Я уже рассказывал вам о своём визите в Храм в день Рождества Христова. Рассказывал о том, что я говорил тогда в стенах этого Свято-Духова Кафедрального Собора...Говорил о многом - о политике, об экономике, о демографических проблемах, об олигархах и тунеядцах, демократии и убийствах, войне и мире...Прихожане слушали меня, словно новости по телевизору смотрели.
Но было бы неправильно, оказавшись в церкви, ни слова не сказать о самой Церкви. Причём сказать о ней хорошо, а не наоброт. Ведь я много лет проработал лектором Всесоюзного Общества "Знание" и был самым воинствуюшчым безбожником во всём Шкловском районе. Меня все попы Шкловшчыны боялись, как черти ладана.
Человек способен в различных обстоятельствах вести себя по разному, мимикрировать не хуже хамелеона. Я такой способностью наделён получше многих. Поэтому мне не составило ни малейшего труда нахваливать нашу Православную Церковь без всякой шпаргалки, словами, идушчыми из нутра. В смысле - изнутри.
Я мог бы написать так : "словами, идушчыми от души", но вместо души у меня сами знаете что. Нутро. Чувствительное нутро. Отсюда моя фирменная фраза - "нутром чую". А ишчо я в молодости любил поговорку : "где была совесть - вырос хер".
Помню, я работал депутатом Верховного Совета и сказал на всю страну, что отказываюсь от имеющегося у меня земельного участка...А сам не отказался. И когда меня один человек в телефонном разговоре спросил по этому поводу "Где же Ваша совесть, Александр Григорьевич ?", я ему объяснил, что вместо неё на том месте выросло...Молодой ишчо был, горячий...
Свою Рождественскую речь в Храме я начал с признания, что в Храме мне непросто говорить, потому как здесь невозможно врать.
ЛУКАШЕНКО : "Я долго думал о том...Для меня это очень сложно всегда - говорить в Храме, потому что здесь вроде и молчать нельзя, и неправду говорить нельзя. Даже дипломатия здесь неуместна"
На самом деле неправду в Храме говорить можно. Вернее, возможно.
Нам Иисус Христос завешчал одинаково говорить правду как в Храме, так и вне его. Никакой границы не проводил Вот торговля - другое дело. Торговать в Храме по Его понятиям было нельзя, а вне Храма - можно. Врать же с точки зрения Христа одинаково греховно везде...Нет никакой разницы, где ты врёшь.
Поэтому ложь в стенах Церкви даётся мне также легко, как и в любых других местах. А то, что в Церкви лгать мне, якобы, "очень сложно", это я для правдоподобия придумал, что вот, мол, ребятки, уж сейчас-то я вам начну говорить правду и ничего кроме правды....И чтобы про меня люди могли сказать : "Всё-таки Лукашенко не тот человек, для которого нет ничего святого. Видите - сам признался, что в Храме ему сложно врать...Значит, что-то в нём святое осталось на самом донышке...".
.Я к чему решил вернуться сегодня к теме моей Рождественской речи ? Сейчас объясню.
Как оказалось, многие люди ничего в ней не поняли. А те, кто не понял, но попытался разобраться самостоятельно - махнули потом рукой, мол, это дело психиатров.
На сайте газеты "Наша Нива" один нехороший человек, сбежавший в своё время из Беларуси в Киев, всё сокрушался, что у него ум за разум заходил, когда он сделал попытку проследить за ходом моих мыслей...Запутавшись, он написал статью, в которой задал себе и читателям дюжину вопросов...
ЧЁРТОВУ ДЮЖИНУ. Вернее, он представил дело так, что это я поставил эти вопросы-загадки, над разгадкой которых теперь безуспешно бьются мои многочисленные критики, биографы и просто люди неравнодушные.
Вижу, мне придётся внести ясность...Сами люди не разберутся. Не хватит извилин...Этот, как его ? - который в Киев сбежал и оттуда строчит пасквиль за пасквилем против Президента...Владимир Подгол !...Да, Владимир Подгол. К нему хочу обратиться.
Ну ты же с высшим образованием ! Ты давно, гадёныш, следишь за мной, изучаешь под микроскопом, как инфузорию-туфельку...."Пули для Президента", "Народный Телевизор" - все эти твои брошюрки клеветнические есть в моём архиве...Так неужели, зная про меня столько всего, нельзя было самому докумекать, что скрывалось за той или иной фразой Главы Государства ?...Оказалось, слабо. Поверхностным человеком Владимир Подгол оказался.
И вот мне теперь приходится самому на пальцах объяснять, как когда-то в школе на уроках истории.
Ладно, если уж я загадал ребусов, то мне их, судя по всему, и разгадывать...
Я не стану отвечать на все вопросы, которые там обозначил Подгол, по пунктам, а просто расшифрую всё своё выступление, и если вдруг и тут чего-то будет непонятно - спрашивайте, я попытаюсь разжевать то, что окажется неразжёванным.
Итак, поехали...
ЛУКАШЕНКО : "Сегодня Церковь в Беларуси превратилась в один из оплотов нашего Государства, которая обеспечивает вместе с другими заинтересованными органами власти, организации баланс нашего общества."
Подгол спрашивает : что это такое ? Видимо, ему непонятно, как Церковь может быть возведена в ранг "органа власти" ? И главное - зачем ?
Я считаю, что запросто может и уже возведена. Чем мы хуже той же России ?
Поставить Церковь себе на службу у меня было как минимум четыре причины.
Во-первых, получив статус "органа власти" навроде "органов внутренних дел", Церковь обезоруживается как потенциальный противник власти. Вспомните, как было в Польше в 80-х годах прошлого века. Ватикан принял сторону профсоюза "Солидарность" в его борьбе против коммунистической власти...Поляки весьма набожны, и, разумеется, в большинстве своём, с подачи Ватикана, выступили против властей..Забастовки, демонстрации и так далее - всё это в итоге похоронило коммунистический режим Ярузельского. Мне это надо ? В Сербии православная церковь выступила против Милошевича в период гражданских протестов. И где теперь Милошевич ? Умер в гаагской тюрьме.
Во-вторых. Если Церковь - один среди прочих органов власти, то она должна разделять политику Президента, поддерживать и агитировать за неё. За Него. Лишний агитатор мне никогда не помешает.
В-третьих. Если Церковь - один из оплотов Государства, таких как КГБ, МВД и так далее, если Церковь - "орган власти", то как Глава Государства я вполне могу рассматривать себя подлинным Главой Белорусской Православной Церкви. духовным лидером нации навроде аятоллы Хомейни в Иране.
В-четвёртых, я не терплю параллельных властных структур. Я за строгую властную вертикаль, когда все ветви власти не сами по себе, а подчинены одному человеку. Как было не приплюсовать к исполнительной, законодательной и судебной ишчо и духовную власть ?
На инаугурации в 2010 году во время присяги у меня за спиной стояли председатели двух палат парламента Рубинов и Андрейченко (законодательная власть), председатель Верховного Суда Сукало (судебная власть), митрополит Филарет (духовная власть) и председатель Центизбиркома Ермошина..Сам я олицетворял власть исполнительную.
Теперь поясню, чем именно Церковь "обеспечивает баланс нашего общества"...Тем, что не "раскачивает лодку", как католические священники в Польше, поддержав Леха Валенсу, как православные попы в Сербии, взявшие сторону Воислава Коштуницы.
Двигаемся дальше.
ЛУКАШЕНКО : "Так где наша Церковь ? Конечно в Государстве. Но власть излишне не должна вмешиваться в дела Церкви. Ни в коем случае. Церковь более чем другая организация является самостоятельной в нашем Государстве. И мы это поддерживаем."
В чём выражается эта самостоятельность ? Да вот прислали нам служить митрополитом вместо уважаемого Филарета некоего Павла из Рязани, а меня не спросили, не посоветовались, предварительно не согласовали... Что мне было в этой ситуации делать ? Протестовать ? Звонить Патриарху Кириллу и убеждать его, мол, у меня имеется своя кандидатура, а Павла нам не надо ?
Допустим, я бы так и поступил...А меня бы наклонили, мол, не лезь не в своё дело, Александр Григорьевич...И стоял бы я, как опалёванный. Как не Хозяин в собственном доме.
Когда ты не можешь остановить какой-нибудь нежелательный для тебя процесс, то чтобы не потерять лица, самое лучшее - этот процесс возглавить. Якобы, всё происходит не вопреки твоей воле, а наоборот - по твоей инициативе..Отсюда и фраза "мы это поддерживаем.". Думаю, здесь вы меня поняли.
Моя неспособность влиять на принятие кадровых решнений Священного Синода РПЦ МП невольно заставляет меня иногда задумываться о независмости Белорусской Православной Церкви. Если у нас независимая страна, то и церковь должна быть независимой от влияния извне, не так ли ?
На церемонии Инаугурации 2015 митрополит Павел не вышел на сцену, чтобы стать плечом к плечу с Андрейченко, Сукало, Ермошиной и Мясниковичем...Отказался выйти. Представляете ?
Это был бунт. Самый настояшчый бунт. Намёк на то, что царь у нас один, и он сидит в Кремле...Ну не старенького же Филарета мне было просить по доброй памяти выйти и час с лишним на больных ногах простоять. Народ бы просто не понял.
Мне бы хотелось, скрывать не стану, чтобы каждый Патриарх пел дифирамбы своему Президенту...Как Гундяев Путину поёт..
Click to view
Но у нас, у белорусов, нет своего белорусского православного Патриарха...У украинцев он есть. У сербов есть. А у нас имеется лишь засланный митрополит, напрямую подчинённый российскому Патриарху Кириллу...И все печенюшки достаются моему уважаемому российскому коллеге Владимиру Владимировичу Путину. Разве это справедливо ?
ЛУКАШЕНКО : "Вы мне ответьте на один вопрос : у нас Церковь действует в соответствии с Законом, с Конституцией ? Конечно. А кто создаёт Закон, Конституцию ? Государство, Его Представитель. И все в Церкви, простите меня за это замечание - как Президент и Глава Государства я могу это сказать - должны понимать, что Церковь действует и функционирует в условиях СУВЕРЕННОГО и НЕЗАВИСИМОГО Государства"
.
А то некоторые в Церкви до сих пор не поняли и смотрят на меня, как на какого-нибудь губернатора некоего Северо-Западного Края.
Те, кому было адресовано моё замечание, едва услышав про функционирование в условиях независимого и суверенного Государства, наверняка задумали написать доносы в Москву, мол, Лукашенко действует, как раскольник, хочет нарушить единство нашей Церкви.
Я тонко сыграл на опережение, чтобы погасить всякое желание писать доносы... Я действовал в двух лицах : одновременно и как поджигатель, и как пожарник. Чиркнув спичкой и подпалив дом, я тут же хватался за огнетушитель и гасил пламя с криками "Смерть поджигателям!"
ЛУКАШЕНКО : "У нас всегда была единая, красивая, если хотите - красивая Церковь. Я имею ввиду не только наши здания и Храмы. Душой народа была Церковь. Она всегда такой останется. Никому не будет позволено нарушить единство нашей Церкви. Вот как хотите, так и понимайте меня.".
.
Ишчо я подумал, что если в РПЦ любят льстить правителям, то и в свой адрес церковники лесть тоже примут благосклонно. В таких случаях я действую по-принципу "Лей елей, да не жалей". Особенно когда перед этим ляпнул лишнее.
ЛУКАШЕНКО : "Церковь была у нас примером для подражания во всём мире. Такой она и останется."...
Совершенно абсурдно видеть Церковь примером для подражания...Это как падать стремительным домкратом. Как можно подражать Церкви ?! В чём ?!! Для кого ?!!
Это также нелепо, если сказать, что примером для подражания является, к примеру, Организация Объединённых Наций, Нобелевский Комитет или Академия Наук.
Сейчас-то я понимаю, что нёс совершеннейшую ахинею. Но в момент произнесения этой околесицы я подразумевал под Церковью не некий институт, а людей, его возглавляюшчых...Поэтому без всякой паузы, осознав нелепость собственной фразы, я поспешил разбавить эту нелепость более вразумительными словами, перенеся свою лесть с организации, равнодушной ко всякой лести, на живых людей в рясах со всеми их слабостями..
ЛУКАШЕНКО : "У нас прекрасные священнослужители, и я не для лести это говорю. Недостатки есть везде - и в кадрах, и так далее, но у нас в целом хорошие священнослужители. Дай Бог, чтобы в любом Государстве были такие. Я вам говорю, как Глава Государства."
В общем, я хотел сказать, что наши священнослужители лучше российских... России Бог пока не дал таких священнослужителей, как Беларуси. А если бы дал, то я не просил бы для России и других государств...
Не будучи до конца уверенным, что обо мне не напишут Путину и Гундяеву, как о раскольнике, я решил закрепить пройденный материал, как принято говорить среди нас, учителей.
ЛУКАШЕНКО : "Да, мы часть этого православного мира, который называется Русская православная церковь. Мы не стремимся там к какой-то непонятной автономии и самостоятельности, хотя честно скажу - мы это обсудим еще на встрече со священниками - церковь должна развиваться".
Здесь я повёл себя как попугай из мультфильма "Привет для мартышки"...В мультфильме Слонёнок потерял привет, переданный Мартышке от Удава...А Попугай Слонёнка заложил, сказав буквально следующее.
ПОПУГАЙ : "Удав, ты передавал Мартышке два привета. Ну так вот - Мартышка их не получила. Потому что кое-кто их потерял. Не будем называть "кто", хотя это был слонёнок."...
Самое время доказать, что у меня мозгов в голове не чайная ложка, как у того попугая, а немного больше.
Поместив в одном предложении два взаимоисключаюшчых действия -
1.- "мы не стремимся к непонятной автономии и самостоятельности."
2. - в ближайшее время это стремление мы обсудим со священниками без лишних свидетелей.
я предлагал Кремлю и Священному Синоду начать торги по части отказа Беларуси от нашей планируемой автономии, какой-бы непонятной она ни была.
Мне всё равно чем торговать - территорией под авиабазы, автономным православием, государственным суверенитетом - лишь бы платили. И чтобы товар при этом оставался у меня на складе или на витрине.
Чтобы товар не выглядел эфемерным, чтобы показать, что он на самом деле существует, я объяснил, почему раньше об автономной Белорусской Православной Церкви не могло быть и речи, и почему сейчас эта автономия диктуется нам самой жизнью. Следовательно, мы продаём не пустышку, не воздух, а нечто реальное, за что есть смысл заплатить деньгами.
ЛУКАШЕНКО : "Мы не были суверенным независимым государством в такой степени, в которой являемся сейчас. Естественно, все институты власти и организации, в том числе церковь, должны приспосабливаться к этому, также совершенствоваться в этом направлении. Но еще раз подчеркиваю, все мы, и церковь должны понимать - мы суверенные и независимы."
Чтобы окончательно убедить апологетов нерушимого единства БПЦ и РПЦ под московским управлением (они же в дальнейшем - покупатели) в реально существующей угрозе этому единству, я намекнул, что у нас хватает патриотически, пробелорусски настроенных священников, которые только и ждут сигнала от "Батьки", чтобы начать партизанскую операцию по отделению... А "Батька" не торопится, хотя место и время встречи уже назначено, и изменить его нельзя.
ЛУКАШЕНКО : "Знаю, что у нас есть много священников, которые чего-то ждут от Президента. Еще раз подчеркиваю - не место сегодня дебатировать на эту тему, мы это обсудим на нашей предстоящей встрече. Но главное я сказал - вы действуете в суверенном и независимом государстве."
На сегодня всё. Кажется, я достаточно внятно объяснил, что скрывалось за словами, признесёнными мной в Храме на Рождество Христово...За словами, которые отдельные недалёкие люди поспешили обозвать "бредом", "галиматьёй" и так далее.
Надеюсь, вы увидели, что Лукашенко вам не "попка-дурак" на жёрдочке, а очень рассчётливый и хитрый политик.
На закуску расскажу старый анекдот..
.......................................... СТАРЫЙ АНЕКДОТ.....................................
В подземном переходе сидят рядышком два нишчых старика и просят подаяние.
У одного вся грудь в орденах, табличка в руках : "Подайте ветерану войны", и у ног полная шляпа денег.
У второго нет никаких орденов, а только табличка на груди -"Подайте бедному еврею." Шляпа абсолютно пуста.
Сердобольный прохожий дал второму старику мимоходом совет : "Уважаемый, вы бы пересели в другое место"..Сказал и пошёл своей дорогой...
Тут "бедный еврей" поворачивается к "ветерану войны" и говорит : "Сёма, они ишчо будут учть нас коммегции."
...................................................................................................................................................................................
Вот и меня не надо коммерции учить всяким подголам, познякам и прочим середичам.