России необходимо создать полноценные кибернетические войска

Jul 18, 2019 18:42



Вооруженные конфликты последних десятилетий, а также цветные революции массово прокатившиеся по всему Миру явно дают понять, что военно-политическое руководство Российской Федерации сегодня стоит перед новым глобальным вызовом - гибридному противостоянию в информационно-психологическом пространстве.

Информационно-психологическое воздействие на своего противника - это не новая стратегия. Еще IV веке до н. э. известный китайский философ и полководец Сунь Цзы в трактате «Искусство войны» сказал: «…лучшая война - разбить замыслы противника; на следующем месте - разбить его союзы; на следующем месте - разбить его войска…»

Но если до появления глобального информационного пространства, а также сети «интернет», противоборствующие стороны были весьма ограничены в своих возможностях, то современные технологии позволили стереть все естественные границы между "информационными территориями", и "противоборствующие армии" получили возможность вторгаться на чужую землю и проводить «боевые» информационные операции по сути также, как это делают "обычные" войска в "обычных" войнах. В 21 веке информационно-психологическое противоборство идет на совершенно новом технологическом уровне.

Не секрет, что сегодня лидером в области проведения информационно-психологических операций являются Соединенные Штаты Америки. Помимо Агентства Национальной Безопасности, которые зорко следят за всем, что происходит в глобальном информационном пространстве, в 2009 году под эгидой Пентагона в США создано Кибернетическое командование ВС США. Основными задачами командования являются централизованное проведение операций кибернетической войны (информационно-психологических операций), управление и защита военных компьютерных сетей США.
Кибернетические войска США представляют собой довольно серьезную структуру.



Если говорить о численности кибернетических войск США.

Например, 688-е крыло информационных операций в компьютерных сетях, которое организационно входит в состав 24-й воздушной армии кибернетического командования ВВС AFCYBER, имеет порядка 1400 гражданских и военных сотрудников, базирующихся в том же месте, что и Объединенный военный центр информационных операций стратегического командования США в Сан Антонио, штат Техас. В настоящее время им командует полковник Эрик П. ДеЛанж.

Всего по оценкам экспертов, численность военнослужащих и гражданского персонала кибернетических войск США составляет более 40 тыс. человек личного состава из которых более 5 тыс. человек заняты непосредственно ведением кибервойны.

В России также создано управление, которое призвано обеспечить информационную безопасность каналов связи и передачи данных.

Ряд СМИ указывают о создании в структуре Генерального штаба Министерства обороны Российской Федерации так называемого Киберкомандования ВС РФ. Однако, официальная информация на сайте оборонного ведомства не подтверждает и не опровергает наличие подобного управления в структурах Минобороны.

Очевидно, источники подобной информации имели в виду не структуры, подобные Киберкомандоыванию ВС США, а создание рабочей группы в Центре управления обороной ВС РФ, которая осуществляет мониторинг различных аспектов информационного пространства.

В США кибервоска, это по сути отдельный вид вооруженных сил, который провидит свои операции в четвертом, так называемом информационном пространстве, тем самым осуществляя поддержку остальным видам и родам ВС США.

В России, конечно, на сегодняшний день ничего подобного нет. Есть отдельные рабочие группы и управления в недрах Генштаба, которые в силу своих обязанностей решают достаточно прикладные задачи. До появления в структуре Вооруженных сил России нового вида войск еще очень далеко и что самое главное, такие понятия, как кибернетическая и информационная война у нас в Российском законодательстве должным образом не оформлены.

Одним из основных документов, которым определяется система официальных взглядов и положений, устанавливающая направление военного строительства, подготовки государства и вооружённых сил к войне, в том числе в информационном и кибернетическом пространстве, является Военная Доктрина Российской Федерации.

Военная Доктрина Российской Федерации рассматривает информационно-психологическое воздействие на граждан России в качестве основных угроз и вызовов своей безопасности.

Статья 12 пункт «М» Военной Доктрины Российской Федерации относит использование информационных и коммуникационных технологий в военно-политических целях для осуществления действий, противоречащих международному праву, направленных против суверенитета, политической независимости, территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности, глобальной и региональной стабильности, к внешней военной опасности;

В частности, ст. 13 п. «В» Военной доктрины Российской Федерации указывает в качестве внутренних военных опасностей - деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, которая имеет под собой цель, подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества.

А статья 14 пункт «В» определяет Основные военные угрозы для Российской федерации, как воздействие противника на всю глубину территории России одновременно в глобальном информационном пространстве, в воздушно-космическом пространстве, на суше и море;

При этом, Военная доктрина Российской Федерации определяет одной из основных задач государства по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов:
у) создание условий, обеспечивающих снижение риска использования информационных и коммуникационных технологий в военно-политических целях для осуществления действий, противоречащих международному праву, направленных против суверенитета, политической независимости, территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности, глобальной и региональной стабильности.
При этом, в разделе применение Вооруженных Сил, других войск и органов, их основные задачи в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время, нет понятия, как информационно-психологическое нападение в глобальном информационном пространстве на Россию и ее союзников

А в разделе Военной Доктрины Российской Федерации, где определены основные задачи Вооруженных Сил, других войск и органов в мирное время, никак неопределенны задачи по информационно-психологическому сдерживанию вероятных противников в глобальном информационном пространстве.

Также в разделе, где законодатель описывает основные задачи Вооруженных Сил, других войск и органов в период непосредственной угрозы агрессии, нет определения задач по осуществлению мероприятий по снижению уровня информационно-психологической агрессии вероятного противника в глобальном информационном пространстве.

И как следствие, в разделе Военной Доктрины Российской Федерации, где сказано о направлениях развития военной организации нашего государства, совершенным образом не отражены направления развития вооруженных сил для совершенствования системы информационно психологического противоборства в глобальном информационном пространстве.

Таким образом Военная Доктрина Российской Федерации дает понимание, что государство знает о возможности информационно-психологического нападения вероятного противника, как в информационном, так и в кибернетическом пространстве.
Однако, Военная Доктрина Российской Федерации, не дает ответа, как государство готовится к ответу в случае угрозы нападения или непосредственного нападения вероятного противника.

А что самое главное, военная доктрина никак не определяет ответственный орган, который призван бороться с подобными угрозами и в каком направлении этот орган должен развиваться, чтобы соответствовать современным вызовам и угрозам в кибернетическом и информационном пространстве.

Отсюда следует, что существующая редакция Военной Доктрины Российской Федерации не полной мере соответствует тем вызовам и угрозам, которые стоят перед нашим государством.

Надеюсь, это важный пробел будет исправлен и наши Вооруженные силы получат необходимое законодательное обеспечение, дабы они могли должным образом обеспечивать свое развитие и вести противоборство с вероятным противником, не только в традиционных средах, но и в информационном, и в кибернетическом пространстве, обеспечивая информационно-психологическую оборону наших граждан.

МОО Вече, CIGR

Владимир Орлов

Владимир Орлов, информационные операции, Кибернетическое командование, МОО Вече, Военная Доктрина, психологическая оборона, Минобороны России, Россия, Центр CIGR, информационная война, Вооруженные силы

Previous post Next post
Up