В начале недели Президент России Владимир Путин подписал указ «О национальных целях развития России на период до 2030 года». В тексте документа определяются национальные цели развития страны на период до 2030 года. Так, среди них: сохранение населения, здоровье и благополучие людей; возможности для самореализации и развития талантов; комфортная и безопасная среда для жизни; достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство; цифровая трансформация.
В указе устанавливаются целевые показатели, которые характеризуют достижение национальных целей к 2030 году.
а) в рамках национальной цели «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей»:
- обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации;
- повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет;
- снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года;
- увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 процентов;
б) в рамках национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов»:
- вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования;
- формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
- обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования;
- создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;
- увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15 процентов;
- увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года;
в) в рамках национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни»:
- улучшение жилищных условий не менее 5 миллионов семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 миллионов квадратных метров в год;
- улучшение качества городской среды в полтора раза; обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85 процентов;
- создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза;
- снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в два раза;
- ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое;
г) в рамках национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство»:
- обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности;
- обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции;
- реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года;
- реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года;
- увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 миллионов человек;
д) в рамках национальной цели «Цифровая трансформация»:
- достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;
- увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов;
- рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, до 97 процентов;
- увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года.
Если говорить о национальных целях развития России, то это хорошо, когда государство устанавливает себе определенные цели, которых оно планирует достичь за определенное время или период, а что самое главное, устанавливает к этим целям специальные показатели эффективности.
Что каcается этого Указа Президента России Владимира Путина «О национальных целях развития России на период до 2030 года», то на мой взгляд в этом указе не хватает нескольких важных национальных целей, а также ключевых показателей.
В частности, в пункте, где говорится о национальной цели по сохранению населения, здоровья и благополучия людей, есть такой ключевой показатель, который говорит о необходимости обеспечения устойчивого роста численности населения Российской Федерации до 2030 года. На мой взгляд, это весьма расплывчатый ключевой показатель, который создает достаточно большое пространство для манипуляций и подтасовок. Ведь увеличивать численность населения Российской Федерации можно разными путями. Можно за счет рождаемости, а можно и за счет миграции. А это, согласитесь, далеко не одно и то же.
Я считаю, что если говорить о такой национальной цели Российской Федерации, как сохранение населения, здоровья и благополучия людей, то такой ключевой показатель, как обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации до 2030 года, необходимо разбивать на несколько весьма конкретный показателей. Это обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации за счет прироста рождаемости, а также обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации за счет миграции. Причем, показатель прироста численности населения Российской Федерации за счет миграции тоже нужно конкретизировать по регионам, странам, национальному и религиозному составу, по квалификационному и образовательному потенциалу.
Когда целевые показатели этого раздела будут формулироваться таким образом, тогда это будет не просто слова на бумаге, которые можно интерпретировать весьма вольготно, а целевая установка полномочным органам Российской Федерации осуществлять свою работу по весьма конкретным и обозначенным направлениям.
Еще один пункт национальных целей развития России на период до 2030 года вызывает у меня достаточный скепсис в силу его пространственной формулировки.
Речь идет о таком целевом показателе национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство», как реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года.
Как я уже писал ранее, доля оборота от внешнеэкономической торговли несырьевыми товарами в России достаточно мала, а кроме того, если посмотреть группы товаров, которыми в этом разделе ВЭД ведет торговлю Россия, то мы увидим, что во многом, это продукция крупных промышленных предприятий. Это атомные реакторы, газовые турбины, ТВЭЛы, различное вооружение и многое другое. Тут нет потребительских товаров малого и среднего бизнеса. Того, что в быту покупают обычные люди - компьютеры, телефоны, постельное белье, посуда, газонокосилки. И я далек от мысли, что в ближайшие 10 - 20 лет кому-то на внешних рынках потребуется на порядки больше Российского вооружения, газовых турбин и атомных реакторов.
Для того, чтобы Россия могла на внешних рынках бороться за покупателя потребительских товаров, для этого надо сначала выиграть эту конкуренцию на своем внутреннем рынке. Государство должно создать все необходимые условия для реального импортозамещения иностранных товаров на российском рынке.
Сегодня в России организовать с нуля новое промышленное производство, это героический эпос достойный строк античного Гомера. Причем неважно, будет это малое предприятие или какой-то завод. Власть в России считает, что подобный бизнес только организовавшись сразу должен давать налоговые всходы. А это далеко не так. Промышленный бизнес нужно взрастить, дать ему окрепнуть и встать на ноги. Дать бизнесу возможность получить на потребительском рынке свою долю. И вот тогда государству можно приходить и собирать налоговый урожай.
Кто-нибудь задавался вопросом, сколько стоит современное высокотехнологическое промышленное оборудование? Сколько стоит роботизированный фрезерный обрабатывающий центр или производственная линия по изготовлению деталей из пластика, а сколько стоят конструкторские работы по изготовлению производственной оснастки? Это десятки, а порой и стони миллионов рублей!
Финансовый порог для входа в производственный высокотехнологичный бизнес очень высок. У малого и среднего бизнеса зачастую просто нет таких оборотных средств.
И вот тут возникает главная роль государства, которое должно помочь малому и среднему бизнесу переступить этот порог. Льготный лизинг на оборудование, кредитные каникулы на основные средства производства, льготное подключение к энергетическим и газовым сетям, предоставление субсидий на аренду помещений и земли.
Дайте бизнесу встать на ноги, а уже потом с него что-то требуйте и уже, тем более, планируйте целевые показатели государства.
Я считаю, что если говорить о таком целевом показателе, как реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года, то в данном указе этот пункт нужно было конкретизировать по отраслям и группам товаров. В этом случае Правительство России имело бы реальную целевую установку по каждой отрасли нашей экономики, а в том виде, в котором это есть сейчас, рост показателей по торговле мороженой рыбой может замещать собой производство постельного белья. И никто не придерется, рост же есть, KPI выполнен…
Есть еще одна национальная цель развития России, упоминание которой я не увидел в Указе Президента России Владимира Путина.
Эту национальную цель можно условно назвать «Скорость экономики».
Среднее расстояния между основными населенными пунктами в Европе составляет не более 1100 километров. В России этот показатель составляет более 2000 километров. При этом, плотность населения в России составляет всего 8 человек на квадратный километр, при том, что в Германии это 230 человек, во Франции 118 человек, а в Польше 123 человека на квадратный километр.
В России транспортно-логистическое сообщение между городами и регионами преимущественно осуществляется железнодорожным транспортом. В Европе же, основная доля грузообразующих потоков оперируется автомобильным транспортом. При этом, средняя скорость грузовых потоков в Европе более 500 километров в сутки, а в России достигает в лучшем случае 300 километров в сутки.
Что такое скорость тренспортно-логистичекого сообщения регионов России. Это оборот потребительских товаров. Это оборот денежных средств. И в конце концов, это подвижность человеческих ресурсов. Все это в совокупности, та скорость, на которой живет экономика нашего государства.
Нашему государству крайне важно увеличить в разы скорость транспортно-логистических потоков. Если наша экономика работает медленнее, чем экономики наших ближайших конкурентов, то совершенно очевидно, что мы не можем с ними конкурировать в определенных видах производств, оказании услуг и других видах деятельности, где скорость экономики является определяющей.
Давайте посмотрим на Дальний восток. В среднем, жителю Хабаровска или Биробиджана чтобы добраться на поезде в соседний регион нужно потратить 10 - 12 часов. Средняя транспортно-логистическая скорость железнодорожного сообщения в этом регионе не превышает 60 километров в час. Это очень мало. Люди просто замкнуты в своих агломерациях.
Если Российская власть действительно хочет конкурировать на равных с Европой, США и даже Китаем, то для этого строительства простых автомобильных дорог явно недостаточно. Нужно развивать скоростное железнодорожное движение и межобластную малую авиацию.
Только так можно выйти на те позиции, где Россия сможет конкурировать на равных.
Когда экономический блок Правительства России заявляет о том, что скоростное железнодорожное движение в нашем государстве экономически не оправдано или не эффективно, то эти граждане просто врут.
Повышение скорости Российской экономики - это не экономическая задача. Это политическая и, если хотите, социальная задача государства. Это вопрос способности конкурировать Российской экономике в современных геополитических условиях.
Есть еще один вопрос, решение которого мне, как гражданину Российской Федерации, хотелось бы услышать от нашей власти.
Национальные цели развития государства, это все хорошо и правильно. Тут можно ставить определенные KPI и достигать их, но государству нужна еще одна цель. А именно сверхзадача государства, к выполнению которой оно, как субъект нашей русской цивилизации должно стремиться.
Только государство обладающее идеей сверхзадачи можно по праву называть потенциальным лидером в вопросах политики, экономики и других вопросов.
Вот у США, как геополитического цивилизационного образования есть сформулированная сверхзадача. У Китая есть сформулированная сверхзадача.
А какая у нас, у России сверхзадача, как она сформулирована, как она звучит?
Я этого не знаю. В государственных Указах или программах об этом ничего нет.
Я считаю, что сверхзадача России - это глобальное политическое, экономическое и идеологическое доминирования нашего государства на этой маленькой планете и построение всеобщего мира на основе консервативных традиционных ценностях и ценностях «Русского мира».
Владимир Орлов
https://partyadela.ru/blogs/vladimir-orlov/11584/