Что такое Живой Журнал? Честно говоря, я до сих пор толком не знаю. Просматриваю,что пишут люди. Получается разное. Кто-то адресуется ко вселенной и окрестностям, кто-то рассказывет чем завтракал миленький такой котик. Получается что ЖЖ это средство самовыражения. Если так, очень надеюсь, что лично я выражаюсь не матерно, вполне пристойно то есть. Приемлемо для дамского и прочего деликатного обхождения. Звиняйте за витиеватость, настроение такое. Не пишу про современность по понятным причинам - она, современность эта самая, и так у каждого перед глазами, от неё, суки, не спрячешься, даже если вконец достало. Пишу о прошлом, тем более, что о прошлом такие горы вранья наворотили - больше чем навозу из колхозного коровника за год выгребали. Так что я сегодня о мощном и красивом, о том, что всегда заставляло моё сердце трепетать - о кораблях. Снова о них...
Затонувшие русские корабли на рейде Порт-Артура
Это я так деликатно к теме подхожу. В читаной - перечитаной книге А.С. Новикова - Прибоя "Цусима" в последнее время частенько вспоминаю один эпизод, где автор описывает своё пребываение в японском лагере военнопленных. В Российской империи в ту пору бурлило и господа офицеры вели среди солдат и матросов разъяснительную работу, готовя личный состав к возвращению в Отечество. Во время одного из таких политзанятий некий солдат спросил - А что, ваше благородие, говорят нынче в России свобода объявлена? На что офицер(а это был казачий есаул) только хмыкнул - Свобода? А на что вам свобода? Матерно вы и раньше вполне свободно могли ругаться... Вспоминаю это каждый раз, когда слышу очередной раз об "ущемлении прав русскоязычных". Лицемерные брехливые твари, когда в Туркменистане, скажем , провели самую радикальную дерусификацию (там вообще русские остались?) Москва не только не кашлянула, даже не пискнула. Зато в адрес Украины...Думаю тут не нужно напоминать - перманентная истерика с выдиранием последних волос на путинской лысине. Ложь возведённая в абсолют. Только на лжи ничего не построишь. Тем более имперского величия. Но мегаломания обходится дорого.
Броненосец "Сагами"(бывший "Пересвет")
"Маленькая победоносная война". Мэм введённый в оборот одним российским министром. Для России почти государственный девиз. Решить внутренние проблемы за счёт патриотической волны на фоне дёшево добытой победы над заведомо слабым противником. Но в результате получается облом-с. Классика жанра - война с Японией. Эту войну вообще лучше всего изучать по двум книгам. "Порт - Артур" А.Н. Степанова и "Цусима" А.С. Новикова-Прибоя. Их в России ещё издают? В книге Новикова - Прибоя кроме прочего самая вишенка в последних страницах. Там приведён списочный состав российского и японского флотов. Каждый, кто закончил среднюю школу может без труда сообразить, что российский флот по количеству кораблей был более чем в два раза мощнее японского. Оказывется количество кораблей и матросов не всегда гарантировано приносит победу. Как сказал адмирал Эндрю Браун Каннингхэм : "Чтобы построить корабль нужно три года. Чтобы создать флот нужно триста лет. Поэтому мы их расколотим! " Интересная фраза. Получается японцы воспитали моряков раньше, чем создали современный флот. Люди были, нужны были корабли. Корабли для Японского Императорского Флота пострили в Англии, Франции, Италии. И в России, причём именно корабли российской постройки пополнили японский флот больше, чем все остальные. Невольно, как трофеи.
Броненосец "Танго" (бывший "Полтава")
Когда генерал Стессель сдал Порт-Артур японцам, новым хозяевам открылось жалкое зрелище затонувшего на внутреннем рейде флота. Из воды торчали орудийные башни, надстройки, трубы и мачты разбитых и выгоревших кораблей Первой Тихоокеанской эскадры. Казалось бы - тысячи тонн высокосортного металлолома, не более. Однако у японцев были свои планы. И они эти планы воплотили в жизнь. Да ещё как!
Броненосец "Суво" (бывший "Победа")
Работа закипела! В первую очередь японцы занялись подъёмом четырёх броненосцев,самых больших и сильных боевых кораблей. В июне 1905г. был поднят "Пересвет", в июле "Полтава", в сентябре "Ретвизан" и в октябре "Победа". Сразу после подъёма корабли зачислялись в состав японского флота и получали новые имена - "Сагами"("Пересвет"), "Танго"("Полтава"), "Хидзен"("Ретвизан") и "Суво"("Победа"). Первоначальный ремонт производился в Порт-Артуре, после чего броненосцы своим ходом шли в Японию, где производилась окончательная модернизация. В основном модернизация состояла в улучшении корабельной энергетики и частичном изменении состава вооружения. Корабли приводили в соответствие со стандартами, принятыми в японском флоте.
Броненосец "Хидзен" (бывший "Ретвизан")
Сражение при Цусиме пополнило флот Японской империи новыми трофеями. Японцам сдались броненосцы "Орёл" и "Император Николай I", броненосцы береговой обороны "Генерал-адмирал Апраксин" и "Адмирал Сенявин" а также миноносец "Бедовый". Эти корабли достались японцам на плаву после боя. Новейшим, но и самым пострадавшим в сражении был "Орёл". Собственно именно "Орёл" и прошёл самую основательную модернизацию, основной целью которой было улучшить плохую остойчивость кораблей этого типа. Были демонтированы навесная палуба, боевые марсы, укорочены дымовые трубы, перестроены мостики. Сняли все шесть башен среднего калибра и заменили их одиночными орудиями калибром 203мм. Японский Императорский флот пополнили "Ивами"("Орёл"), "Ики"("Император Николай I"), "Мисима"("Адмирал Сенявин"), "Окиносима"("Генерал-адмирал Апраксин").
Броненосец "Ики" (бывший "Император Николай I)
Кроме броненосцев флот островной империи пополнили и бывшие российские крейсера. Первым стоит упомянуть самый известный. Гордость российского флота крейсер "Варяг". Корабль был затоплен командой на мелководье, в период отлива борт крейсера обнажался и японцы вначале сняли с крейсера орудия и другое ценное оборудование, затем подняли и сам корабль. Схема была та же, первоначальный ремонт на месте, своим ходом в Японию, там завершающая модернизация и служба в императорском флоте. Крейсер получил имя "Сойя". Сразу скажу, что крейсер ещё раз в своей корабельной жизни сменил флаг. В 1916 году, остро нуждаясь в боевых кораблях, Россия купила "Танго", "Сагами" и "Сойя" у Японии. "Пересвет" и "Варяг" получили прежние имена, а бывшую "Полтаву" переименовали в "Чесму". "Пересвет" погиб на переходе в Россию, подорвавшись на минах. "Варяг" и "Чесма" ничем себя не проявив пошли на слом в 20-е годы.
Броненосец "Ивами" (бывший "Орёл")
Помимо "Варяга" трофеями японцев стали крейсера "Баян", "Паллада", "Новик". В японском флоте они получили имена "Азо"("Баян"), "Цугару"("Паллада") и "Сутзуя"("Новик"). "Азо" оказался долгожителем, как боевой корабль крейсер служил до 1930 года. Глядя на крейсер "Цугару" любой узнает знакомый с детства силуэт. Ещё бы, "Диана", "Паллада" и "Аврора" были тремя однотипными крейсерами. Так что "систершип" знаменитого крейсера революции служил в японском флоте.
Крейсер "Сойя" (бывший "Варяг")
Кроме броненосцев и крейсеров японцы подняли и восстановили много других кораблей более скромного класса. Захватили они достаточно и вспомогательных судов, которые тоже в дальнейшем успешно использовали. Например бывший пароход Добровольного Флота "Екатеринослав", ставший японским вспомогательным кораблём "Карасаки" служил как плавбаза подводных лодок. Всего японцы подняли, отремонтировали и ввели в состав своего флота 17 российских кораблей, да ещё шесть захватили на плаву, таким образом флот микадо пополнили 23 корабля, построенных в России.
Крейсер "Цугару" (бывший "Паллада")
Бывшим "россиянам" довелось ещё повоевать под флагом Восходящего Солнца. Осенью 1914 года флот Японии приступил к блокаде немецкой базы в Циндао. Главную роль при этом сыграли именно бывшие российские корабли. "Суво", "Танго", "Ивами", "Окиносима" и "Мисима" неоднократно обстреливали Циндао, чем внесли существенный вклад в падение немецкой базы. Был ещё один эпизод в службе этих кораблей, не столько боевой, сколько политический. "Хидзен" и "Ивами" в 1918 году пришли во Владивосток как корабли - интервенты. Вот как оно вышло. "Ретвизан" и "Орёл" не смогли прорваться во Владивосток тогда, но оказались в этой гавани позже, под другими именами и под другим флагом.
Крейсер "Азо" (бывший "Баян")
После падения Циндао японцы стали потихоньку выводить устаревшие корабли из боевого состава. Пришло время дредноутов. Япония уже могла сама строить корабли всех классов и трофеи доживали свой век по разному, кто ещё служил какое то время как учебный корабль, кто был переоборудован в блокшив(плавсклад), кто пошёл на дно как мишень для новых линкоров и крейсеров. В любом случае, служба в составе флота страны такого количества трофейных кораблей явление уникальное. В 1908 году из 12 японских броненосцев половина были трофейными. После русско - японской войны флот Японии вышел на пятое место в мире. В дальнейшем огромными услиями японцы вывели свой флот и на третье место. Им было чем гордиться, понятны их амбиции. Однако вера в сокрушительную силу своего флота сыграла с адмиралами и политиками Страны Восхдящего Солнца дурную шутку. Японцы бросили вызов Соединённым Штатам и их стёрли в порошок. Вместе с их флотом.
Плавбаза подводных лодок "Карасаки"( бывший пароход Доброфлота "Екатеринослав")
Имперские амбиции вещь опасная. Даже если есть военная сила, подкрепляющая их. Или кажется, что есть. Не важно, что от сладких мечтаний о "Желтороссии"(или ещё о какой-то "Недороссии") или о "Великой Азиатской Сфере Сопроцветания" кружится голова у правителей,генералов и адмиралов. Финиш бывает один - либо твой флот пополняет собой флот противника, либо превращается в металлолом. А великая империя становится зоной оккупации. Или местом революции. И никакого величия в результате.