Об основах госполитики освоения космоса Российской Федерацией

Sep 03, 2019 16:23



Долго никак не комментировал события, которые имеют отношение к космической деятельности Российской Федерации, но как мне кажется, пришло время написать небольшой материал по этому поводу, тем более, что повод для этого имеется.

Из последнего, что стоит отметить в работе Роскосмоса, это запуск назло всем злопыхателям к МКС космического корабля Союз с роботом ФЕДОР на своем борту, предложение Дмитрия Рогозина турецкой стороне о подготовке и запуске в космос Россией их космонавта, очевидно, что пребывать он будет на российском сегменте МКС, а также запуск в космическое пространство обсерватории рентгеновского диапазона Спектр-РГ.

Пожалуй, стоит отметить начало реализации строительства инфраструктуры второй очереди на космодроме «Восточный» для ракетоносителя семейства «Ангара».

Еще из важного и имеющего отношение к нашей Российской космической деятельности можно упомянуть совещание Совбеза России и Администрации президента, в ходе которого был рассмотрен новый проект основ госполитики освоения космоса.

Я не знаю, что конкретно в этой программе написано нового, но из опыта полагаю, что нового там почти нет, а если и есть, то очень мало. Скорее всего там вариации на тему, что нам сделать такого, чтоб в космосе в какой-то значимой доле присутствовать и не боле того...

Если говорить о наших конкурентах, то на память приходит очередное успешное испытание компанией SpaceX прототипа космического корабля Starhopper, появление в составе Пентагона нового вида вооруженных сил - космических войск, а также заявления должностных лиц администрации президента США, что не Россию, а именно Китай Америка рассматривает, как своего главного конкурента, а что самое главное противника в космическом пространстве.

Многие эксперты называют Илона Маска двигателем прогресса и пилотом в освоение космического пространства, считая его при этом чуть ли не иконой и главным конкурентом России в космическом пространстве.

Я считаю это не так.

Несмотря на то, что у Илона Маска есть достаточно интересные и яркие проекты в области освоения космического пространства, которые вне всякого сомнения заслуживают одобрения и похвалы, его SpaceX не является новатором, а уже тем более идейным конкурентом для Роскосмоса в области освоения космического пространства. Коммерческим конкурентом, в определенном сегменте этого рынка безусловно да, но не идейным конкурентом.

И сейчас я вам объясню почему.

Есть два пути, которые ведут в будущее космической деятельности, это промышленное освоение космического пространства и коммерциализация космических услуг. Есть еще два прикладных направления, которые идут своим путем, это научная деятельность в космосе и использование космического пространства под оборонные и военные нужды. И по большому счету это все.

Все космические услуги, которые сегодня имеют под собой какую-то коммерциализацию, не считая пусковых услуг, это связь и телекоммуникации, дистанционное зондирование земли, метеорология и еще немного всего остального по чуть-чуть.

На самом деле не так много.

Вся основная коммерческая деятельность в космическом пространстве, она сосредоточена в этом, достаточно узком секторе.

Частные космические компании еще пытаются развить такой сегмент коммерческой деятельности в космосе, как космический туризм, но это опять же будет достаточно узкий сегмент в силу ограниченного количества людей, которые смогут себе позволить эту услугу, а что самое главное это направление не может стать локомотивом, которое потащит всю космическую отрасль вперед.

Идея Илона Маска отправить людей на Марс, она хоть и благородная идея, но ближайшие десятилетия просто нереализуема. И не потому, что невозможно сделать ракету и космический корабль, которые в космос выведут 100 пассажиров. Ракету и космический корабль сделать можно. Нереализуемо это потому, что невозможно в наших существующих технических реалиях обеспечить гарантированную выживаемость этих пассажиров во время перелета, а уж тем более на Марсе.

Есть такая идея, что на самом деле, Илон Маск делает свой Starhopper не для Марса, а под нужды Пентагона, но тогда это уже совсем другой вопрос…

По большому счету, сегодня только три государства на нашей планете могут самостоятельно обеспечить долговременное присутствие своего персонала в космическом пространстве. Это Россия, это США и это Китай. Даже объединенная Европа не может создать в одиночку собственную космическую станцию и вынуждена действовать в тесной связке и кооперации с США.

Тем не менее на нашей маленькой планете существуют десятки государств, и сотни коммерческих компаний, которые как минимум рассматривали бы возможность отправки своего научного или другого персонала в космическое пространство, при условии, что у них была бы такая возможность.

На сегодняшний день, такой возможности нет.

Даже МКС по своим характеристикам не может принять всех желающих.

Что из себя на сегодняшний день представляет международная космическая станция - это по большому счету научная лаборатория с весьма ограниченными возможностями. Да и международной эту станцию можно назвать с большой натяжкой.

Частный случай, Россия предложила Турции, а ранее Индии, подготовить и отправить МКС их космонавта. Это хороший политический шаг. Но было бы разумно, я так считаю, предложить Турции пойти дальше.

Россия вполне бы могла пристыковать к своему сегменту МКС несколько дополнительных модулей и сдать их в аренду Турции, обеспечив не только подготовку, но и постоянное присутствие на МКС турецкого экипажа космонавтов.

Я думаю, такой бы вариант Турции был бы по карману.

Для многих государств создание собственной космической производственной и научной инфраструктуры - это очень дорого, неподъемная ноша, а Россия обладает этим ресурсом, но не пользуется в полной мере.

Вне всякого сомнения, нашлись бы и другие государства, а может и корпорации, которые с удовольствием пошли бы этим путем на основе долговременных соглашений с Российской стороной.

Понятно, что если пойти по этому пути, то МКС не в полной мере отвечает необходимым качествам для постройки настоящего космического международного дома.

В будущем, главным в космосе будет не тот, кто первым отправил лунный трактор на Марс или, кто отправит небольшую научную обитаемую станцию к орбите Луны.

В будущем, главным в космосе будет тот, кто создаст такие условия, когда его научной и производственной космической базой будут пользоваться остальные государства и корпорации.

Если хотите пример, то условно Роскосмос по отношению к будущей международной космической станции, где он мог бы сдавать в аренду полезные площади, должен стать некой управляющей компанией, которая помимо того, что осуществляет подготовку персонала этих заказчиков, еще обеспечивает полное функционирование этой космической инфраструктуры.

И вот именно в этом будет заключаться результат коммерциализации космической деятельности, которая даст результат и закрепит положение Роскосмоса, как безусловного лидера в освоении космического пространства.

Многие наверно скажут - а в чет тут патриотизм, наша гордость?

Да, тут нет патриотизма, нет флагов и прочих атрибутов, но зато тут есть доходность, загруженность предприятий заказами, а что самое главное, прикручивание на свои услуги весьма широкого спектра разных интересантов.

Нужно понимать, это не вся космическая деятельность, это исключительно тот вопрос, который касается коммерциализации. Еще есть наука, есть промышленное освоение космического пространства, есть военный космос, который идет своим путем. Космос большой, там всему есть место. В том числе патриотизму и гордости за русский космос.

Если говорить о промышленном освоении космоса, то этот вопрос достаточно серьезен и имеет в будущем самые широкие перспективы.
Существует достаточно много толкований, что следует понимать под термином промышленное освоение космического пространства, кто-то считает, что это добыча полезных ископаемых в космическом пространстве, некоторые под этим термином видят обслуживание и ремонт спутниковой группировки, есть и те, кто считает, это непосредственный перенос с нашей планеты различных видов производств в космос.

И они все правы.

На мой взгляд, промышленное освоение космического пространства, это та деятельность, в рамках которой, научные, производственные, обслуживающие и другие компетенции, были бы перенесены с Земли в космическое пространство, то есть к месту их непосредственного использования.

Одна из компетенций в области промышленного освоений космического пространства, которая наиболее близка к реализации Роскосмосом - это ремонт и поддержание эксплуатационной годности той спутниковой группировки, которая работает в интересах нашего государства.

Если говорит об остальном, то это скорее вопрос весьма отдаленного будущего, даже несмотря на то, что в США уже рисуют планы до 2050 года о военной экспансии в космическое пространство и поиска ресурсов на других планетах.

Поэтому хотелось бы Роскосмосу, Дмитрию Рогозину, Николаю Патрушеву, а также Юрию Борисову предложить несколько тезисов, которые на мой взгляд более чем органично вписались бы в новый проект основ госполитики освоения космоса Российской Федерацией.

Во-первых, помимо уже существующих планов по освоению Луны, строительства космодрома «Восточный» и создания нового спектра ракетоносителей, которые уже нашли свое отражение в основах госполитики освоения космоса Российской Федерацией, крайне важно и на мой взгляд первостепенно, это решить вопрос с энергетическим обеспечением российских проектов в области освоения космического пространства.
Это обусловлено тем, что не имея в космическом пространстве серьезных энергетических ресурсов, невозможно в космосе проводить масштабные научные исследования, невозможно создавать достаточно большие космические станции, а уже тем боле более невозможно говорить о промышленном освоении космического пространства и какой-то значимой коммерциализации космической деятельности. По моему скромному мнению, энергия - это основа основ будущего освоения космоса Российской Федерацией.

На одних солнечных батареях и РИТЕГах сложно ожидать больших прорывов в космосе…

Во-вторых, и на мой скромный взгляд не менее важно, это отказаться от существующих подходов в области конструирования и создания, тех аппаратов, модулей или кораблей, которые в обозримом будущем Россия планирует использовать в рамках тех программ, которые предусмотрены проектом основ госполитики освоения космоса Российской Федерацией.

Я считаю, что тот подход, когда для каждой миссии или проекта чуть ли не индивидуально разрабатывают, проектируют и создают космические аппараты или модули, это несколько устаревший подход. Это дорого. Это долго. Это отнимает много ресурсов.

Необходима стандартизация и универсализация.

Кроме того, опять же это мое мнение, необходимо разделить технологический функционал, который закладывается в перспективные модули российского сегмента МКС. Например, модуль «Наука», который должен отправится к МКС в 2020 году представляет собой практический полноценный космический корабль, который может существовать в автономном режиме. У него есть двигатели и топливные баки, есть система жизнеобеспечения и солнечные батареи. Мало того, что все эти системы имеют определённый вес, они занимают полезный объем модуля, ограничивая и так не очень большое полезное пространство.

Было бы логичным, функционал жизнеобеспечения, хранения топлива, двигательные установки, и тому подобное вынести в отдельные конструктивные модули или элементы. Это не только повысило бы универсальность, но и позволило конфигурировать модули непосредственно на орбите таким образом, как это требуется для выполнения научных или производственных задач.

В-третьих, и мне кажется это достаточно важным, в новый проект основ госполитики освоения космоса Российской Федерацией стоило бы внести такой вопрос, как создание конструкций обитаемых модулей перспективных космических станций непосредственно на околоземной орбите и возобновления исследований для этих целей в области космической сварки и конструкционных работ непосредственно в космическом пространстве.

Очевидно, что габаритно-массовые характеристики выводимой на орбиты полезной нагрузки существенным образом ограничены возможностями существующих и перспективных ракетоносителей и как мне кажется, это узкое горлышко непременно скажется в будущем, когда прогресс в области освоения околоземного пространства приблизится вплотную к вопросам промышленного освоения космического пространства и его непосредственной коммерциализации.

О таких вопросах думать надо заранее.

Те же вопросы, связанные с обслуживанием и ремонтом спутниковой группировки, непременно натолкнутся на проблему отсутствия в составе той же МКС, если она к тому времени еще будет существовать и ее не заменят на нечто другое, модулей необходимого размера, где космонавты могли бы осуществлять необходимые работы и манипуляции с обслуживаемыми спутниками без выхода в открытый космос

В-четвертых, Роскосмосу нужно всерьез задуматься над вопросом коммерциализации такого направления, как сдача в аренду полезных объемов модулей космической станции. Только не своих модулей, а специально созданных под реализацию этой программы.

Я нисколько не сомневаюсь, что найдётся достаточно желающих, кто захочет создать в космосе свои долговременные экипажи. А это хороший доход и загруженность работой предприятий Роскосмоса.

И в-пятых, думаю Роскосмосу стоит обратить пристальное внимание на работу компании SpaceX по проекту Starhopper. Несмотря на то, что Илон Маск заявляет о полетах на Марс и чуть ли не далеким звездам, я считаю, что это пыль в глаза и у этого проекта более прикладные задачи.

И как мне кажется, каким бы хорошим не был проект космического корабля «Федерация», Роскосмосу стоит подумать о том, как осуществлять доставку в космос экипажей, грузов, а также выполнения других задач, в аналогичных параметрах, как это предусмотрено проектом Starhopper.

МОО Вече, CIGR
Владимир Орлов

Владимир Орлов, Дмитрий Рогозин, Роскосмос, МОО Вече, технологии, Россия, будущее, starhopper, Илон Маск, cigr, МКС, spacex, Пентагон, ВПК

Previous post Next post
Up