Школьной программе, посвящается.

Oct 10, 2012 12:58




Очень часто, вспоминая в кругу знакомых некие произведения, скажем Толстого, Гёте, Чехова, на лицах появляется напряженная гримаса сопричастности, сопровождаемая словами,- а-а из школьной программы. Непонятно, может быть это следы напряжения памяти или пренебрежения, но как правило скудоумия. Так вот всем кто по "школьной программе" был принужден что либо прочесть, настоятельно рекомендую повторить этот опыт опыт, будучи уже в зрелом возрасте, а тем кто не читал вовсе, отбросить позорный юношеский протест всему "школьному" и обязательно ознакомиться. Ведь эти книги, которые  превращают в хрестоматии или вообще убираются системой образования нынче, были включены в ШП ранее не просто так, и далеко не глупыми людьми.
Хорошая книга - это путешествие в параллельный мир, запылившийся на полке. Представляю вашему вниманию дорожные записки моей вчерашней экспедиции в роман "Герой нашего времени" М.Ю.Лермонтова


....разочарование, как все моды, начав с высших слоев общества, спустилось к низшим, которые его донашивают, и что нынче те, которые больше всех и на самом деле скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок. (это правдиво и для наших дней, не так ли? скажем фотография, ее настолько опошлили, что мне иногда стыдно доставать фотоаппарат)

....что б воздержаться от вина, он, конечно, старался уверять себя, что все в мире несчастья происходят от пьянства.(собственным опытом подтверждаю)

...я никогда сам не открываю своих тайн, а ужасно люблю, что бы их отгадывали, потому что таким образом я всегда могу при случае от них отпереться.

О самолюбие! ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар!...

Может быть ты оттого-то именно меня и любила: радости забываются, а печали никогда...

Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права - не самая ли это сладкая пища нашей гордости?

Нет ничего парадоксальнее женского ума: женщин трудно убедить в чем-нибудь, надо их довести до того, что бы они убедили себя сами; порядок доказательств, которыми они уничтожают свои предубеждения, очень оригинален; что бы выучиться их диалектике, надо опрокинуть в уме своем все школьные правила логики. Например способ обыкновенные: этот человек любит меня; но я замужем: следовательно не должна любить его.
Способ женский: я не должна любить его ибо я замужем; но он меня любит,-следовательно...
Тут несколько точек, ибо рассудок уже ничего не говорит, а говорят большею частью язык, глаза и вслед за ними сердце, если оное имеется.

Ожидание насильственной смерти не есть ли уже настоящая болезнь?

Вот люди! Все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогаю, советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства,- а потом умываю руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности. Все они таковы, даже самые добрые, самые умные!...

И как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!...(каждому бы это в уши)

...я вступил в эту жизнь, пережив её уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге.(что уже говорить про нашу действительность, она и есть сплошное подражательство в квадрате )

образование, Культура, классика

Up