Рецензии на книгу «Метод Коляды»

Jan 17, 2024 20:59













Елена Соловьева. Метод Коляды. Екатеринбург, Свердловская областная библиотека им. Белинского, 2022. 488 стр.
Перед вами документальная книга о мире, созданном Николаем Колядой. Попытка его описать через рецензии на спектакли и разбор премиальных листов международной премии «Евразия», репортажи с фестивалей «Коляда-Plays» и интервью, сделанные в разное время с ним самим, его актёрами и учениками. Здесь собраны материалы с 2004 по 2023 год. Драматург, прозаик, актёр, режиссёр, сценарист, создатель частного театра с мировым именем, основоположник Уральской школы драматургии, заслуженный деятель культуры Российской Федерации, лауреат международной премии им. К.С. Станиславского, он прежде всего настоящий просветитель, и на сцене, и в прозе ведущий «борьбу за человека».
Книга является по-настоящему «народным проектом»: частично деньги на её издание собраны методом краундфандинга. Более 100 участников со всей страны, которые помогли «Методу» увидеть свет, упомянуты на отдельной странице. Журналисты в шутку называют её «Священной книгой фан-клуба любителей Коляды».
«Метод Коляды» интересен тем, что органично соединяет в себе несколько подходов, это не просто хроника: ряд материалов обладают качеством глубокого научного исследования», не теряя при этом яркой публицистичности. И если критик Дмитрий Бавильский назвал «Метод» «Книгой преданности и любви», то критик Александр Чанцев считает, что она «читается как хороший детектив». В 2023 году на региональном уральском конкурсе «Книга года» «Метод Коляды», вышедший в издательстве Свердловской научной библиотеки им. В.Г. Белинского, взял сразу две награды - «Дебют года» и «Выбор читателей».

Собственно рецензии. Огромное спасибо авторам!

*Дмитрий Бавильский. Книга преданности и любви// Знамя №6, 2023
https://znamlit.ru/publication.php?id=8705

«Екатеринбургская писательница и театральный критик Соловьева любит «Коляда-театр», и ей повезло. Труппа, во-первых, находится в ее городе, а во-вторых, работает на пике творческого и какого угодно расцвета: только успевай ходить на прогоны и премьеры, участвовать в обсуждениях и фестивальных просмотрах.

Тут, конечно, интересно, что первичнее: сам театр или фигура отца-основателя «Коляда-театра», выдающегося актера и режиссера, драматурга и прозаика, театрального делателя и культуртрегера ренессансного разнообразия и размаха - Николая Коляды, заварившего на Урале институцию небывалого качества да количества. Кажется, сколько Коляду ни хвали - все равно не опишешь и половины им сделанного. Статьи, эссе, рецензии и интервью из книги Соловьевой удивляют количеством достижений, внезапно ставших видимыми и ощутимыми, - где, как не в толстом-толстом сборнике, особенно видны достижения театрального искусства? - скажем, официальный чат театра, где нужно ходить по ссылкам для создания ощущения цельности театральной истории, такого эффекта не дает.
Книга называется «Метод Коляды», на которого, казалось бы, все и завязано, но главное здесь все же - явление неформального театра, ставшего идеальным выражением времени и места, где ему выпало работать.
Большую часть сборника, изданного областной публичкой по подписке на средства поклонников этого театра (последняя страница сборника перечисляет имена и фамилии десятков дарителей), составляют материалы, рассказывающие и о художественном руководителе, и о его актерах, соратниках, подчас единомышленниках и уж точно соавторах".

*Дмитрий Бавильский. Книжная полка Дмитрия Бавильского// Новый мир №3, 2023

https://nm1925.ru/articles/2023/05-2023/knizhnaya-polka-dmitriya-bavilskogo/
Такая книга, изданная с помощью краудфандинга, могла явиться лишь в Екатеринбурге, где, с одной стороны, существуют высокохудожественные частные инициативы, вроде рок-клуба или Музея андерграунда, а с другой, есть устойчивое количество вменяемой публики, интересующейся актуальными тенденциями и способной ежедневно заполнять выставочные и зрительные залы.

*Александр Чанцев. Ухватиться за хвост кометы. Увлеченный гид по театральному миру Николая Коляды// Учительская газета , №41 от 10 октября 2023
https://ug.ru/uhvatitsya-za-hvost-komety/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D
«"И со всем этим интересная вещь происходит, редкое явление. Прямо настоящее волшебство какое-то (о волшебстве - не всегда точно ясно, откуда возникающем эффекте колядовских постановок - пишет и автор). Все такое обычно на живую нитку и распадается, тут же читается, что детектив хороший, весьма бодро и задорно.
Так что же такое театр Николай Коляда? Театр одного очень, очень увлеченного человека - и труппы, группы людей, таких же энтузиастов (в беседах с актерами одна из сквозных тем - вот так хотел играть, что переехал, поменял жизнь ради…). Театр вроде бы о простых людях, низовых почти - здесь и сейчас, кредит и шиномонтаж, - темах, но и элитарный одновременно. Независимый уж точно.
По сути, книга и посвящена попытке определить, что же там на сцене (за кулисами, в зале) происходит. И определений, как и ведущих к ним жанров, будет очень много - авторских ли, актерских ли, еще чьих-то. Так как все вокруг Коляды, от участников его театра до публики («работают все, работают наши кролики, работают наши змеи, работает наша черепаха»), сплочены весьма, то без авторской атрибуции дам дефиниции некоторые. «Элитарный театр для всех» (что мы и говорили), «единственный в России антибуржуазный театр», «живой, настоящий, сегодняшний». Или вот еще: «Коляда любит устроить бардак, хаос, из которых потом все и рождается». И даже так: «Коляда - он санитар этих индустриально-промышленных джунглей».

•Татьяна Риздвенко. Коляда и все-все-все// Журнал «Кольцо А» № 170
https://www.soyuzpisateley.ru/publication.php?id=1855

«"Елена Соловьева - писатель, литературный и театральный критик, культуртрегер (обойдусь здесь без феминитивов) написала книгу «Метод Коляды». Увесистый том, массивность которого скрадывается бирюзово-голубым цветом и дизайнерским решением обложки, насчитывает почти 500 страниц. Объем книги занимают статьи, рецензии, сетевые заметки, многочисленные интервью, цель которых - обрисовать и постичь сложный феномен, компактно и емко сформулированный в названии.
Метод Коляды - это и личность драматурга, режиссера и писателя Николая Коляды. И созданный им Коляда-театр, которому уже 20 лет. Фестивали, придуманные и организованные театральным деятелем. Многочисленные спектакли. Птенцы гнезда, актеры Коляда-театра. Режиссеры и драматурги - ученики Николай Коляда . Кино, поскольку «профессиональные способности актеров «Коляда-театра», их работоспособность и вкус к эксперименту весьма ценят и кинорежиссеры. Колядинцы, что называется, и группами, и поодиночке, работали на картинах с такими разными по почерку кинематографистами, как Алексей Федорченко, Андрей Кончаловский, Андрей Прошкин», не говоря уже о сериалах.
Понимая, сколько всего содержит «Метод Коляды», отдаешь должное ее автору. Несмотря на листаж, книгу можно поднять и даже носить с собой, поскольку увлекает и захватывает. Состоящую из многих компонентов-материалов, ее, в общем, можно читать, открыв на любой странице. Но мне было приятно придерживаться хронологии и авторской логики. По старинке пользоваться закладкой, последовательно перемещая ее из вечера в вечер.
В собственном проекте, не побоюсь этого слова, Елена Соловьева выступает и автором, и биографом Николая Коляды, и настойчивым исследователем, да еще и продюсером издания, что тоже нельзя не упомянуть…»
Помимо рецензий на ключевые - или все? - спектакли Коляда-театра, в книге уместились и репортажи с ежегодно проводимых театральных фестивалей Коляда-plays. В которых Елена Соловьева участвует как журналист, критик, репортер. Эти хроники мало того что здорово расширяют горизонты знания о театральной обстановке в России, но интересны и с литературной точки зрения. Иногда видно, как драматургия перехлёстывается за рамки театра, или жизнь - за рамки самое себя, рождая буднично-фантасмагорические сюжеты. Для меня как для «просто читателя» этот блок оказался самым увлекательным".

•Анна Кузьмина. Уроки Коляды// Дзен-канал «Белинка. О книгах»
https://dzen.ru/a/ZEnZ2QnUf1_UpogR

«"У Коляды свой режиссерский стиль. Кого-то его манера может оттолкнуть, другие беззаветно влюбляются в его спектакли. Значительную часть репертуара театра составляет классика (Шекспир, Чехов, Т. Уильямс, Пушкин, Толстой и др.). Причем если свои пьесы Коляда ставит в более реалистичной манере, то в постановках классических произведений всегда присутствует элемент бунта, который выражается через гротеск, «скоморошество», пародию. Ведущий артист театра Олег Ягодин объясняет «метод» Николай Коляда так:
«У него есть момент личного конфликта с театром - и отсюда дополнительный элемент объема. Он не любит бутафорский театр, искусственный, неживой». (Елена Соловьева. Русский «Оскар» для уральского Гамлета)
Постановки Коляды задевают за живое, после его спектаклей редкий человек не спрашивает себя недоуменно: разве «таким» был задуман Гамлет Шекспира, неужели «об этом» писал Чехов в «Вишневом саде», правда ли Пушкин вкладывал «такой» смысл в «Бориса Годунова»?»

•Евгений Иванов. Мемуары восхищённого зрителя// Культура Урала №10, 2022

https://www.muzkom.net/sites/default/files/kultural/ku_122022.pdf
*Книга «Метод Коляды» в 2022 году вошла в топ "100 событий года в культуре Свердловской области" по версии портала "Культура Урала":
https://uralcult.ru/kniga-stala-narodnym-podarkom-k-yubileyu-nikolaya-kolyady-151814

Коляда, мои тексты, интервью, театр, Белинка

Previous post Next post
Up