Не часто приходится писать на отвлеченные темы, но космос, да и вообще вся космическая проблематика в разрезе современной российской действительности, это как раз одна из тех моих любимых тем, которые я не могу обойти стороной.
Совсем недавно в Роскосмосе сменилось руководство. Вместо бухгалтера Комарова на пост руководителя госкорпорации Роскосмос был назначен технократ Рогозин и с этим назначением у нас в России связывают определенные перспективы и надежды.
Прежде чем говорить о перспективах, давайте поймем в каком виде Комаров передал Роскосмос Рогозину.
Начнем, пожалуй, с главного, с коммерческой деятельности данной организации, что худо-бедно, но позволяло предприятиям отрасли поддерживать свои штаны.
Чтобы увидеть в каком направлении движется российская космическая отрасль, давайте посмотрим, для примера, на количество запусков без учета пилотируемой космонавтики и доставки грузов к МКС.
А если учесть, что согласно доклада отдела коммерческих космических перевозок Федерального управления гражданской авиации США, доход от 21 коммерческого орбитального пуска в 2016 году оценивается в $2,5 млрд, что выше чем $2,2 млрд в 2015 году», - говорится в документе.
Согласно представленным в докладе данным, США осуществили 11 коммерческих пусков, Европа - восемь, на Россию пришлось два таких старта. Это позволило США получить доход в размере $1,185 млрд, Европе - $1,152 млрд, а России - $130 млн
И в этом, как не странно, совершенно нет ничего удивительного. Начиная с 2014 года, когда Игорь Комаров по протекции Дмитрия Медведева был назначен главой «объединённой ракетно-космической корпорации», которая в 2015 году была реорганизована и влита в Госкорпорацию «Роскосмос», американские провайдеры космических услуг, начали отрезать от существующей доли коммерческих пусков российских ракетчиков.
Конечно, у причины снижения количества космических запусков «Росскосмоса» было много причин и факторов. Среди них и выход на рынок пусковых услуг частной американской компании SpaceX с низкой коммерческой ценой пуска ракеты Falcon 9, это и проблемы контроля качества выпускаемой продукции в российской космической отрасли. Эти и другие проблемы, которые вылились в аварии, из-за чего заказчики начали искать альтернативу в лице той же SpaceX.
Но самая главная проблема, конечно была личная персона главы «Роскосмоса» в лице Игоря Комарова.
Комаров достаточно интересная личность. Весь профессиональный путь его жизни шел на обломках тех компаний и организаций, в которых он работал или занимал руководящие посты. Банкротство Инкомбанка, скандалы в «Ростехе» и пропажа активов «Новикомбанка» на 50 млрд рублей, банкротство и последующая перепродажа «АвтоВаза» французской Рено - Нисан, ну и закономерный крах «Роскосмоса». Везде Игорь Комаров приложил свою руку.
На сегодняшний день благодаря мудрому и чуткому руководству Комарова в Госкорпорации «Роскосмос», Дмитрий Рогозин получил в наследство недостроенный и с миллиардными коррупционными долгами космодром «Востоный», в предбанкротном и в прединфарктном состоянии «Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева», бесцельно и безинициативно существующую королевскую «Энергию», Глушковский НПО Энергомаш - который доедает советское двигателестроение программы Энергия - Буран, и много других разных предприятий космической отрасли России, которые откровенно не понимают для чего они нужны и чем им вообще заниматься…
Нужно понимать, что в отличии от всех остальных участников космической гонки, Россия и США в области околоземного пространства достигли всех пределов. Международная космическая станция, спутники дистанционного зондирования земли, космическая связь, наука. Да, у NASA больше денег, креатива и лучше коммерческий подход, но точно также, как в России нет идей.
Космические базы на Луне, переселение человечества Илоном Маском на Марс, добыча полезных ископаемых на астеройдах, это все идеи, которые еще очень долго не найдут поддержки для свой практической реализации. Слишком дорого, нет понятного результата коммерциализации, да и радиацию в дальнем космосе пока никто не отменял. Единственный вариант, если это будет нужно военным, тогда конечно деньги найдут. Дальний космос, пока это удел большой науки и военных, а не практического коммерческого освоения…
На сегодняшний день у России нет полноценной коммерческой ракеты, с которой можно было бы конкурировать на рынке оказания услуг по выводу полезной нагрузки в космическое пространство. У России есть старый советский ракетоноситель Союз, да как его не крути, как не называй, это именно старый советский союз, есть полностью военный Протон, создается Ангара, которая тоже проектировалась и создавалась для работы в рамках обеспечения обороноспособности государства.
Но это еще не все проблемы. Не может глобальная корпорация Роскосмос в силу своей громоздкости и количества разнообразных промышленных производств быть более рентабельна на рынке коммерческих услуг чем пресловутый Илон Маск или компания Боинг, у которой помимо космоса есть еще масса других направлений работы и полная диверсификация бизнеса. Даже если принять, что при всех равных, но как ни крути, у Роскосмоса больше уборщиц….
Но это еще не все проблемы.
Самая главная проблема, которую так и не поняли в Роскосмосе, что на рынке космических коммерческих запусков не будет никакой честной конкуренции. Никто в здравом уме честно конкурировать за 300 миллиардов долларов рынка никогда не будет.
Понятно, что SpaceX Илона Маска - это компания прокладка от NASA. Это ложный флаг, под видом которого у Роскосмоса выбили львиную долю рынка коммерческих космических запусков.
Да, SpaceX Илона Маска дотируют. Да, SpaceX Илона Маска демпингует. Да, это капитализм и рынок, и либо вы живете по его правилам, либо идете курить бамбук и искать оправдание своей некомпетентности.
России необходим оператор на рынке космических услуг по выводу полезных нагрузок, который как минимум будет работать в сопоставимых рыночных условиях с тем же Илоном Маском и его SpaceX. Тогда да. Тогда можно конкурировать, говорить о рентабельности, конкурентоспособности и о всем прочем, что касается коммерческой деятельности. Но для этого, Роскосмосу надо принять волевое решение, оставив под собой все то, что имеет отношение к реализации Федеральной космической программы, а также обеспечения обороноспособности государства и выделить из своего чрева ту организацию, которая в правильных рыночных условиях будет конкурировать со SpaceX. То есть сделать себе такую же компанию прокладку.
За бабки надо бороться, а не вздыхать и говорить, что может быть лет через надцать мы догоним и перегоним Америку…!
Либо Роскосмос будет и дальше заниматься коммерческими запусками датируя их из бюджета страны, либо в России появится оператор на рынке космических услуг, который за счет имеющихся технологий, инженерного и научного потенциала, а также правильной конкуренции, создаст коммерческую и рентабельную альтернативу Илону Маску. Третьего тут не дано.
Понятно, что это невозможно сделать завтра. На это нужно время. Нужны инвесторы, которые вложат деньги. Нужна новая ракета, которая будет соответствовать рыночным требованиям, нужны новые двигателя, необходимо производство и стартовые площадки. В конце концов этому проекту нужна креативная команда и талантливый лидер. На это все нужно время. Но если этим не заниматься и не идти по этому пути, то за последующие пять - десять лет можно просто потерять весь рынок коммерческих космических услуг и остаться у разбитого корыта.
Конкурентов с рынка надо выдавливать агрессивно действуя, а не пассивно наблюдая…!
Мне кажется у Роскосмоса еще есть шанс на лидерство и для этого надо совсем немного.
Во-первых, нужна какая-то фишка, то есть то, что будет привлекать внимание общества к деятельности корпорации Роскосмос, да и вообще к проблематике освоения человеком космического пространства. Причем не только в России, но и во всем мире. Нужен «Уау-эффект», как это было при запуске первого спутника или полета Гагарина в космос. Нет, это не запуск Лады-Калины на Сатурн, это должно быть что-то такое, после чего во всем мире сказали, что вот эти русские всему миру утерли нос…
Во-вторых, крайне важно корпорации Роскосмос что сделать со своим пиаром. Тот же сайт Роскосмоса должен быть не визиткой бухгалтера или юриста, а стать многофункциональным мультемедийным порталом, который должен не только рассказывать об успехах реализации Российской космической программы, но и вести популяризацию освоения человечеством космического пространства. Я подчеркиваю, не только России, а всего человечества.
С момента создания сайта Роскосмоса и появления его в сети интернет, там элементарно не могут дооформить исторический раздел по ракетоносителям и космическим кораблям. В особенности это касается РН «Энергия» и космического корабля «Буран».
Согласитесь, весьма странно, когда такая корпорация как Роскосмос имеет недооформленный сайт.
Мне так кажется, что одним из проектов по улучшению имиджа Роскосмоса, может стать какая-то совместная деятельность Яндекса и Российской космической корпорации в области геоинформационных порталов.
Может быть Роскосмосу стоит подумать над тем, как разместить видеокамеры на околоземных спутниках, чтоб они могли снимать нашу планеты в формате 4К и ретранслировать это видео обратно на Землю, где бы это видео обрабатывалось и соответствующим образом представлялось пользователям геопорталов, таким, как Яндекс-карты…
Да, в этом проекте нет ничего особенного, да и по большому счету сложного, но будет масса людей по всему миру, которые будут знать, что вот эта вращающаяся в ON-LINE режиме в экране их компьютера или смартфона планета Земля - это сделал Российский Роскосмос. А куча флэш-мобов по всему миру с темой помахать фонариком в ночное небо - это гарантировано…!
Это только пиар, но в пиар надо вкладываться…
Телестудию Роскосмоса надо разогнать, всех сотрудников уволить, а потом создать заново из тех людей, которые понимают, что такое телевидение, какие там должны быть программы и самое главное, которые понимают зачем нужны эти программы и кто их будет смотреть, ибо то, что сегодня называется телевидением Роскосмоса, простите, но это какой-то позор!
Вы себе можете представить, но у Роскосмоса в Ютубе нет канала для прямых трансляций. Репортажи с космических запусков, эфиры с МКС, они выходят где угодно, но не на самых массово посещаемых интернет платформах. Это реально невозможно понять…
В-третьих, Роскосмос должен в космосе делать не только то, чему уже научились другие страны вроде Китая, ЕС или США, но делать лучше их, качественнее их, быстрее их, а самое главное, Роскосмос должен предлагать то, что не может делать пока никто. Именно в этом залог будущей конкуренции за финансовый ресурс в ближнем космосе.
Например, есть замечательная европейская ракета Ариан-5, которая может выводить полезную нагрузку в космос с габаритом до 5 метров в диаметре и 12 метров в длину. Это весьма и весьма хороший конкурентоспособный результат.
Очевидно, что дальнейшая борьба за коммерческий рынок в ближнем космосе будет вестись среди тех, кто сможет предложить заказчикам те услуги, которые позволят выводить более мощные и долгоживущие спутники, кто обеспечит большую пропускную способность телекоммуникационных каналов связи, большие энергетические, габаритные и весовые возможности.
К сожалению, у нас Роскосмос пока не обладает возможностью вывода полезной нагрузки, сопоставимой по габаритам с французской Ариан-5. Пятиметровый габарит находится только в стадии проекта.
Следовательно, Роскосмос должен ставить вопрос не как догнать французов или прокладку NASA в виде SpaceX, а как предоставить потенциальным заказчикам технологическую возможность вывода полезной нагрузки с массогабаритными параметрами до 7 метров в диаметре и 20 метров в длину. И это нужно не завтра, это нужно уже сейчас.
Кроме того, Роскосмос должен в корне пересмотреть подход к конструированию и созданию существующих и перспективных модулей для космических станций. Массогабаритные стандарты середины 20-го века должны уйти в прошлое.
Вне всякого сомнения, в ближайшие 20 - 40 лет начнется перенос части высокотехнологичных производств, где требуются особо чистые условия, в околоземное космическое пространство. Но что бы быть в числе первых, чтоб сорвать банк на этом рынке, нужно уже сегодня создавать не только технологический, но и инфраструктурный задел, включая в околоземном космическом пространстве. Чем больше будет полезный объем модулей космической станции, чем больше по размеру между этими модулями будут гермопереходы, чем больше у этих модулей будут энергетические возможности, тем сложнее, тем масштабнее, тем продуктивнее в конечном счете там можно будет организовать производство, а, следовательно, занять большую долю рынка.
Если Роскосмос хочет реально конкурировать на рынке космической отрасли и не просто конкурировать, но и находится в лидерах, то всей этой корпорации надо срочно менять свои стереотипы и подходы к конструкторской, производственной и коммерческой деятельности.
Возможно в рамках демонстрационного эксперимента стоит начать с создания нового модуля для Российского сегмента Международной Космической Станции посредством которого наши космонавты выходят в открытый космос. Чтоб там комфортно размещались и хранились скафандры для выхода в открытый космос. Чтоб была ферменная площадка, на которой за бортом МКС могли проводить манипуляции с оборудованием и проводить научные эксперименты. Чтоб космонавты для выхода в открытый космос не протискивались в какую-то неудобную дырку, а имели нормальный по габаритам шлюз, через который они могли бы не только выходить в полный рот, но и перемещать достаточно крупногабаритное оборудование.
Все это, это всего лишь мои размышления дилетанта, но очевидно одно. Если Роскосмос хочет быть лидером в освоении околоземного пространства и претендовать на львиную долю рынка космических услуг, то он должен не просто смотреть в будущее, а опережать своих конкурентов на несколько десятков лет. И вот тогда все это даст мультипликативный эффект и обеспечит задел на лидерство.
МОО Вече, CIGR, Партия Дела
Владимир Орлов
http://veche-info.ru/main-themes/5607