Размышления о протестных группах, об агитации офлайн

Feb 07, 2010 20:17




Вчера состоялся митинг Архнадзора за сохранение архитекутуры города. Достаточно многочисленный по нынешним временам, человек до трехсот, наверное, было там. Выступали люди, демонстрировались фото тех архитектурных ценностей, которые были утрачены или те, которым грозит такая судьба. Среди собравшихся десяток активистов московской "Солидарности" заряжали иногда скандирование: "Это наш город!" Люди (возможно я ошибаюсь в своих впечатлениях) на них смотрели опасливо, некоторые осторожно поддерживали скандрование, некоторые - отодвигались от скандирующих подальше. На всякий, видимо, случай, с непривычки.

Я случайно услышала разговор двух человек с бейджами организаторов: "Ты представляешь, что я сейчас видела? Там... (пауза ужаса) там... нацболы! Что-то раздают!" Встречная пауза, уже негодования: "Я сказал им, что либо они немедленно отсюда убираются, либо мы их сдаем милиции!.."

Я подумала: хорошо, что мы не принесли для раздачи листовки "Солидарности". Что-то подсказывает мне, что ситуация могла оказаться аналогичной.
Я рассказала об этом в свете обсуждения проектной системы "врастания" в протестную группу, о которой часто слышно в последнее время в "Солидарности". Внедриться (в хорошем смысле слова) в группу, стать для нее своим, помогать делом, затем - вынуть из рукава оранжевый флаг - и готова новая ячейка. Здесь есть определенные препоны, стОит о них знать.

Протестная группа изначально - класс вещь в себе. Она не готова воспринимать "политика" как своего. У нее есть проблема, она настроена на ее решение, "политик" в ней чужой, засланец каких-то маргинальных сил, который хочет "отпиариться" на группе. И, по-хорошему, он дожен не казаться, а быть своим. Автомобилист - среди автомобилистов, житель района - среди группы против точечной застройки, убежденный эколог - среди экологов. Иначе группа его в большинстве случаев не примет. Для того, чтоб группа качнулась за ним, сначала он должен дышать ей в такт, качнувшись за группой. Исключение - лишь "боевая" ситуация, когда уже всё равно, бросаешься ли ты под бульдозер с гранатой с флагом, либо же без него.

Тут следует иметь в виду, что можно потратить кучу времени - и остаться в результате ни с чем, перед лицом "сдувшейся" группы. Ее требования либо будут выполнены властью, либо не будут выполнены, - и в обоих случаях протест "сдуется", как произошло это с протестом Владивостока - и под влиянием репрессий, и межличностных противоречий.

У нас есть примеры взаимодействия такого рода. Митинг в Ясенево, состоявшийся благодаря энергии Дмитрия Георгиевского, при поддержке Владимира Милова, где в защиту леса были подняты оранжевые флаги. Как сложится в дальнейшем судьба протеста - не знаю.

Есть еще более удачный опыт - сотрудничество с автомобилистами, с ФАР. Здесь нужно отдать должное Сергею Давидису, который и сам автомобилист, как и я. В этом протесте мы своими не "казались", а являлись близкими, мы посещали оргкомитеты, я как-то раз участвовала в "покатушках" (что при моем умении водить автомобиль исключительно опасно:)), нас приглашают выступать на митингах, наших флагов не пугаются. Эта группа перешла на "следующий уровень" относительно тех же противников точечной застройки, а уж после того, как вместо ГАИ к ним приехал ОМОН, - возможно избавилась и от опасений в адрес "политиков", к которым тот ОМОН приезжает постоянно. Кроме того, в этой группе давно присутствуют "свои" гражданские активисты, левого толка, - так, к примеру от ДПНИ, тоже пытавшегося "оседлать протест", - избавлялись решительно и бесповоротно.

Что могут дать активисты "Солидарности", присоединяющиеся к протестной группе? В первую очередь, правовую поддержку и информирование. Нам нужны юристы и умельцы распространять информацию. Наша с Михаилом группа ОНК тоже очень эффективна для демонстраций солидарности. Мы приезжали к задержанным гей-активистам, к автомобилистам - и это очень правильно: людям ценна такая поддержка. Это не "внедрение", а помощь, которая чаще всего не будет забыта.

Но не следует забывать о самой близкой нам аудитории - аудитории 31-х чисел. Люди, выступившие уже не за личное отнимаемое благо, а за гражданские свободы в целом, они сидят вместе с нашими активистами в автозаках и отделах милиции, эти люди уже совершили гражданский поступок и готовы выбрать тех, к кому они примкнут. Мы должны говорить с ними, встречать их выход из милиции аплодисментами, это ближайшие к нам потенциальные союзники.

Не только 31-е. Раздавать листовки прохожим в ординарных митингах и пикетах. Одни говорят нам "спасибо". Другие - пускаются в спор. Быть может, имеет смысл выезжать с актуальной проблемой в спальные районы, где митинги не примелькались. Обязательно уметь спорить, обязательно слушать и говорить с людьми. Работать не только с группами, но с каждым конкретным человеком.

Вот такие мои взгляды на агитацию. Буду рада, если кто поддержит, возразит или дополнит.

акции, полемика

Previous post Next post
Up