Герой нашего времени?
Иногда впечатления от спектакля складываются не только из действий, происходящих на сцене. «Ельцин центр», например, расположен чуть на отшибе и, пока бежишь к нему от улицы Ленина, вдоволь нахватаешься панорамных видов заснеженной набережной и холодных отражений в стёклах небоскрёбов ЕКБ-Сити. Внутри самого зиккурата (никогда не могла отделаться здесь от пелевинских ассоциаций) вечером в понедельник безлюдно. Хайтековские чертоги Снежной королевы. Того и гляди - заставят сложить из льдинок слово «Вечность».
Театральная платформа «В Центре» на пятом этаже. Высокая концентрация уважаемых театральных людей в холле сама по себе свидетельствует если уж не об успехе грядущей премьеры, то о качестве творческого эксперимента, который здесь осуществляют. Спектакль «Неважно себя чувствую» именно что эксперимент. В программке обозначено «По мотивам произведений и дневниковых записей Даниила Хармса и его окружения».
Обстановка, в принципе, располагает. Помещение на 30-40 зрителей, «ламповый» торшер из семидесятых, сценическое возвышение и занавес в духе Красной комнаты Дэвида Линча. Структура постановки (час тридцать без антракта) незамысловата. На фоне занавеса в круге света в белой рубашке сидит Константин Итунин и тянет с перебивками монолог, без особого блеска стилизованный под рассказ Хармса «Утро», каждый раз начинающийся словами: «Сегодня я проснулся в два часа дня». Вариации унылого отчёта невелики: молодой герой себя всегда неважно чувствует, не находит сил найти работу, выйти к друзьям, даже для того, чтобы занять денег, питается макаронами вперемежку с дешёвым пивом.
Его время от времени в разных комбинациях настойчиво перебивают четверо: мужчина в сандалиях и носках (видимо, некий намёк на «обывателя русского-обыкновенного»), модный вьюнош с платочком под цвет занавеса в кармане клубного пиджака, секс-дива в чёрном вечернем платье и смешная девушка Лиза. Понятно, что они олицетворяют некие активные формы жизни.
Если что-то и есть в постановке от Хармса (ну, как я его понимаю, не претендуя на объективность), то это игра обаятельной, угловатой Лизы Неволиной, которая и поёт, и двигается, и читает с той мерой отстранённости и абсурдности, которая присуща текстам великого обэриута. Остальные персонажи как-то совсем из другой тональности, а местами и вовсе дидактически нагружены не хуже од Василия Тредиаковского. Герой Итунина в финале, кстати, срывается на крик, перечисляя все громкие политические события недавнего времени, приправляя их трупами сталинских времён и пентхаусами нынешнего правительства. Но лично для меня осталось загадкой, что же он имел сказать? То ли всё им перечисленное довело его до пьянства, депрессии и социальной апатии, то ли он в потенции будущий гражданский активист? И в следующий раз, проснувшись уже не в два часа дня, а пораньше, решительно выйдет на митинг?
Была и ещё одна авторская задумка, мною с лёту не дешифрованная. В программке указаны авторы текста: Владимир Антипов и Алексей Забегин. Указаны авторы постановки: Алексей Забегин и Владимир Антипов. Я понимаю, что за свет отвечает Тая Сапурина, за звук Владислав Балин, постановочной частью заведует Максим Шкурин. Но вот кто из артистов Ильдар Гарифуллин, а кто Дмитрий Михайлов, я не поняла. Весь состав участников просто перечислен через запятую. Слава богу, я знакома с Лизой Неволиной, Костей Итуниным, а Варвару Брылину помню по ЦСД. Методом исключения можно предположить, что за фортепиано Алина Ежакова.
Впрочем, ситуацию несколько прояснила Наталья Санникова, руководитель Театральной платформы:
«Это постдраматический театр в чистом виде, обозначаются типы, а не характеры. Герой Кости - что он такое? Вряд ли персонаж должен вызывать сочувствие или сострадание. Герой нашего времени. В нем пустота. Пассивная. В Зилове была активная, а здесь пассивная - устал, выдохся, неважно себя чувствует…»
Автор Елена Соловьева, фотографии предоставлены пресс-службой Ельцин Центра
17.03.2021.
https://uralcult.ru/persons/theatre/i119384/?fbclid=IwAR0ALE2GfuccNjO4WfILHlkrNDJlp0wxiBEwWGpa_68jwOMuBNZ8HF27fRc