Дугин «Философия традиционализма»

Oct 15, 2012 21:14

В своей работе «Философия традиционализма» Александр Гельевич ставит очень важный исследовательский вопрос. Чем характеризуется тот момент, когда изменения в Традиции становятся необратимыми. Когда можно сказать, что живая Традиция окончательно превратилась в религию.

Ответ на этот вопрос становится возможным благодаря введению концепции холоса и особой системы познания - холизма. Дугин дает такое определение: холизм - такое представление о явлении, вещи, совокупности вещей или явлений, где единое, цельное предшествует составным частям. В одном из своих постов я объяснял свое понимание холизма через неразложимость вкуса зрелого антоновского яблока, сорванного с дерева в саду. Любое разложение яблока на химические элементы и конструирование из них нового яблока дадут только вкус «химии», но не антоновского яблока.

Дугин посредством холизма размышляет о сути дьявола и приходит к выводу о постепенном выхолащивании и упрощении этого равноправного другим участникам «холистического мира» персонажа.

В изначальной Традиции «темное» имеет равное право и такое же уважение и поклонение, как и «светлое». Без света нет тьмы, а без тьмы нет света. Постепенно дьявол индивидуализируется. Если на начальных стадиях превращения Традиции в религиозные культы ему приписывается порождение стихийных разрушений, то далее он уже не отвечает за стихию, ему «поручаются» исключительно люди, которых он соблазняет, совращает и прочая.

Когда из традиции искусственно выводятся и ставятся во главу угла отдельные элементы равноправного холистического ансамбля, то начинается упадок Традиции. Морализаторство протестантизма - высший момент извержения традиции в религию. Соблюдение принципа холизма - обязательное условие существования живой Традиции.

Интересно, что Дугин в своей книге делает поправку в сторону старообрядчества, говоря, что дониконовское православие полностью соответствовало принципам холизма. «Раскол для русской истории есть точка перехода от Традиции к религиозной редуцированной форме» (стр. 117. Философия традиционализма). Очень спорное на мой взгляд мнение. Точка, скорее всего, находится значительно раньше.
Previous post Next post
Up