Продолжение исследования...
Начало тут (рекомендую ознакомиться перед прочтением этой статьи):
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Сегодня я хочу рассмотреть несколько книг разных авторов, посвящённых ставкам и бункерам Гитлера, а также особенностям строительства немецких фортификационных сооружений времён Второй мировой войны. Эти книги смогут пролить свет на некоторые вопросы, связанные с "Беренхалле" и приблизить нас к разгадке этой тайны ещё на шаг. И, конечно, часть необходимых материалов я нагло украду из сети Интернет.
Итак, что это за книги?
1.) Франц Зидлер и Дейтер Зигерт. "Секретные штаб-квартиры Гитлера".
2.) Нейл Шорт. "Штаб-квартиры Фюрера"
3.) Дж.Э. Кауфман, Г.У. Кауфман. Фортификация Второй мировой войны 1939-1945. III рейх.
Рассматривать материалы книг я буду не каждой в отдельности, а в совокупности для ответов на те или иные вопросы. Источник информации (книгу) я буду указывать цифрой, не дублируя всё название книги.
Беренхалле и другие ставки Гитлера
Известно, что "Беренхалле" была не единственной ставкой Гитлера, а насчитывалось их великое множество. Почитаем, что пишут авторы про некоторые признаки, характерные для всех ставок фюрера и других высокопоставленных лиц, и сопоставим это с тем, что мы знаем про Гнёздово и "Беренхалле".
Для начала рассмотрим пару диаграмм, касающихся строительства ставок из книги [1]:
Первая диаграмма показывает сколько бетона было затрачено на ту или иную ставку, вторая - количество трудодней, затраченных на строительство.объектов и инфраструктуры. На первой диаграмме видно, что "Беренхалле" - один из аутсайдеров по количеству затраченного на строительство бетона, даже ставка "Вервольф", находящаяся в Виннице и во многом схожая, более чем в 10 раз превышает смоленскую по этому показателю. А вот на второй диаграмме видно, что трудозатраты на строительство "Беренхалле" превышают "Вервольф". Таким образом, основная доля строительных работ в ставке пришлась не на строение бетонных укреплений, что ставит под сомнение версию о наличии в Гнёздово большого подземного сооружения, что вполне согласуется с гипотезами, выдвинутыми мной в прошлых частях исследования.
Теперь рассмотрим общее описание ставок и бункеров Гитлера, а также иных лидеров III рейха, приведённое в книге [3]:
Что из этого следует: большая часть ставок Гитлера представляла собой хорошо охраняемые территории, в основном состоящие из деревянных строений, фюрер строил их во всех местах, куда бы он не приезжал. Таким образом, Смоленск рассматривался как одно из мест потенциальных визитов. С чем это связано? Скорее всего, причина в том, что рядом находилась ставка группы армий "Центр", и Гитлер видел необходимость в личном участии в оперативном управлении войсками группы армий, тем более, что фельдмаршал фон Клюге был известен определённым странностями в поведении и его позиция часто шла в разрез с генеральной линией фюрера. Об этом имеется много свидетельств в исторической литературе. Кроме того, многие из вождей рейха также хотели иметь защищённые бункеры, так что иные бетонные объекты Красного бора и Гнёздово могли вовсе принадлежать не Гитлеру. Практически все ставки имели в непосредственной близости железнодорожные станции и аэродромы. что также полностью согласуется с нашей гипотезой о местоположении "Беренхалле". Рассмотрим схемы других ставок Гитлера, приведённые в рассматриваемой литературе:
1.) Ставка "Вервольф":
2.) Вольфштанце:
3.) Танненберг:
Как мы видим все ставки находятся в глухих лесных массивах, большей частью состоят из деревянных бараков. Исключением является Вольштанце, где расположено большое количество бункеров. Но следует понимать, что это основная ставка Гитлера, где он провёл большую часть времени во время войны, управляя войсками. Трудозатраты и расход бетона, исходя из диаграмм представленных выше, на эту ставку были колоссальными.
Таким образом, в "Беренхалле" нужно искать не бетонные сооружения и подземные ходы. а места расположения бараков, пунктов досмотра, подъездных дорог, железнодорожных веток и иных инфраструктурных сооружений. Всё говорит о том, что подземной берлоги в Гнёздово не было.
Теперь познакомимся поближе с устройством зданий и инфраструктуры в ставках Гитлера:
Вот фрицы кутят в ставке "Вервольф" [2]:
Мы видим, что это, скорее всего, обычное здание, никакой не бункер...
А вот убранство кабинета Гитлера в бункере:
Как мы видим, всё очень аскетично, обращают на себя внимание низкие потолки. Что-то подобное могло быть на нижнем этаже гнёздовского колпака.
А вот кабинет Гитлера в "Вервольфе", расположенный в бараке:
Обычный дом. Высокие потолки. Камин. Большие окна.
В гнёздовском колпаке сохранились интересной формы двойные двери. Как оказалось это стандартный атрибут многих бункеров Гитлера. Предназначена она, для эвакуации из помещений, если нижняя часть заблокирована:
Как видим, полная аналогия с Гнёздово:
Ещё следует обратить внимание на форму потолков Гнёздово, их мы ещё не раз увидим в других бункерах фюрера, она же на фото сверху:
Немного про "Верфольф"
Ставка "Верфольф", расположенная в Виннице строилась одновременно с "Беренхалле" и имеет с нашей очень много общего. Обратимся к источнику [1]:
Теперь переведу то, что я подчеркнул:
Ставка "Вервольф" располагалась на территории в 19 Га в лесном массиве в 8 км севернее Винницы (ничего не напоминает???). Состояла из 19 строений общей площадью 4928 м2, а 12705 м2 занимали барраки Люфтваффе и RAD (Reichsarbeitsdienst, Имперская служба труда, в ней проходили обязательную трудовую повинность граждане фашистской Германии, здесь они работали на организацию Тодт). 3 малях бетонных бункера, защищающих от удара с воздуха имели площадь 81,5м, на них было затрачено 9900 м3 бетона, 81,5м3 на м2 помещений (для "Беренхалле" этот коэффициент - 900/43 = 20,9 м3, что значительно меньше). 3 дизельных генератора в специальном строении обеспечивали аварийный источник питания в случае аварии (в Беренхалле их было 2). Система аварийного электрообеспечения потребовала 2550 метров воздушной поводки и 1330 метра подземных кабелей. Вода поступала из двух 120-метровых колодцев (точно как в "Беренхалле"). Вода для обеспечения бралась из реки Буг и закачивалась в том числе в большой резервуар круглой формы для использования в аварийных ситуациях (в Гнёздово такого не было, судя по описанию).
Было дополнительно высажено около 800 деревьев и несколько тысяч кустарников. На работах было задействовано 8000 работников организации Тодт и 1000 русских военнопленных в первом этапе с ноября 1941 по сентябрь 1942 года (это значительно больше, чем в "Беренхалле").
Было проложено более 2,4 км дорог с твёрдым покрытием и 1.7 км пешеходных дорожек. Существовавший шестикилометровый периметр, окруженный колючей проволокой и 12км ограждений типа Flanders hedge (тип преграды из колючей проволоки, применявшийся немцами во Фландрии, вид этого ограждения приведён ниже), был позже расширен на 1,6 км, что потребовало привлечения 1250 сотрудников Тодта, русские к этим работам не привлекались. Позже была создана сеть из подземных постов для батальона охраны фюрера и команды СС (тут речь идёт, видимо, о ДОТах). Это было сделано для повышения эффективности охраны фюрера.
Четырёхсотметровая платформа для поезда Гитлера была подключена к водопроводной системы ставки.
Ещё один интересный факт [2]:
Из этого отрывка следует, что Вервольф также была впоследствии передана штабу группы армий, только сейчас речь идёт про группу "Юг", ставка которой также находилась поблизости...
Ещё раз про железнодорожную платформу
Таким образом, ставка "Вервольф" во многом похожа на "Беренхалле". Многие данные просто "один в один" повторяют нашу справку из немецкого архива по "Беренхалле". Я сначала подумал, что здесь есть ошибка и некоторые данные Вервольфа были переложены на "Беренхалле". Если бы не одно "но"! В этой же книге [1] через пару страниц имеется следующее описание "Беренхалле":
Как мы видим всё соответствует известной архивной справке. Всё, да не всё!
Читаем последнее предложение:
"an extra 800 metres of track extended to Gniesdowo station, where the platform was lengthened to 450 metres."
Переводим:
"800 метров дополнительных путей было проложено к станции Гнёздово, где платформа была удлинена до 450 метров"
Читаем справку:
"Для специального поезда Фюрера было построено 800 метров стыковых путей к вокзалу Гнездово и 450-метровая платформа."
Читаем другую книгу:
То же самое. Платформа была удлинена.
Смотрим съёмку 1944 года и оцениваем размеры станции Гнёздово:
Таким образом, никакой платформы построено не было, поэтому мы её найти и не моогли. Немцы просто перестроили станцию Гнёздово и проложили дополнительный путь в лес, где Гитлер мог пользоваться вот таким помостом, как показано на рисунке:
Только непонятно с какой стороны от путей была платформа. Тут нам поможет рисунок Оберхойзера:
На рисунке он указывает сторону, противоположенную нынешнему расположению платформы. У него платформа находится со стороны "Беренхалле".
Буквально вчера на форуме smolbattle появилась ещё одна фотография Гнёздово, сделанная в 1943 (спасибо пользователю
beaton):
Немного поглумимся над фоткой:
Что тут обозначено:
Синий - платформа "Гнёздово". предназначенная для поезда Фюрера;
Оранжевый - предполагаемая граница комплекса "Беренхалле";
Красный - подъездная дорога к "Беренхалле" и переезд "Гнёздово";
Желтый - водный канал и небольшой водоём;
Голубой - две ветки к "Беренхалле", находящиеся в лесу. На одной из них на фото стоит состав
Зелёный - комплекс деревянных сооружений и дом. Особое внимание следует обратить на 4 сосны. Вот они в увеличенном масштабе:
Теперь вернёмся к фото поезда FBD из 3-ей части:
1 - ветка в лесу, дом и сооружения из дерева
2 - ветка, 4 сосны и водоём
3 - станция Гнёздово, магистраль, колючая проволока ограждения какого того объекта и мотоцикл за ней.
Измерим примерно длину двух веток, проложенных в лесу:
Вот и "800 метров пути" из архивных справок нашлись.
Какие выводы:
1.) В 1941-1942 годах на данной ветке стоял специальный состав, на подписях к некоторым фото фигурирует некоторая строительная бригада. Ставка строилась в 1941-1942 годах.
2.) По многим свидетельствам могилы расстрелянных польских офицеров в Катыни обнаружили сотрудники организации "Тодт" в 1942 году, среди которых были и поляки, а располагались они в эшелоне на станции Гнёздово.
Не про один ли и тот же поезд идёт речь?
В любом случае, с ЖД-ветками и платформой мы разобрались. Теперь предположительное расположение всех элементов ставки, описанных в архивах, нам известно.
Продолжение следует...