Nov 03, 2013 18:54
Еврипид - один из прославленной триады мастеров античной драмы, в которую помимо него входили Эсхил и Софокл. Знаменитый трагик творил в Греции в V веке до н. э. Греция в эти времена переживала целый ряд важнейших исторических событий, которые можно условно поделить на три этапа: 1) «…становление греческих городов - государств и эллинского самосознания в ходе патриотической войны с Персией»; 2) «…затем, главным образом в Афинах, расцвет общественной жизни и культуры и в связи с этим нравственное развитие личности»; 3) «…утрата национальной сплоченности, идейный разброд и неизбежные при таких условиях ослабление моральных устоев, переоценка казавшихся незыблемыми этических норм». (С. К. Апт, «Античная драма», - М., 1970) Расцвет творчества Еврипида пришёлся как раз на два последних исторических этапа событий, когда на первый план у человека стали выходить тёмные и патологические стороны натуры. Именно эти изменения и стали для Еврипида специальностью, основой его творчества. «Его герои истерзаны страстями, поглощены иногда семейными неурядицами и обитают порою не во дворцах, а в хижинах». (С. К. Апт, «Античная драма», - М., 1970)
Так почему же мы, люди XXI века, с таким упоением читаем трагедии Еврипида, разделяем с его героями горе их бед и искренне им сочувствуем? Еврипид писал о людях своего времени, описывал их быт и семейные неурядицы, но оказывается, что по прошествии многих сотен лет проблемы людей не меняются. Темы любви, семьи, верности и предательства на протяжении многих веков остаются самыми актуальными в литературе. Изменениям подвергаются только декорации, в которых всё это происходит. Меняется внешний облик окружающего нас мира, развиваются технологии, но души людей по-прежнему остро реагируют на супружескую измену, семейные неурядицы и прочие бытовые проблемы. Именно эти самые реальные бытовые подробности смело вводил Еврипид в античную трагедию.
На примере драмы «Медея» можно выделить целый ряд событий, аналоги к которым встречаются в жизни современного человека.
Начнём с основы драмы Еврипида, с истории знакомства Ясона и Медеи, которая не упоминается в самом тексте трагедии, но подразумевается и затрагивается в диалогах супругов. Ясон, царь фесалийский, был одним из аргонавтов, которые отправились на поиски золотого руна. Медея, под влиянием богини Афродиты (она же Киприда в тексте Еврипида), влюбляется в молодого аргонавта и помогает ему преодолеть все препятствия на пути к заветному руну. Но её отец против союза своей могущественной дочери и Ясона, поэтому он начинает преследовать корабль аргонавта вместе с уплывшей на нём Медеей. Однако Медея обманным путём заставляет своего отца прекратить преследование. Она убивает своего брата и расчленяет его труп, сбрасывая останки в воду (по одной из версий). Отец останавливается, чтобы подобрать то, что осталось от тела его сына и теряет корабль Медеи из виду. В этом сюжете мы можем отбросить моменты с убийством, ведь такая жестокость была присуща могущественным богам, часто описывалась в мифах и является лишь частью древнегреческого мифа. Нас волнует проблема конфликта отцов и детей. Согласитесь, что для современного мира частым явлением оказывается ситуация, когда родители не согласны с кандидатурой избранника для своего любимого ребёнка. Либо они к самому избраннику не имеют никаких претензий, но не могут принять любовную связь между влюбленными, считая, что их чадо ещё слишком мало и ему не следует «забивать голову всякими глупостями». В этих случаях в душах юных максималистов рождается протест, который толкает их на самые безрассудные поступки, такие как бегство из родного дома к своему избраннику или, если все пути перекрыты, самоубийства и прочие глупые жертвы. Схожие сюжеты мы встречаем во многих литературных произведениях нашего века. Например, в рассказе современного американского писателя Стивена Кинга «1922» сын главного героя, фермера Уилфа Джеймса, сбегает из дома, чтобы выкрасть из церковной школы свою беременную возлюбленную, родители которой не захотели видеть и воспитывать их ребёнка и отправили её дожидаться родов в католическую школу, а затем отдать малыша в приют. Ещё совсем юные ребята, ослеплённые своей любовью, идут на этот отчаянный шаг, решают сбежать, хотя мальчик ясно осознает, что у него не получится содержать семью. Они начинают грабить банки и во время одного из таких налётов, охранник случайной пулей убивает беременную девушку. Юноша кончает жизнь самоубийством и всё заканчивается по основным законам жанрам. Между написанием «Медеи» и «1922» прошло целых 25 веков, но основные сюжетные реалии остались схожими.
Далее сюжет в трагедии Еврипида развивается в следующем русле: мы узнаём, что Ясон, Медея и их дети прибыли в Коринф, где правит царь Креонт. У Креонта есть юная и прекрасная дочь Креуса (по другим версиям Главка). У Ясона вспыхивают к Креусе страстные чувства, и он решает взять её в жёны. Ещё одним поводом для этого решения становится то, что после заключения брака Ясон станет равноправным правителем Коринфа, и его дети от брака с Медеей смогут в дальнейшем получить от него в наследство царство. В то же время он не хочет прогонять Медею, она ничем ему не мешает и является для него отличным дополнением к юной жене. Неужели он думал, что колхидская царевна, волшебница, жрица Гекаты станет делить ложе своего мужа с ещё одной женщиной, простит Ясону нарушение всех данных ей клятв?! Медея узнаёт о предательстве и просто вспыхивает гневом, обдумывая самые коварные планы мести. В этой части сюжета поэтом затрагивается тема измены. В этом случае в очередной раз на лицо самые очевидные сходства с реалиями XXI века. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения 52% разводов происходят из-за измены одного из супругов. Также исследования говорят, что 76% мужчин в течение супружеской жизни имеют хоть одну внебрачную связь. У женщин такой показатель - 21%. Даже мы, современные люди со свободными нравами, не научились прощать измены, а Ясон требует этого от Медеи, хотя брак между ними был заключен не в обычном московском ЗАГСе, а перед могущественными богами. Именно поэтому в своих горестных стенаниях Медея взывает к Зевсу и Фетиде, умоляя их покарать нерадивого супруга. Может показаться странным, что она обращается именно к Зевсу, ведь всем известно, что громовержец сам никогда не был прочь поддаться искушению и изменить своей законной жене Гере. Но бог грома и молний наравне с Фетидой являлся покровителем клятвы, и он жестоко карал каждого за её нарушение.
Медея не может спокойно принять измену своего мужа и отбыть вместе с детьми в Афины, где царь Эгей предложил ей найти пристанище. «Она готова пойти на любое преступление, лишь бы не дать врагам смеяться над собой». (В. Н. Ярхо, Примечания к трагедии Еврипида «Медея», - М., Наука, Ладомир, 1999) Подобными мыслями Медея очень схожа с современными людьми. Основным недостатком на протяжении многих веков является для человека зависимость от чужого мнения. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» заканчивается словами Фамусова: «Моя судьба еще ли не плачевна? Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!». Так было в V веке до н. э., продолжалось в XIX веке и осталось в XXI. Медея в первую очередь расправляется со своим главным врагом, Креусой, которая стала виновницей её разрыва с мужем. По страшному стечению обстоятельств от отравленного пеплоса погибает и отец Креусы Креонт. Таким способом обманутая жена навеки лишает свата и молодую невесту возможности насмехаться над собой.
Следующий этап в развитии конфликта между супругами в трагедии Еврипида - это убийство Медеей их с Ясоном детей. Основной причиной этого поступка стало нежелание матери оставлять своих чад предателю мужу. Ненависть Медеи была настолько сильна, что она желала оставить своего мужа без всяких радостей и утешений на всю его оставшуюся жизнь. В нынешнее время мы, к счастью, не так часто сталкиваемся со случаями убийств детей своими родителями. Если такое и случается, то это абсолютно оправданно вызывает широкий резонанс и порицание в обществе. Но вот проблема того, кому достанутся дети после развода, - одна из самых животрепещущих для современного человека. Не так давно в свете и по телевидению громко обсуждался бракоразводный процесс Виктора Батурина и Яны Рудковской, в ходе которого Батурин отказался отдавать матери двоих детей. Это тема очень долго разбиралась в различных СМИ. По современным законам чаще всего детям после развода положено оставаться с матерью. Считается, что женщина может лучше их воспитать, а отец алиментами должен оплачивать это воспитание. Довольно часто родители отыгрываются на детях, пытаясь распутать тугой клубок взаимных противоречий. И все их ссоры и пререкания отпечатываются на характере и личности детей.
Собственно этой бедой, по сути, и заканчивается трагедия Еврипида. «Сцена наполняется оранжевым светом. На альтане колесница, запряженная крылатыми драконами. В ней - Медея. Она сидит, и у неё на коленях два бледных мальчика с перерезанными горлами». (Еврипид. Трагедии. В 2 томах. Т. 1. «Литературные памятники», перевод И. Анненского, - М., Наука, Ладомир, 1999)
«Софокл (по сведениям Аристотеля) говорил: «Я изображаю людей такими, какими они должны быть, а Еврипид такими, каковы они на самом деле». (С. К. Апт, «Античная драма», - М., 1970) Для блестящего трагика Еврипида было очень важно затронуть в своих произведениях актуальные и животрепещущие проблемы, «… ведь смелая постановка новой проблемы и сама по себе воспитывает и учит». (С. К. Апт, «Античная драма», - М., 1970) И после того, как мы проанализировали всю трагедию на предмет сопричастности к реалиям современной жизни, можно с уверенностью сказать, что драма Еврипида очень поучительна для каждого из нас.
медея,
античная драма,
еврипид