Вчера, разбуженный
статьей Лолиты Цария, я начал об этом писать, с той же точки начну и сегодня.
Единственное реально существующее «мы» - это так называемое общественное мнение. Общественный дискурс, гражданско-политическая позиция.Оно (он, она, они) формируется и наполняется множеством людей, групп и организаций, каждый по хворостинке, но, называя все это вместе протестным движением, мы лишь используем метафоры. Единого субъекта - нет. Лидера? - Нет тем более. Программы? - Общей нет, хотя есть несколько частных (вполне достаточных для выработки стратегии и тактики, вообще - для ведения политической деятельности, но для этого нужен субъект).
Стратегия и тактика? - В точности по Маяковскому: «там, где должны быть выпуклости, впадины» (про монахинь).
Где нет ни стратегии, ни тактики, ни даже примерного плана на ближайший период, там не может быть и общего действия. Вместо него мы имеем ряд автономных всплесков то здесь, то там и войну снежками там, где требуется хотя бы оружие пролетариата.
Обобщая эту картину, я могу сказать, что протестное движение находится лишь в стадии первоначального накопления. Идей, сил, понимания что делать и - главное - людей, способных не один раз выйти на площадь выпустить пар, а включиться в регулярную работу на многие месяцы.
О грызунах
Прорезалось вай-фай-вау новое поколение. Счастливый момент 05 декабря и позже. Всплеск надежды у старых центурионов.
Но если взглянуть «с холодным вниманьем вокруг», это был лишь стихийный протест, «крестьянское восстание» белых воротничков. А если стихийное восстание не получает организации и руководства, оно рассеивается по хуторам. Это историческая азбука, которую изменить нельзя.
Понятно, что, если бы не было многих лет героической борьбы малых групп перед этим, не было организаций и хоть каких-то организаторов до этого, вся эта стихийная масса просто осталась бы дома, срывая раздражение на домашних, в том числе животных. Хомяки пришли «на огонек», который разожгли не они. Но организаторы и группы со стажем не сумели сорганизовать эту массу, выстроить ее в колонны и обеспечить работой. Можно упрекать их, можно даже стегать куда попало, но это ничего не меняет: они не могли дать то, чего у них нет.
Организации и организаторы ...
Они не смогли в нужный момент потому, что этому предшествовал целый период бледной немочи. Создавались организации-видимости, была нескончаемая борьба за лидерство до последнего вздоха, дряблость политических мышц и самолюбование, политическое плейбойство и политический покер. Вождизм. Начиная с ДВР! То есть - десятилетиями.
Могут ли пожарники сделать что-то полезное на пожаре, если они годами резались в очко вместо тренировок?
Труба-то позвала… Но не оказалось ни лошадей в конюшне, ни воды в гидранте. Да и не добежали.
В сухом остатке
При всей неразберихе, при всей несостоятельности бригадиров и сено-соломе пехоты преуменьшать полученные результаты я не склонен.
1. Борьба вышла на новый уровень. Не только по массовости 1-й серии митингов, это лишь средство. По радикализму лозунгов, по активности прозревших, по включению в работу тысяч новых людей, по самоорганизации (да-да, см. ниже), по дрожанию системы. ПО ОСВОБОЖДЕНИЮ общественного сознания. По сдвигам в политической системе. По географии.
2. Ненавистная «Ед. Ро» сдулась. И сверху, и снизу. А это - результат навсегда, поскольку другую такую камарилью эта власть уже не соберет. Попытки поднять ОНФ на это место, по-моему, обречены на провал - вторая попытка, мы знаем, всегда оборачивается фарсом.
3. Еще один слой режима - молодежный - тоже сдувается и реформируется. Как говорится в известном украинском анекдоте, «того здоровья у него уже не будет.
4. По изменению политической системы. Наши випы то ли не поняли, то ли вообще мышей не ловят, но диверсия с поллитровыми партиями надлежащей оценки в оппозиционной среде не получила. Здесь надо было сразу и надо сейчас бить во все колокола. Поллитровые партии подрывают основы политической жизни, на многие годы откладывают создание единого оппозиционного фронта.
Тем не менее разрушение медведевского «еще сто лет» и полный переворот позиции по вопросам о регистрации партий и выборам губернаторов - результат. Партии - это школа политического участия, и, что бы ни лепетали беспрограммные сторонники общегражданского выхода на улицы, наличие политического слоя, способного взять и осуществлять политическую власть, остается единственным залогом эффективной смены власти, пока фундаментом организации общества остается политическая система. То есть, на всю вашу жизнь.
Ливийско-египетские иллюзии, причудливо сочетающиеся с оранжево-грузинскими звонами и воспоминаниями о Гавеле, мне кажется, уже начинают рассеиваться. (Как тактические средства, эти приемы, конечно, остаются, спору нет, но стратегия - в другом.)
5. Структурирование. Созданы новые и вполне работоспособные «юнкерские» (гражданские) организации «Лига избирателей» и «Гражданин наблюдатель». По-моему, надолго. Это еще не политика, но это вовлечение новых людей (и очень многих) на ее периферию. С периферии до ядра ближе, чем из аута.
Что касается Гражданского движения, то, мне думается, это типичный выхлоп. Конечно, огромная ошибка всех, кто продолжает считать себя политиками, в том, что они не постарались возглавить это стихийное порождение митингов. Именно эта структура могла стать центровой в развитии протестного движения. Но…, это как с Асей Клячиной наоборот - та по крайней мере очень хотела…
Отдельно - выход Прохорова. Митинги, безусловно, сработали на него. Если не заскучает, станет организационным лидером на политическом поле (и все флаги в гости…). (Кстати, его наблюдатели не на последнем месте и в наблюдательском призыве. И школу открыл, жаль, что не в Лонжюмо :)
6. Ресурсы. Научились, наконец, не стесняться просить денег у тех, кто за, но не хочет выходить из-за ширмы. Да и середняки подтянулись.
7. География. Как бы не связанные с московскими делами Ярославль и Астрахань. На очереди Красноярск, на который нацелился Прохоров. Не исключаю, что далее везде.
8. По уровням. Радикально изменилась муниципальная ситуации в Москве. Не только по составу всего корпуса и отдельным прорывам в контрольный пакет, но и по общему восприятию людей. Слышу политические речи от ранее дремучих знакомых.
Да, конечно, мы все хотели сегодня, хотели сейчас. Поэтому теперь переживаем спад. Но не кризис. На Красную вот прорвались…
На торфяниках ведь живем, искры своими путями ходят.