Зачем нужна скульптура?

Sep 17, 2022 14:55


Почему мы украшаем города? Площади, улицы, дома, мосты, парки… Лепнина, мозаика, барельефы… Вазы, фонтаны, колонны…

В этапы развития мировой архитектуры не будем углубляться. Можно сказать только следующее: по миру, в большинстве городов, древних и современных, (и не только в городах) присутствуют скульптуры с изображением людей. Имею в виду неперсонифицированные изображения. Для красоты, но не только.







Почему так хочется приезжать в исторический центр любого российского и европейского города? Глаз радуется при простом лицезрении архитектурных решений. Каждый дом уникален и красив, имеет ряд особенностей, отличающих его от соседей, при общей схожести пропорций и функционала. По сути - каждый отдельный дом - как отдельный человек. Если позволяет время, каждый дом можно неспешно и нескучно разглядывать и исследовать достаточно долго. Особенно вызывают восторг старинные храмы, соборы, дворцы и замки, при строительстве которых не скупились на украшения. Мы ищем ресторан не для того чтобы поужинать, а для того чтобы побаловать свои вкусовые рецепторы, также мы принимаем решение куда поехать на выходные или в отпуск не просто для того чтобы отдохнуть, сменить картинку, обнулить информационные потоки, а для того чтобы «вкусно поесть» эти незабываемые городские пейзажи, насытится, утолить зрительный голод любимым деликатесом!



Мы, как правило, на природе набираемся сил больше чем в самом красивом городе, но сегодня разговор о городах. О непреодолимой силе городских построек. И о скульптуре, как о виде изобразительного искусства.

Скульптура, (от лат. sculptura, от sculpo - высекаю, вырезаю); ваяние, пластика ( от греч. plastika, от plasso - леплю), - виды изобразительного искусства, основанные на принципе построения объёмного, трехмерного изображения.



Скульптура танцовщицы. Эрмитаж.



Правило, что подобное притягивает подобное, никто не отменял. Если простой обыватель рабочего квартала окажется во дворце и будет вынужден прожить во дворце несколько месяцев, то в его сознании невольно произойдут изменения, создадутся новые нервные связи, появятся характерные манеры в поведении и речи. Ровным образом закон сработает и в обратную сторону, если обитателя дворца, переселить в рабочий посёлок. Графу Льву Толстому не сиделось на месте в своей усадьбе, и поэтому ему удавалось быть одновременно, и графом, и сельским тружеником, и именно таких необычных людей мы все знаем, и считаем их гениями.

В этой части длинной темы об архитектуре - Петербург и Волжский. Визуальное сравнение.



Адмиралтейский сквер

Просто пройдясь по улицам Санкт-Петербурга, чувствуешь себя причастным к прошлому это города. Людей тянет к себе красота и гармония Северной столицы. Античные статуи на фасадах домов излучают и передают окружающим свою красоту и гармонию. Безупречность формы тела (тонкие анатомические знания того далекого времени вызывают восхищение и уважение), спокойные и умиротворённые черты лица - это то, что каждый человек ищет по жизни, иногда забывая об этом в толчее и суете, но всегда мечтает если не о таком величии, то о состоянии внутреннего спокойствия и уверенности. Спокойствия за жизнь своих близких, уверенности в завтрашнем благополучии. Видимо, не даром по-гречески Πέτρος - камень, большое количество построек и скульптур Петербурга отлиты из камня.

Не в этом посте информация о беспорядочном нагромождении безликих построек, обшарпанных дворов-колодцев, тёмных проходных, находящихся за фасадами Петербурга. Не в этом. Не то настроение у нас в данную минуту.



Летний сад







Период Сталинского ампира очень хорошо выделяется в Москве, как знаки нового времени, знаки молодого советского государства, и статуи рабочих, колхозников, учёных, пионеров, спортсменов до сей поры находятся в ключевых точках массового скопления жителей и гостей Москвы как своеобразные маркеры и примеры для подражания. Все хоть раз были в Парке Горького, на ВДНХ, на первых станциях Метрополитена, и видели всю величественную символику, славящую труд и богатство уже великого государства.



«Метростроевцы в забое». Памятник на станции метро Электрозаводская в Москве

Эти особенности, мотивирующие человека на стремление быть похожим на лучшие образцы искусства, несомненно, были известны строителям городов. Ярко выделяются статуями молодые советские города, выросшие в период освоения новых земель и индустриализации. Города строились практически на ровном месте, где не было эпохи античности и возрождения, была только большая стройка и вера в победу социализма, а поэтому в камне, что логично, изображены лучшие представители почётных профессий.

Город Волжский. Основан в 1952 году в период строительства Сталинградской ГЭС.

Один из ярких примеров эпохи индустриализации.

































Конечно, можно пройти мимо. Но я считаю, что это шедевры, и тут есть о чём поразмышлять.



И таких примеров в нашей стране множество. Молодые города, которым ещё нет ста лет. Только памятники строителям, только символы победы над пустынями, только прославление человеческой мысли, обращающей бурную стихию в мирную энергию, в сказочное изобилие всего и для всех. Характерная особенность - памятники уже недалёким современникам, пусть по-бунтарски, но воспевающим новое время - Высоцкому, Шукшину и др. И Светлое будущее социализма построили бы, и благоустроили! Но идеи, исходящие из голов сильных личностей, - не просто входят в головы основной массы тружеников. Это не хорошо и не плохо. Носитель информации пока ещё не подготовлен для нового программного обеспечения. Пока.



А в настоящее время города, основанные в середине 20-го века, утратили своё значение для страны, перестав быть центрами индустрии и науки. Промышленность сохранилась, но заводское оборудование и циклы производства не обновлялись уже несколько десятков лет. На жилые кварталы с предприятий идёт дым со стойким запахом, но к таким условиям горожане привыкли, как привыкли к утрате былого величия города.

А какие современные профессии изображаются и будут изображаться на памятниках в век развития IT-специальностей и кибернетики?

Previous post Next post
Up