В последнее время мы часто слышим высказывания экспертов на тему посткоронавирусного мира и экономики, которые должны наступить после того, как человечество сможет справиться с пандемией. Если на предмет последнего у меня сомнений нет, то первое вызывает определенный скепсис. Очевидно, что никакого нового мира и уж тем более нового экономического уклада на основе старого мира построено не будет. Все останется на своих местах и будет протекать так, как оно протекало до пандемии. Тем не менее, что там будет в мире - дело десятое. Нас же интересует, что с экономикой будет у нас, в России?
Одним из показателей того, что экономика в государстве работает с учетом общественного интереса, является способность организовать на своей территории производство товаров народного потребления. Между тем высокий технологический уклад должен обеспечивать производство товаров народного потребления не только первичной переработки, но и таких сложных изделий, как радиоэлектроника.
В этом контексте неслучайно, что президент Российской Федерации во время своих апрельских совещаний затрагивал тему восстановления радиоэлектронной промышленности России.
Следует оговориться, что она у нас есть. Более того, наше государство даже производит определенный перечень компонетной базы, но все это имеет достаточно узкоспециализированное применение. Из этого следует, что продукция этой промышленности не имеет значительного оборота в потребительской среде.
Как широко известно, в Советском Союзе до «забития последнего гвоздя в крышку гроба коммунизма» Анатолием Чубайсом, либеральных залоговых аукционов и «демократической приватизации», существовала целая отрасль производства потребительской электроники. Под торговой маркой «Электроника» выпускались радиоприемники, телевизоры, компьютеры. Так, только один рижский завод под маркой «Radiotehnika» в конце 80-х годов ежегодно производил 1,5 миллиона единиц радиоаппаратуры, в том числе 1,1 млн акустических систем. 12 моделей из них экспортировались более, чем в 30 стран. А ведь еще были торговые марки «Рубин», «Горизонт», «VEF-Спидола», «Юпитер», и многие другие…
По большому счету в СССР производился весь спектр потребительских товаров данного класса. Да, можно говорить о том, что где-то был не очень современный дизайн, а где-то хромало качество или организация производства, но главное здесь в другом: существовала огромная промышленная и научная инфраструктура, которая была призвана обеспечить граждан Советского Союза самыми современными достижениями радиоэлектронной промышленности.
А что у нас сейчас?
Как мы знаем из личного опыта посещения различных магазинов и радиоэлектронных рынков, с потребительской электроникой в России все как будто бы хорошо. Посудите сами: есть абсолютно все, на любой вкус и цвет. Однако при этом есть одна существенная проблема. Дело в том, что все это цифровое благополучие на магазинных полках имеет не российское происхождение.
Конечно, в России работают и отдельные производители потребительской электроники, которые занимаются отверточной сборкой радиотоваров потребительского назначения из китайских и корейских комплектующих. Но, как вы сами понимаете, к радиоэлектронной промышленности, а главное, к восстановлению этого сектора экономики именно в нашем государстве, рассмотренная деятельность ровным счетом никакого отношения не имеет.
Теперь представим гипотетическую ситуацию. Допустим, после окончания пандемии коронавирусной инфекции Владимир Путин даст поручение Правительству России и другим полномочным органам государства развивать эту отрасль экономики в нашей стране.
По большому счету нужно создать те предприятия, которые будут разрабатывать, производить электронику потребительского назначения. В этой связи необходимо создать институты и научные организации, которые будут заниматься разработкой новых технологий, которые могут быть использованы в потребительской электронике. Кроме того, понадобится промышленность, которая будет производить радиоэлектронные компоненты - микросхемы, электронные матрицы, SMD компоненты по самым современным стандартам и конкурентным ценам.
И, что не менее важно, нужно создать такую законодательную базу, которая будет способствовать появлению потребительской радиоэлектронной продукции на магазинных полках. Тогда все это будет работать.
Ну, а теперь, как вы думаете, может ли подобный проект быть реализован у нас в нынешних политических условиях и с той политической и финансовой элитой, которая находится на ключевых постах?
За примером далеко ходить не надо. Буквально на днях президент США Дональд Трамп потребовал от американских компаний вывести свои предприятия из Китая, где они занимались производством отдельных радиоэлектронных компонентов. Надо ли говорить, что реакция Китая была весьма нервная.
Да, Пекин действительно производит много электроники и является мировой сборочной площадкой. Тем не менее, Китай до сих пор так и не стал ключевым разработчиком основных элементов радиоэлектронной базы. И для китайцев это - весьма чувствительный вопрос.
К моему сожалению, российский большой бизнес не будет вкладываться в те проекты, которые могут войти в конфликт интересов с глобальной, транснациональной финансовой элитой. Это очевидно не только по электронике. Взять хотя бы проект строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей в России. Он буксует с 2009 года и каждый год российские политики находят оправдание, почему эти магистрали не нужно строить.
На сегодняшний день в нашем современном глобализованном мире способность государства обеспечивать свои потребности в радиоэлектронных компонентах - вопрос уже даже не экономики. Это проблема конкуренции образа жизни, проблема большой политики.
Можно выразиться даже так. Восстановление радиоэлектронной промышленности государства, которая начнет производить весь спектр современных товаров народного потребления, - это маркер. Он будет означать, что произошел коренной слом заблуждений 90-х годов, а государство перешло к построению суверенной экономики, которая будет работать с учетом общественного интереса населения России.
Как будет в действительности, думаю, скоро увидим.
https://partyadela.ru/news/11401/