Хранитель времени

Jan 16, 2012 17:20


Знающие люди назвали «Хранителя времени» главным доводом в пользу 3D со времён «Аватара» и с этим трудно спорить. Да я и не буду. Впервые после того же «Аватара» я ощутил перед собой огромное окно в другой, волшебный мир.

Всё-таки 3D создан не для крупных статичных планов, а для стремительных пролётов сквозь движущуюся толпу, для динамичных погонь, для живого клубящегося пара и замысловатых вращающихся механизмов. Здесь оно совершенно органично и не вызывает раздражения.

Даже непонятно откуда такой холодный приём этой замечательной картины у нас в России. Зависть? Пресыщенность «хорошими» (а может действительно хорошими, без сарказма?) фильмами и 3D технологиями? Или может быть имя Жоржа Мельеса (великого французского режиссёра конца XIX - начала XX веков) для нашего зрителя лишь пустой звук? Лично для меня это остаётся неясным.

Ну-с, приступим.

Сначала хотел написать, что по жанровой принадлежности этот фильм можно с натяжкой отнести к фэнтези, но потом понял - это фэнтези без всяких оговорок. Да, пусть здесь нет магов и волшебства в общепринятом понимании этого слова, нет волшебных палочек и колец всевластья. Но здесь магия иного толка - магия кино. «Хранитель времени» заставил меня вспомнить, за что настоящие киноманы любят кино. И это отнюдь не умопомрачительные спецэффекты, хотя и они играют не последнюю роль. В первую очередь - это талантливые люди, делающие это кино.

Я никак не ожидал увидеть волшебную, почти рождественскую сказку, вышедшую из-под пера мастера криминальной драмы и байопиков всех мастей.

Когнитивный диссонанс засчитан.

Режиссура просто замечательна. Ничего лишнего. Скорсезе удалось совместить холодную механистичность с душевной теплотой и почти детской наивностью.

Низкий поклон Мартина Скорсезе кинематографу в целом и Жоржу Мельесу в частности.  Веха в творчестве мэтра.  Замечательная сказка для всех возрастов (а именно такие сказки являются самыми лучшими) с лёгким налётом детектива и историчности. Жаль, что поняли и оценили эту сказку очень немногие.

Надо признать, что я давно являюсь искренним поклонником творчества Скорсезе. Помнится, лет десять назад, посмотрев «Алиса здесь больше не живёт», я возмутился, что, мол, фильм-то неплохой, но это не фильм Мартина Скорсезе. «Хранитель времени» в гораздо меньшей степени напоминает его типичное кино. Вот только возмущаться этим совсем не хочется.

Хотя талантливый режиссёр - талантлив во всех жанрах.

Аса Баттерфилд - если этот мальчик сумеет правильно распорядиться своим талантом - в Голливуде появится новая звезда. Он был очень хорош ещё в «Мальчике в полосатой пижаме» 2008 года.

Бен Кингсли не раз был уличён в легкомысленном отношении к выбору ролей. Да, у него имеются действительно гениальные работы в «Ганди», «Оливере Твисте», «Списке Шиндлера», «Счастливом числе Слевина» и т.д.

Но встречаются в его фильмографии даже не проходные, а откровенно странные роли - «Бладрейн» самый яркий тому пример (плюс целое сонмище однотипных злодеев во всяких пустышках). Пожалуй, роль в «Хранителе…» является у него лучшей работой со времён всё того же замечательного «Счастливого числа Слевина».

В персонажа Хлои Морец из незабвенного «Пипца» - Убивашку - я влюбился практически мгновенно. Здесь же её героиня менее боевита, но на игре юной актрисы это почти не сказывается. Её экзальтированной искательнице приключений веришь.

Саша Барон Коэн всё ещё клоун, но теперь - лирический. Растёт? Пожалуй. Если будет двигаться в том же направлении, пожалуй, будет любопытно посмотреть на его роли лет через пять-десять.

Остальные - включая Кристофера Ли и Джуда Лоу - появляются лишь на несколько минут, создавая, тем не менее, общее благостное впечатление.

Завораживающая музыка Говарда Шора помогает погрузиться в сказочную атмосферу вокзала Монпарнас, расписанного волшебными красками воображения Скорсезе.

Из минусов можно отметить посредственную работу оператора во всё тех же крупных статичных планах (маститый оператор Роберт Ричардсон иногда тоже лажает) и не слишком удачный дубляж. Но последнее имеет весьма отдалённое отношение к создателям фильма.

Следует отметить, что книга, по которой снят «Хранитель времени» («Изобретение Хьюго Кабре» Брайана Селзника), частично основана на реальных событиях. Мельесу, к примеру, действительно пришлось работать в привокзальной лавке игрушек под конец жизни. А о его вкладе в кинематограф мало кто помнил до 1932 года.

Небольшое лирическое отступление.

Знаете, кто был первым достоверно установленным видеопиратом?

Обожаемый американцами Томас Алва Эдисон! Плоть от плоти своего народа, манагер от науки. В 1903 году Эдисон купил и растиражировал копию фильма «Путешествие на Луну» на территории Соединённых Штатов. Да и со многими другими фильмами режиссёра Эдисон потупил аналогично. Это обстоятельство сыграло далеко не последнюю роль в финансовом крахе Мельеса. Он остался без прибылей и вскоре разорился. Нет, конечно, он был скорее увлечённым мечтателем и творцом, нежели суровым дельцом, мёртвой хваткой вцепившимся в прибыль от своих фильмов. Но именно эта подлость пагубно сказалась на жизни и творчестве великого фантазёра.

Итак, твёрдые 9 баллов. Браво, мастер. Спасибо.
Киногод начался у меня хорошо.

Кино, Сказки

Previous post Next post
Up