Госпожа Каретникова,
мы с Вами являемся участниками движения «Солидарность», движения, которое позиционирует себя как демократическое. Но демократия и демократизм бывают разными. Ещё Ленин отмечал, что в русской революции 1905 года самым демократическим явлением было черносотенство. Важно, к каким сторонам общественного сознания обращается тот, кто называет себя демократом: к тёмным чувствам зависти, злобы, ненависти к «чужим» или к чувствам справедливости, уважения к человеческому достоинству каждого, радостного удивления перед богатством и разнообразием мира. С этой точки зрения Ваша реакция (
http://may-antiwar.livejournal.com/615406.html) на акцию антифашистов в избирательном штабе Навального стала для меня одним из самых печальных событий последнего времени.
Вы почему-то упрекаете антифашистов в том, что они пришли к Навальному, чтобы заявить свою политическую позицию. Но в том-то и дело, что они пришли, чтобы заявить позицию, резко отличающуюся от позиции Навального, чтобы выразить своё неприятие националистических, ксенофобских взглядов кандидата в мэры Москвы. А куда они должны были идти с этим? Или это такая ерунда, ради которой не стоит отвлекать столь занятых людей? По-моему, совсем не ерунда.
Вы признаёте, что «возможно, что-то он там с этнопреступностью напутал, а также и с количеством таджиков в Москве учудил». Нельзя ли уточнить, что означают эти слова: «напутал», «учудил»? Навальный что таджиков в Москве по головам пересчитывал и со счёта сбился? Или Вам просто не хочется прямо признавать, что этот человек откровенно лжёт и вы готовы принять эту ложь во имя каких-то высших целей? Но если власть лжёт и оппозиция лжёт, то чем вторая лучше первой? Если власть натравливает одних людей на других и оппозиция занимается тем же самым, то оппозиция ли она по существу , а не на словах?
Какое отношение к так называемым «нелегальным мигрантам» имеет вопрос о нарушении границ? Вы что серьёзно считаете, что несколько тысяч вьетнамцев по-пластунски пересекли российскую границу, обманув бдительного пограничника Карацупу? Или, может, они были заброшены к нам на парашютах, или их тайно, в ночной тиши, высадили с подводной лодки? У Вас получается, словно за то, что происходит с этими людьми в России, отвечать должны в первую очередь они сами. Но не кажется ли Вам, что за это несёт ответственность в первую очередь Россия и мы с Вами , и Алексей Навальный в том числе?
Но самое главное ведь не это. Самое главное - это то, что человек для Вас определяется только одним: за кого он голосует. «Бедные и не слишком грамотные всегда голосуют так, как надо власти». Откуда такое презрение к бедным и не слишком грамотным, которых и в России-то большинство? Что Вы собираетесь делать с этими «бедными и не слишком грамотными» русскими, башкирами, татарами, ингушами и проч.? Лишите их во имя торжества демократии избирательного права, загоните в концлагеря, превратите в граждан второго сорта, чтобы никто не мог помешать Вам устанавливать демократию по Вашему вкусу? Или будете манипулировать ими, играя на низменных чувствах толпы?
Каким постыдным высокомерием и презрением к этим людям звучат Ваши слова: «Вы пойдете читать мигрантам
великую русскую литературу, азы обществоведения?» Именно - читать великую русскую литературу и объяснять азы обществоведения, и не только мигрантам, но и значительному большинству коренного населения России. Именно это: учить, просвещать, объяснять - и есть главное дело интеллигенции и тех, кто причисляет себя к общественным деятелям в нашей стране.
Среди моих студентов есть Комила (так!) Иагамбердыева, девушка, которая знает наизусть стихов русских поэтов от Пушкина до Бродского куда больше, чем многие её подруги, принадлежащие к титульной нации. Есть студент Равиль Рагимов, юноша со сломанным позвоночником, его привозят ко мне раз в месяц, и мы разговариваем о Достоевском, от которого он в полном восторге.
А имя Бахыта Кенджеева, одного из самых значительных современных русских поэтов, Вам известно?
Я очень хорошо представляю себе людей, подобных Вам, которые говорили без малого сто лет назад, когда рухнула черта оседлости и мои предки появились в Питере: «И вот этим картавым, с их пейсами, с вечным запахом чеснока, читать русскую литературу?» Но пройдёт несколько лет, и дети этих, с пейсами, создадут новую школу в российской и мировой филологии, тысячи их потомков станут учить русских детей русскому языку и литературе, станут составной частью русской интеллигенции, да и в саму русскую литературу внесут немалый вклад.
Надо, наконец, понять, что всякие выборы когда-нибудь кончаются и после них начинается обычная, нормальная жизнь. Но сказанного и сделанного уже не вернёшь, а слинявшая в серую чёрная сотня» не меняет своей природы. Есть вещи, которым никакие политические игры не являются оправданием.
И. Скаковский, член политсовета Петербургского РО ОДД «Солидарность», сопредседатель Петербургского РО РПР-ПАРНАС.