Путь к миру на Донбассе

Oct 10, 2019 23:47



Сегодня принял сегодня участие в экспертной дискуссии на площадке клуба "Валдай", которая была посвящена роли ООН в урегулировании конфликтов.

К сожалению формат мероприятия был закрытым, поэтому подробности придется опустить.

Пожалуй, единственно что можно сказать, что дискуссия была посвящена таким вопросам, как урегулирование современных вооруженных конфликтов и оценка эффективности деятельности ООН в данном направлении.

Если говорить о наших реалиях, применительно к прошедшей экспертной дискуссии, то конечно, в первую очередь нас беспокоит вооруженный конфликт, который уже шестой год идет на востоке Украины - война на Донбассе.

В последнее время все внимание общества, не только в России и Украине, приковано к такому вопросу, как мирное урегулирование этого вооруженного конфликта на основе комплекса мер, прописанных в минских соглашениях и пресловутой формуле Штайнмайера.

Одним из элементов, мирного урегулирования вооруженного конфликта на Донбассе, является разведение войск конфликтующих сторон от линии соприкосновение и создание зон безопасности.

Относительно недавно, после многочисленных и длительных попыток, подобное разведение войск произошло в районе населенного пункта станица Луганская. На очереди поселок Петровское и микрорайон Золотое-5.

Однако, в силу украинских внутриполитических обстоятельств, процесс мирного урегулирования на Донбассе опять забуксовал.

Если говорить о моем отношении к вопросу мирного урегулирования вооруженного конфликта на Донбассе, то я не питаю иллюзий относительно подобных перспектив в обозримом будущем.

Вообще из истории военных конфликтов мы знаем, что войны или вооруженные конфликты всегда заканчиваются миром.

Есть конечно вариации, но тем не менее миром.

Тем не менее самый главный вопрос, применительно к Донбассу и Украине, какими способами этот мир может быть получен в этом вооруженном конфликте.

В первом случае, мир между конфликтующими сторонами может быть достигнут в результате военной победы одной из сторон конфликта и тогда эта сторона определяет, как политические, так и экономические рамки этого последующего мира.

Во втором случае, мир между конфликтующими сторонами может быть достигнут, когда для этого условия создают внешние акторы и интересанты. По большому счету, осуществляется принуждение конфликтующих сторон к достижению мира. Зачастую в этом случае внешние акторы и интересанты определяют для конфликтующих сторон, как политические, так и экономические параметры мира. В современной конфликтологии таких примеров, как положительных, так и отрицательных предостаточно.

Есть еще третий вариант, наиболее сложный и тернистый вариант, когда мир между конфликтующими сторонами достигается в результате согласия конфликтующих сторон. Сложность достижения мира в этом варианте обусловлена тем, что внутренние элиты конфликтующих сторон, а что немаловажно, внешние акторы и интересанты, которые стоят за конфликтующими сторонами, должны быть заинтересованы в достижении согласия о мире.

Есть еще фантастические варианты достижения мира в вооруженных конфликтах, но о них применительно к Донбассу и Украине, смысла говорить нет.

Очевидно, что говорить о достижении мира на Донбассе в результате победы одной из сторон конфликта мы не можем. Для этого нет условий. Конфликт с 2015 года перетек в политическо-позиционную фазу и несмотря на периодический обострения, тенденций для его перетекания в большую войну не наблюдается. Внешних акторов и интересантов также пока устраивает данное положение вещей.

Скорее всего, мы также не увидим принуждения конфликтующих сторон к миру. Это обусловлено тем, что внешние акторы и интересанты вооруженного конфликта на Донбассе зачастую придерживаются диаметрально противоположных точек зрения о методах и способах политического урегулирования данного конфликта.

Отсюда вытекает невозможность достижения мира на Донбассе на основе достижения консенсуса между сторонами вооруженного конфликта.

Тем не менее путь к миру есть. Ну или по крайне мере к тому, чтоб в этом вооруженном конфликте стали меньше стрелять…

Если российская сторона (я имею в виду лоббистов из администрации президента и политический истеблишмент) хочет в одностороннем порядке урегулировать этот вооруженный конфликт, ну или хотя бы создать для его урегулирования больше предпосылок, то для этого есть один из путей, по которому уже протоптана дорожка.

Так вот, в настоящее время на востоке Украины действует невооруженная гражданская наблюдательная миссия в соответствии с мандатом, одобренным, всеми государствами - участниками ОБСЕ.

СММ присутствует в различных локациях на востоке Украины по обе стороны линии соприкосновения. Большинство наблюдателей (примерно 600 человек) в настоящее время работают в Донбассе.

В светлое время суток ОБСЕ осуществляет патрулирование, которое дополняется использованием технических средств. Ежесуточно силами ОБСЕ осуществляется около 90 патрулей каждый день по обе стороны линии соприкосновения.

Кроме того, у наблюдателей есть технические средства. Например, камеры на шахте «Октябрьская» недалеко от Донецка и на другой стороне в Авдеевке, Мариуполе, в районах разведения сил и средств. Некоторые камеры на дистанционном управлении и оснащены термодатчиками. Это обеспечивает наблюдение, в том числе в темное время суток. Информацию, собранную с помощью камер наблюдения, ОБСЕ, включает в ежедневные отчеты. Однако, изображение с этих камер недоступно широкому кругу интересантов, а также простым пользователям интернета.

Большинство нарушений режима прекращения огня фиксируются миссией ОБСЕ ночью.

Также стоит отметить, что отчеты мониторинговых миссий не отражают реальной картины происходящего на Донбассе. Зачастую мониторинговые миссии не отражают в своих отчетах всю полноту картины преступлений ВСУ и украинского командования против народа Донбасса. И нет никаких сомнений в том, что данное положение вещей прямо влияет на правильное восприятие происходящих событий на Донбассе международным сообществом.

В настоящий момент ситуация складывается так, что представители СММ ОБСЕ, а также СМИ действующих на Донбассе, фиксируют преступления ВСУ и украинского командования постфактум, когда преступление уже совершено, когда уже разрушены дома или погибли мирные жители Донбасса. Моменты, когда ВСУ и украинское командование либо совершает преступление или ведет к нему подготовку, СМИ не фиксируется вовсе или это происходит крайне эпизодический и несистемно.

Представители Западных СМИ и Западного истеблишмента зачастую отвергают представленные им свидетельства о преступлениях ВСУ и украинского командования, заявляя, что зафиксированные разрушения и жертвы на Донбассе стали не следствием преступных действий Киевского режима, а возникли в результате действий российских вооруженных сил, которых как известно нет на Донбассе, о чем свидетельствовали не только представители СММ ОБСЕ но и должностные лица Украины.

Стоит отметить, что аналогичная ситуация в информационном пространстве была и в Сирии. Там тоже представители Западных СМИ и Западного истеблишмента всяческий отвергали преступный и террористический характер деятельности боевиков вооруженной оппозиции. Но ситуация изменилась ровно тогда, когда группировка вооруженных сил России в Сирии стала использовать on-line WEB камеры.

Установка и использование on-line WEB камер группировкой вооруженных сил России в условиях сирийского вооруженного конфликта оправдало свою эффективность. Посредством этих видеокамер, международное сообщество смогло наглядно убедиться в том, кто нарушает перемирие, кто ведет обстрелы мирного населения и коридоров безопасности, а западные СМИ и западный истеблишмент были поставлены в те условия, когда они уже не могли прямо отрицать факты террористической деятельности боевиков незаконной вооруженной оппозиции в Сирии.

Внедрение системы специализированных наблюдательных постов вдоль линии соприкосновения подразделений Вооруженных Сил Украины и подразделений Народной милиции Луганской и Донецкой народной республики позволит существенным образом повысить качество мониторинга полосы соприкосновения, осуществлять фиксацию нарушений режима прекращения огня с информированием заинтересованных сторон, включая действующие мониторинговые миссии и в конечном итоге, за счет широкого освещения выявленных нарушений принудить не соблюдающих режим прекращения огня к выполнению Комплекса мер по выполнению Минских соглашений от 5 сентября 2014 года.

МОО Вече, CIGR
Владимир Орлов

Владимир Орлов, терроризм, миротворцы, ООН, МОО Вече, война на Украине, Сирия, Донбасс, клуб Валдай, Центр CIGR

Previous post Next post
Up