Скрытое

Apr 06, 2020 20:33

По поводу (преподавательскому) озадачилась поиском фикшна на тему борьбы девочек и теток за право на образование. Документального кино довольно много, и оно разное, а вот художественные фильмы по преимуществу двух типов. Или Smile of Mona Lisa - целлулоидные картинки про американских теток с заботами в духе единства красоты тушки и душки, или по настоящему душе- и мозг раздирающими историями о тетках с инвалидностью, которые борются - даже не за право на образование, а за хоть какую-то часть того, что принято называть identity power.

Навязчивая идея экранизировать историю Хелен Келлер - как-раз из разряда такого духовного освежевания. В истории слепоглухонемой девочки, которая при непосредственном участии своей гувернантки стала ого-го какой специалисткой по воспитанию детей-инвалидов такой резонанс гендера и инвалидности, такой запас энергии и аффекта, что историю экранизировали как минимум три раза. Причем самая ранняя экранизация, свободная от какой-либо политкорректности, практически пособие для тех, кто живет бок о бок с инвалидами и должен учиться взаимодействию.
Есть уникальный чешский фильм Неполное затмение, о котором мало кто помнит даже среди чехов, но который с такой психологической правдоподобностью рассказывает о девочке-подростке, которая слепнет и учится принимать свое взросление как процесс ослепления, что только в понимании всей чешской политики в пользу массированной институционализации помощи инвалидам, можно понять. чего стоило снять такое. К слову, девочке помогает психолог совершенно фриковой наружности и поведения, который распознает ее талант к синестезии и учит ее использовать его себе на благо. Рационализация собственной слепоты, эмансипация от проекций на семью, овладение навыками перепрыгивать через коммуникационные барьеры и не разрушать их при этом - очень неполный список того, о чем фильм рассказывает в самых интимных деталях.
Eсть совсем американистый Temple Grandin - но и в этом фильме присутствуют примерно те же тропы и анти-тропы, что в упомянутых выше: неизбежность эмансипации инвалида от семьи - как не история взросления, а избавления в пользу обеих сторон; фигура замещающего родителя и проекция всего объема накопленной обиды на мир на эту фигуру, а не родительскую семью; отвратительное поведения главной персонажихи - не в пользу показать ее начальную животность и впечатляющий результат педагогических усилий, а за ради понимания, цены, которую тетка с тяжелой инвалидностью платит за identity power. И видимо именно этот набор нарративных конструкций лучше всяких околофеминистических спекуляций объясняет, почему вполне себе тема ограниченного доступа теток к образованию остается представленной такими взаимно экстремальными жанрами как или выглаженная до визуального неприличия и полной идеологической несуразности история внутренней борьбы приоритетов богатой тетки или почти эпос про битвы тетки-инвалида с реальностью за право считаться человеком.
А какие фильмы про борьбу женщин на право учиться знаете вы?

чешское кино, активизирующие пинки, кинотерапия

Previous post Next post
Up