По неведомой причине хочу сказать пару слов о замечятельном литературном произведении, исполненном веры в возможность сотворения идеального общества.
Абрахам Маслоу, широко известный копатель человеческих душ, прославился своим трудом под названием «Мотвиавция и Личность», слышали о котором многие и суть вроде как уловили, благодаря бесхитростно систематизированным в пирамиду, ступеням человеческих потребностей. И как бы не ощущалась жгучая потребность запилить сюда эту иллюстрацию потребностей, все же её присутствие самое настоящее непотребство, тем более сам автор неоднократно говорил о невозможности одной единой и незалежной структуры для всех.
Однако массовый потребитель информации может не знать, что эта часть занимает от силы треть общего содержания книги. Неудивительно, потому как удовлетворение потребностей интересует куда большие круги человеческих ресурсов, нежели фантастические утопии, описанные тяжелым, лишенным всякой образности, языком, человека явно страдающего гиперлогичностью головного мозга, настолько свирепой формы заболевания, что способен цепь любого логического построения, трижды довести до абсурда. Обо всем по порядку.
Хотя это навряд ли, потому как с временной потерей жизненных ориентиров моего Kindle, беспощадной электронной депрессией с его борта были стерты все выписки из этой книги. Поэтому единственное с чем придётся работать - мыльный шарик общих впечатлений, оставленный ею, книгой, в связках нейронов, именуемых памятью.
Базовые потребности, поесть и видеть крышу над головой, вбирают в себя львиную долю энергии человеческого существования, что и так понятно. Когда они получают некоторую стабильность, то есть уверенность в их присутствии не только лишь сейчас, но и в неопределённой протяженности будущего, часть энергии высвобождается, устремляясь удовлетворить следующую потребность в любви и уважении и так далее и так далее. Таким образом Маслоу выстраивает иерархию распределения энергоресурсов, до боли напоминающую карьерную лестницу любой организации. В то же время становиться очевидным, данная схема применима лишь к идеальным условиям, как к скорости падения предмета в вакууме, исключая силу сопротивления воздуха. Мы должны простить автору сухой ученый прагматизм и понимать, что сопротивление, оказываемое движению человеческого существа, не только лишь сильно, так еще и нестабильно для измерений, даже среднестатистических, на любом временном отрезке от нуля до бесконечности.
Однако он всё-таки позволяет некоторую вариативность своим суждениям. В частности, что индивидуум может предпочесть потребности высокого порядка удовлетворению базовых. Пример тому - голодный художник. А также признает невозможность получения общей оценки для определения полноты удовлетворённости какой-либо из потребностей. Иллюстрировать это возможно примером бизнесмена, живущего в десяти квартирах и катающего на пяти машинах, становится понятно, что он до сих пор занят удовлетворением зудящих базовых потребностей, боясь жажды, хотя колодец полон до краёв. Касательно последнего явления, Маслоу делает довольно смелое заявление, объясняя его неврозом, тормозящим путь развития, об этом далее.
А наверху ждёт загадочная самоактуализация, к которой сквозь экзистенциалный вакуум несется, по страницам работы Маслоу, подобный Витрувианскому человеку, идеальный карьерист идеальной личности.
Ах, самоактуализация!
Облюбована ты устами миллионов, превратившими тебя в идол, в сакральную мощь которого нужно верить, а понимать необязательно. Это что-то бесформенное парящее за облаками, по субботам танцует лизгинку с христианским богом, Мухамедом, Гуатамой и Стивом Джобсом.
«Самоактуализирующаяся личность» - допущенный автором оксюморон. Потому как самоактуализация предполагает свободу от игр, навязываемых обществом, где личность или личина, всего навсего атрибут необходимый в конкретных условиях для качественного взаимодействия с социумом. Каждая из них настолько же реальна, как и доброжелательность менеджера по продажам. Но самое главное, она предполагает умение жить предельно сознательно в данный конкретный момент времени, прекратив болезненные путешествия в прошлое и будущее, с населяющими их комплексами и страхами. Последний пункт приводит к явным аллюзиям на учениями Востока, однако Маслоу исключил прямые аналогии, будучи, вероятно, наученным опытом Карла Густафа Юнга, пугающего ученный свет, своими хот-шотами из науки и мистицизма.
Если допустить предположение, что Земля - живой организм, наделённый сознанием, существующим в связках нейронов, единицей которых будет человек. Теперь вторая большая условность: бытует мнение будто у человеков каждое полушарие приблизительно работает с различными структурами информации: левое - логика, точные науки, речь; правое - образы, интуиция. Точно такое же разделение можно увидеть и у Земли: Западное полушарие и Восточное. Не сложно понять какие группы нейроно-людей какой информацией заняты. Как раз Абрахам Маслоу проложил между ними бетонный мост, превосходящий своей крепостью всякие подвесные мостики, протягиваемые искателями кундалини и опия. Тем самым дав более четкие начертания дальнейшего марша эволюции, уверенную поступь которого мы сейчас ощущаем.
Революционер Маслоу проявляет себя заявлением, приведшим к коренным изменениям во взглядах, последующих поколений тружеников на нивах науки о душе. Он заявил о не тождественности человеческой психики результатам исследований "лабораторных крыс", которые к тому же заведомо душевно больны. Смело, дерзновенно он, тем самым, предваряет одну из последних революций, назвав её гуманитарной, вовсе не безосновательно, потому как вся работа пронизана думами о благе человечества, запутавшегося в играх, доводящими его до невроза. Как итог - больное общество, порождающее больных индивидов. Весомо и твердо он даёт понять не допустимть дальнейшей работы лишь с патологиями, предлагая методы для качественного улучшения и продвижения вверх. Тем самым он становиться на сторону Юнга в борьбе с фрейдистским невмешательством. Буквально он делает следующее, он попирает Фрейда, призывающего искать причины, но не становиться причиной, не играть в богов. Эта позиция осторожничания пред неведомым, ломается под натиском концепции индивидуальной свободы Маслоу, называемой - самоактуализацией
Абрахам Маслоу убежден, когда создастся критическая масса «Самоактуализирующихся личностей» внутри общественной единици, тогда возникнет цепная реакция смены жизненных парадигм для более инертных масс, влекущее за собой коренные перемены во всем обществе на пути к выздоровлению.
Именно это является первостепенной целью дальнейших общественных работ. Должны быть созданы ряд стартапов, занимающихся как раз этими вопросами, подавая аудитории альтернативную точку зрения на специфику умозрений человека познающего Мир, Другого и себя в конце концов. В данном случае пропагандстская деятельность недопустима, напротив интерактивно-развлекательный материал должен не заставлять, но увлекать. Безусловно достигнуть утопии невозможно, однако подобного характера изменения в культурном пространстве нашего общества могут повлечь за собой растущую чистоту улиц, меньше автомобилей, сигаретного дыма и алкоголя. Если такая работа поможет поднять уровень сознательности, тогда не вправе ли мы будем считать движение, к этому недостижимомму миражу, благим. Быть может тогда мы перестанем не творить зла...но начнем делать добро.
Спасибо!