Когда я переехала в Чехию и на волне интеграции смотрела чешское кино, то фильмы Вацлава Ворличка, которого все советские дети знают по "
Трем орешкам для Золушки", стали большим откровением. В первую очередь, из-за разницы в манере подачи пропаганды семейных ценностей, которые были одни и те же в позднем социализме и служили двум целям: повышению рождаемости и элиминации политического протеста. Помните польское кино, которое добегало до нас типа
Кинг-сайза или Сексмиссии? А "Обаятельную и привлекательную"? Я практически уверена, что эти и многие другие социалистические фильмы о роли непосредственности в сексуальном счастье вышли из шинели вернее платьишек героинь ворличковских сказок.
Фильмы Ворличка - предмет гордости и часть чешского самосознания. Критиковать их нельзя - можно только вести летопись их уникальности и поражаться тому, какое мировое эхо получили абсурдные комедии. А по мне, гений Ворличка легко разложить на составляющие, и каждая из них - гипертрофированная часть чешского самосознания. Во-первых, оппозиция чешского и немецкого, которая была приправлена социалистической борьбой с чужим идеологическим влиянием. Иностранцы, которые с завидной регулярностью появляются в фильмах Ворличка, почти все немцы или "бывшие" люди: чешская буржуазия, крепко увязанная с немецкоязычным населением, еврейским и немецким. Например,
в фильме про семью водяных, которая таки превращается в обычных людей, и вовсе сожительствуют Вассерманны и Водичковы, и вроде как они родственники, но чехофамильные служат и беспрекословно подчиняются немецким. По моему, без знания чешского и немецкого и получить удовольствие от всей многослойности юмора Ворличка сложно, и это код допуска - "Только для чехов".
Во-вторых, Ворличек обладал потрясающим чутьем на самые главные дискурсивные практики пропаганды. Кампания против ложного понимания сексуальной зрелости как способности воздерживаться от секса, которая была частью атаки на католическую церковь, в его фильмах обыгрывается самыми разными способами. Один из примечательных примеров - амулет, который в трех сказках носят главные героини. Пока амулет остается голубым - героиня девственница, но после сексуального дебюта амулет краснеет - это зритель узнает из все тoго же фильма про водяных. Вот только во всем известной Золушке и Золушка, и Принц так и остаются до конца фильма с голубым амулетом - у нее на шее, у него на шапочке. Ведьма Саксанна из
еще одного фильма, наоборот, к концу фильма меняет свой черным ведьминский амулет на пестренький с преобладанием голубенького. Ворличек ловил флюиды научного прогресса и их влияние на массы. Эпигенетика и эуфеника, поднятые на штандарт чешской евгеники в конце 1960х г.г., в полной мере обыгрываются в ворличковских фильмах. Его персонажи меняют свои генотипы по ходу изменения среды, теряют и приобретают новые качества, например, превращаться в животных. И да, среда рулит как фактор изменения человека, и как бы не поливалась эта идея щедрой порцией советского топпинга о социализме как единственно возможной среде позитивного развития, главным остается мировой тренд, подхваченный чешскими генетиками, о впечатанности индивида как организма в организм среды и роль аадаптации как агента усиления связи между организмом индивида и общим средовым организмом. А кто не адаптировался - тот в гробике!.
В-третьих, Ворличек не занимал позицию, а стебался по поводу каждой дискурсивной практики, включенной в фильм. Собственно,
мой текст, публикацией которого я второй день горжусь, именно об этом - о том, что двойственная игра с пропагандистскими предписаниями куда более эеффективное средство пропаганды, чем прямое транслирование этих желаемых месседжей нам в мозг. Судя по тому, что фильмы Ворличка любили и власть, и зрители, власть это понимала хорошо, а зрители - нет. И как неприятно рефлексировать на эту тему я тоже почувствовала - текст мой отклоняли столько раз, что я сейчас даже и не посчитаю.