются в большой мешок, ничего не пропадает. Опыт. На Северные Территории иногда иначе продовольствие не доставить.



Самолёт "Мальмё MFI-9" производства шведской фирмы Saab. Эту машину фон Розен превратил в боевую.

Возраст. Графу миновало 60, жизнь была насыщенная, можно уже уйти на покой, сидеть себе в кресле у камина да мемуары сочинять. Не тот характер. В Эфиопии произошёл государственный переворот. Началась война с Сомали. Снова голод, снова отсутствие помощи. Граф отправился в Эфиопию в третий и последний раз. Снова доставлял гуманитарные грузы, пренебрегал опасностью. Судьба долго хранила этого человека. Наверное, наверху решили, что ему уже пора. В июле 1977 года граф фон Розен доставил груз в город Годе. Город был атакован сомалийцами, граф попал под огонь и был убит. Похорнен в столице Эфиопии Аддис-Абебе. Плита серого гранита, на ней слова «Капитан Карл фон Розен».  И даты 1909 - 1977.  За свою службу был награждён орденами Эфиопии, Финляндии, Швеции. Человек достойно прожил жизнь. 

История

Previous post Next post
Up