Apr 30, 2020 21:09
1994 год поначалу казался поспокойнее предыдущих. «Факел» выполнял все поставленные задачи и планомерно занимался повышением профессионального мастерства. Тогда упор в основном делался на рукопашный бой и огневую подготовку. И продолжалось это вплоть до 29 декабря.
- Поступила команда срочно собраться в Домодедово, - вспоминает командир отряда. - Приказ был прибыть с палками и со щитами. Как на разгон демонстрации. Приехали, встретились с нашими братишками из других отрядов. Потом к самолетам подвезли оружие. Но все равно мы еще считали предстоящую поездку легкой прогулкой, ведь в реальную обстановку нас никто не ввел. Кое-что поняли уже в Моздоке, когда подвезли «Мухи» и «Шмели», которых большинство из нас и в глаза не видели. Причем выдавали все прямо с машин, без всякой расписки: бери, сколько унесешь на себе. 31-го вышли из Моздока колонной. Где-то около Толстой-юрта притормозили - потерялась машина с рязанскими бойцами. Позывные еще были открытыми, и я вышел по рации: «Рязань»! Ответь «Факелу!» В ответ: «Мы ваш «Факел»... Всэх перерэжим». «Духи» уже слушали эфир. Потом как начали по нам долбить из минометов. Хорошо, что ребята не растерялись, быстро боевиков отогнали.
Последние сомнения в серьезности ситуации улетучились, когда уже под Грозным встретили танк. Из люка вылез пьяный лейтенант. Его спросили: «Земляк, как там Грозный?» Тот ответил: «В люк посмотрите...» Внутри оказалось несколько окровавленных тел.
- Когда прибыли на место, на северную окраину города, - продолжает рассказ Штаненко, - там уже находилось несколько «крутых» спецподразделений. Не буду их называть, но они просто перепились и в честь Нового года выпустили весь боекомплект в воздух. Не захотели идти в город. Генерал Воробьев, царство ему небесное, вызвал нашего начальника генерал-лейтенанта Юрия Ивановича Калинина и спрашивает: «Твои-то хоть пойдут?» Мы пошли.
Майора Владимира Штаненко назначили командиром сводного отряда спецназа ГУИНа. Подогнали 10 «коробочек» с экипажами калачевской бригады внутренних войск. На каждую - по шесть человек десанта. 12 человек было от «Факела», остальные - туляки, москвичи, калужане. Вообще-то они должны были идти за разведбатом на «зачистку». Но в той неразберихе, которая царила в новогоднюю ночь в Грозном, разведчики куда-то подевались. Предположили, что они уже в городе. Двинулись вперед.
- Мы шли по Маяковской, потом свернули на Лермонтова, а основные силы боевиков сосредоточились на параллельной улице - Первомайской. Вошли спокойно, а потом - началось. Били по нам плотно со всех сторон. Один «дух» даже умудрился пулемет затащить на башенный кран, но его оттуда наши снайперы быстро сняли. В конце концов нам все-таки удалось расставить на улице свои посты. В ту страшную ночь, наверное, только у нас в городе не было ни одной потери. А разведбат зашел после нас через четыре часа и на одном из перекрестков у них в течение пяти минут боя погибло 15 человек. А ведь рядом с нами находились, наших никого не зацепило, а их... Молодые, горячие... На следующий день к нам должна была прийти смена, но уже не прорвалась. Через день «Градом» накрыло шестерых туляков из нашего отряда, все получили тяжелые ранения. А троих солдат, которые в бэтээре находились, насмерть долбануло.
Они сменяли друг друга на самых горячих направлениях в течение пятнадцати дней. Кто бился в Грозном в начале января 95-го, поймет, что это значит: пятнадцать дней в огне.
Командир "Факела" позже был назначен начальником ОРОСН (отдел по руководству отрядами специального назначения), потом начальником Управления безопасности, генерал-майор. Идея, разработка и принятие на вооружение "Укладки" эта заслуга принадлежит ему.
спецназ