Акция 31 августа на Триумфальной площади началась куда менее мирно, чем месяц назад. Если тогда был задержан всего один участник, вышедший на площадь с плакатом, то в этот раз в районе шести вечера полиция забрала около двух десятков человек. Каждого из активистов сразу же обступало плотное кольцо из множества журналистов, что не слишком мешало полиции - корреспондентов расталкивали в стороны цепи полиции, активистов хватали и уносили к автобусам.
Полицейские по-прежнему берут числом: у площади множество машин, толпы людей в форме. Появилось новое средство фиксации событий: микроавтобусы со спиральными, вероятно, выдвижными устройствами, на которые установлены видеокамеры. Камеры направлены туда, где обычно скапливается народ: площадки у Тверской-Ямской и у Тверской со стороны концертного зала. Полицейские операторы, правда, продолжают снимать происходящее и на ручные камеры.
Остальные фотографии с пояснениями - под катом. Также смотрите мой
фоторепортаж на Kasparov.ru.
Большая часть площадки у Концертного зала им. Чайковского была занята прохожими и журналистами: ни у одного из активистов не было шансов продержаться здесь более нескольких минут. Вот довольно обычная картина: среди фотографов равнодушно тащат за ноги в автобус участника Стратегии-31.
Автобус уже заполнен задержанными, одного из них подвели к машине, но внутрь почему-то заводить не спешат.
На площади с каждым разом всё больше людей с камерами: растёт, видимо, и число корреспондентов, и число блоггеров и фотографов, которым любопытно запечатлеть и стать свидетелем интересного мероприятия. В Москве их проходит не так уж много.
Полиция без церемоний раздвигает корреспондентов в стороны, чтобы добраться до активистов, решившихся сесть на землю. Долго сидеть не дают.
Когда активисты отделены от оставшейся части толпы, всё готово для задержаний.
Множество полицейских отделяет сидящих друг от друга...
...их волокут в автобусы, не церемонясь и подчас даже не поднимая с земли. Любые попытки сопротивления жестоко пресекаются.
Полиция колдует над участниками "Другой России", которые заменили задержанных и вновь сформировали цепь сидящих.
Но сразу всех растащить не удаётся, и акция какое-то время продолжается.
Выходящих из метро оттесняют подальше от места действия. Сотрудники 2-го оперативного спешит забрать всех сидящих в автобусы.
Участники акции не уступают, но в начале никто не сумел просидеть на площади дольше нескольких минут.
Ещё одна, последняя группа сидящих смельчаков у проезжей части сразу же становится жертвой полицейских.
Теперь на площадке у Тверской остались журналисты и случайные прохожие: желающих посидеть (на тротуаре ли, в автобусе) больше не осталось.
Но один жизнерадостный пенсионер с плакатом "Тандем топчет Конституцию / На обломках путевизма напишут" всё же испортил полиции праздник: из толпы пришлось выволочь и его.
Вот теперь всё отлично: снова расслабляемся, как то было месяц назад. Не работа, а счастье. Главное - никакой опасности, не больше, чем локтём о фотокамеру удариться.
Но акция далека от завершения, и активисты продолжают подтягиваться из метро и с улицы.
Площадку начинают расчищать цепями. Поскольку в основном там остались журналисты и зеваки, сопротивления никто не оказывает, но действует полиция на редкость грубо.
У метро формируются новые цепи, но это уже рефлекс: ограждать уже не от кого и нечего.
Через какое-то время формируется новая, длинная цепь сидящих участников Стратегии-31 вдоль Тверской у забора, которым ограждена площадь - между Концертным залом и памятником Маяковскому. Доступ к самому памятнику с самого начала преградили несколькими металлическими заграждениями, и там постоянно дежурила полиция.
Активистов окружают журналисты и сочувствующие, но проход для прохожих со стороны Тверской не закрыт: люди могут пройти в обе стороны. Полиция пока не вмешивается: вероятно, потому, что Косякин и наиболее известные активисты-другороссы уже в автобусах. Во вновь сформированной цепи есть деятели культуры, участники "Солидарности". Начинается скандирование обычных лозунгов.
Кирилл Гончаров, лидер молодёжного "Яблока", и Всеволод Чернозуб - участник политсовета московской "Солидарности".
Полиция активизируется: цепью отдавливает толпу от сидящих активистов по направлению к памятнику Маяковскому. Видимо, освобождают дорогу для задержаний сидящих - но команды нет, и никого в этот раз не задерживают.
Те же, кто попал в додавливаемую полицией часть толпы, включая автора этих строк, переживают не самые приятные минуты: с другой стороны, у памятника им преградила путь ещё одна цепь, и нас давили с двух сторон.
Никакого смысла устраивать давку не было: полицейские остановились в недоумении, ожидая новых приказов, а потом просто пропустили всех обратно в сторону Концертног зала.
Сидячая часть акции продолжилась.
Немало сочувствующих нашлось и среди стоявших вокруг.
В толпе появились нашисты в шляпках Дяди Сэма и напечатанными на принтере стодолларовыми купюрами. Доллары раздавали участникам Стратегии, те же указывали на провокаторов полиции. Полиция вела себя нерешительно, "Наши" в сопровождении толпы журналистов проследовали до Тверской-Ямской, через какое-то время прошли обратно, пополнив запас бумажек. Один из колпаков был сорван и полетел за непроницаемый забор, другой попал в руки кого-то из участников сидячей забастовки. Доллары валялись потом на тротуаре пачками, и некоторые прохожие усердно проверяли, не настоящие ли.
Участники Стратегии-31 распределялись вдоль Тверской. Полиция перестала вмешиваться в ход проведения акции.
Очень юный нашист с камерой долго снимал происходящее и допрашивал Зон-Зама про деньги Госдепа и другие обыкновенные вещи.
Цветаева и рябина. 31 августа 2011 года - семидесятилетний юбилей со дня смерти поэтессы. Мужчина с портретом долгое время стоит у Тверской отдельно от других участников Стратегии, полиция не вмешивается.
Тем временем, число сидящих у Тверской к после семи вечера лишь возрастает: их число доходит до нескольких десятков, одного ряда уже не хватает.
Продолжается скандирование лозунгов.
На площади немало активистов "Солидарности".
Семён Абрамович Зон-Зам ("Солидарность") показывает полицейским фото о том, как ему грубо выкручивали руки на прошлых акциях. Полиция равнодушна. Ещё выкрутим, если потребуется.
Плакаты, которых вначале на площади почти не было, появляются теперь во множестве.
Зон-Зам - традиционный автор кричалок на таких мероприятиях - в этот раз ещё и читал стихи собственного сочинения.
Евгения ("Солидарность") со знаком Стратегии-31.
У метро со стороны Концертного зала им. Чайковского к семи часам вечера образовалась "черепаха": сидящих активистов в этот раз задерживать не стали, тактика работает.
Сочувствующий "Синим Ведёркам" - всего один на всю акцию.
И ещё немного плакатов.
Рискованный манёвр: "Черепаха" перемещается по пешеходному переходу от Концертного зала к остальным активистам.
Задержаний по-прежнему нет: две части акции соединяются, продолжают кричать лозунги.
Забор стал очередной жертвой лозунгов: был момент, когда участники Стратегии до того увлеклись его расшатыванием, что это могло спровоцировать новые задержания. Полицейские действительно готовились.
Татьяна Кадиева ("Другая Россия") продолжает дело, начатое Зон-Замом: выкрикивание лозунгов не утихает.
К восьми вечера акция завершилась: с лозунгом "Мы сюда ещё вернёмся!" сидячая забастовка прекращается. Задержаний по-прежнему нет. Группы полицейских в полной экипировке по-прежнему наготове, но команды нет, выглядят они расслабленно. Участники отходят к Тверской-Ямской, но улица перекрыта, свободен лишь переход на другую сторону.
От Тверской-Ямской активисты идут в сторону Второй Брестской, но путь им снова преграждают. Оказывается, Лимонов и его охрана заблокированы, ему не дают сесть в машину. И, разумеется, боятся шествия в непредсказуемом направлении: всех путей не перекроешь.
Охрану оттесняют, и Лимонов проходит в машину в одиночестве. Удивительно, но ни его, ни кого-либо из сопровождающих его людей тоже не задерживают.
Лишь один активист, отличившийся оригинальным зонтом и носивший на плече гламурную собачку, был в последний момент оштрафован полицией.
Дружинница. Стратегия-31 на сегодня завершилась, но полезная работа продолжается.
Полиция ещё долгое время оставалась на площади, и доступ к Тверской какое-то время был закрыт, хотя с площади все уже разошлись. К половине девятого с площади начала расходиться и полиция. Стратегия-31 в этот раз завершилась мирно, без шествий, и завершилась успешно: не создавая помех прохожим и не вызывая на себя гнев полиции, активисты смогли в полной мере реализовать повестку дня и подготовить надёжную основу для последующих акций.
Кстати говоря, по слухам, меня показывали по Euronews: мелькнул в их видео, когда фотографировал задержания.