«Мобильное электронное образование» - лекция Кондакова в Ханты-Мансийске

Mar 17, 2020 14:04

Стенограмма лекции с приведением слайдов члена-корреспондента Российской академии образования Александра Кондакова «Мобильное электронное образование».
Лекция была прочитана на общегородском родительском собрании в Ханты-Мансийске 27 февраля 2020 года



Мы должны с вами понимать что на наших глазах происходит сдвиг, аналогов которого в мире еще не было. Мы с вами по другому живем, по другому общается, по другому развлекаемся, по другому учимся. Как недавно было сказано руководителем Давосского экономического форума - наша жизнь стала другой. И буквально три недели назад он объявил на форуме, что в 2022 году имплантируемые «девайсы» станут нормой нашей жизни, они станут массовыми. 2023-ий год. 3D-печать, которую ваши дети осваивают в школах войдет в быт. В 2025 году искусственный интеллект (ИИ) начнет решать те задачи, которые мы относим сегодня к категории сложных. Поэтому мы живем сегодня в ситуации, когда детей надо учить так, чтобы они могли жить в мире, который меняется настолько стремительно, что вечером жизнь может оказаться немножко другой, чем она была с утра.
И это главное отличие той системы образования, которая была раньше, чем сейчас. Мы с вами сегодня живем в ситуации стремительного развития ИИ. Яндекс-такси, Яндекс-навигатор, Сбербанк-онлайн это все ИИ. И сегодня он определяет жизнь миллиардов людей. Стивен Хогинг сказал, что ИИ может быть либо худшим, либо лучшим из того, что изобрело человечество…


Очень важно то, что мы заложим в наших детей. И в духовной и нравственной сфере. Их понимание системы ценностей. Потому что «цифра», ИИ - это прежде всего этика. И просчитывание последствий действий до того, как будут они совершены - это мощнейший инструмент человека... Поэтому вопросы личностного развития, этики, ценностей, сегодня приобретают главное [значение].


Что такое сегодня ИИ? Как влияет сегодня на наших детей общение с этим замечательными роботами? … Умение обращаться с ИИ для нас очень важно (типа Яндекс-Алиса). Поэтому ИИ это не то, что завтра. Дать ли на кредит, как нас лечить - этот вопрос уже сегодня решают алгоритмы. Точно также они входят в систему образования.


Но чего никогда не заменят алгоритмы - они никогда не заменят оперативность, решение нестандартных задач, межличностных взаимоотношений, системы ценностей. Поэтому когда говорят о том, что цифра принижает роль педагога - ничего подобного. Роль семьи и роль педагога сегодня очень серьезно возрастает.


Поэтому когда мы говорим о формировании критического мышления, для ребенка на сегодняшнем этапе принципиально важно не выполнить какой-то тест, «знаешь или не знаешь». Вместо вопроса «как?» надо задать вопрос «почему?»... Как ты это выяснил? Задумайся, как это повлияет на жизнь других людей? И в конце, как мы можем справиться с этой проблемой? Вот это принципиальные отличия в общем подходе, которые мы сегодня с вами наблюдаем.


Кто мы такие? В общем-то смартфон появился всего 15 лет назад. В нем много Я. Я - отец, я - дед, я - рыбак, я - ученый, я - бизнесмен. Здесь формируется мое «я». Чем мы делимся в сети? Всем. Ну почти всем. Анализ наших данных поведения в сети. И что ИИ думает про нас. И сегодня мы говорим о цифровой идентичности человека. Это то, что мы называем цифровой след. Вот мои коллеги подтвердят, как тяжело мы собираем портфолио ребенка. А чего мы мучаемся, если вот здесь собирается цифровой след от этого ребенка? И когда вы отправляете замечательный видеоролик про то, как ваш малыш быстро собирает лягушку, вы даже не осознаете, что высокотехнологичные инжиниринговые компании, которые сканируют сеть, взяли вашего малыша на заметку. А если вы выложите ролик про то, как ваш внук запускает вертолет и пультом управления садит это вертолет на люстру без поломок - здесь включается уже оборона, потому что это БПЛА. Эти навыки формируются до 6 лет - это синхронная работа левого и правого полушарий мозга ребенка. И это очень серьезные вещи - как сегодня меняется отношение к дошкольному детству и дошкольному воспитанию.


Цифровая идентичность это про меня.


Что мы размещаем в сети? 83% детей в сети получают предложения выкладывания интимных фото в том числе и в ходе шантажа, 10% их высылают. И мы должны понимать, что мы не знаем, как наши дети поведут себя в этой ситуации. В Японии уже появился смартфон, который такую фотографию, даже если подросток сделает, никуда никогда не отправит. Это тоже пример ИИ.
То есть первый слой - это то, чему мы должны научиться сами и научить детей.
Когда мы говорим о цифровом образовании, мы говорим не о том, что они математику должны выучить или литературу. Мы говорим о развитии личности, которая может чувствовать себя спокойно в этом высокотехнологичном мире.


Второй уровень это геолокация, личные профессиональные связи. Умение управлять вторым уровнем это тоже очень важная компетенция человека.


Третий уровень - это то, что думает ИИ про нас. Он не обладает сознанием и чувством. Вы приходите в банк и говорите хочу взять кредит. Вам отвечают - минуточку, вы знаете дать вам кредит не можем - вы брали кредит ВТБ и не вовремя вернули. И т.п... То есть надо думать и понимать, как жить как формировать свою личность в условиях ИИ. Это важнейшая задача, которая ложится сегодня на систему образования. Поэтому точно также, как мы учились писать, читать, считать, мы должны научиться формировать свою цифровую идентичность и формировать её в том числе у детей.


Это не люди, которые пользуются технологиями. Это люди, которые способны создавать эти технологии. Это люди, которые способны решать сложные и нестандартные задачи. И это не ОГЭ и не ЕГЭ.
Кстати перед вами стоит первый зам министра образования страны которые отвечал за ЕГЭ. Оно было придумано не таким, честно могу сказать.
Но сегодня, когда в октябре была утверждена стратегия развития ИИ до 2030 года, которая четко сформулировала задачи системы образования с точки зрения конвергенции(?) знания, приоритет гуманитарного знания, формирование личностных качеств, этики ребенка, это очень серьезная проблема. Мы должны задумываться именно над тем отчего...[нрзб]


Запрет на использование мобильных устройств не просто наивен - он вреден. Проще всего запретить. Кто постарше помнит, как нам запрещали пользоваться шариковыми ручками, потому что это влияет якобы на правое полушарие. Большинству из вас запрещали пользоваться калькулятором. А мы сегодня запрещаем пользоваться смартфонами.
Начнем с того, что это форма межличностного взаимодействия. А умение презентовать себя в сети, умение работать в соцсетях, умение общаться - это ключевые компетенции сегодняшнего человека, которые в дальнейшем определяют успешность в жизни. В реальной жизни мы сталкиваемся с гораздо более сложными проблемами. И сегодня, когда мы думаем о том, что учебник нам даст всё знание, которое нам необходимо в нашей жизни - в смартфоне космос знаний и дети им блестяще владеют. И когда мы запрещаем мобильные устройства - мы подвергаем наших детей риску, потому что мы не научили ими пользоваться. Поскольку эта штука несет колоссальный нравственный духовный личностный смысл для любого человека.


Дети сегодня предпочитают не вертикальное, а горизонтальное взаимодействие. И мы с вами тоже - нам проще взаимодействовать по горизонтали. У них очень высокая скорость обработки информации. У них синхронно работает левое и правое полушарие. Они креативны, многозадачны и способны использовать разные типы мышления. Способность использовать разные типы мышления - это единственная способность, которая нас отличает от них. У нас с вами левое и правое полушарие уже никогда не заработают. (до 6 лет). Они нацелены на самореализацию и самоактуализацию. Они самостоятельны и социально активны.


Теперь что мы о них говорим. А мы о них говорим:
- Они живут в гаджетах и не приспособлены к реальной жизни? Но и у них и у нас все события происходят в сетях. Они все следят за новостями, создают их, репостят и так далее.
- Смотрят всякую ерунду? У них другое мышление - у них удержание внимания - 8 секунд. Я вас не сильно расстрою что у нас с вами - 8-12 секунд. Мы сами уже другие. Мы просто пытаемся свое прошлое проецировать на наших детей.
- Они - самовлюбленные эгоисты? Да они каждый - брэнд в сети. Это «я». А мы с вами когда создаем свои странички в ВК - тоже брэнд. Их надо этому учить и помогать формировать его «я» в этих сетях. Потому что это в дальнейшем поиск партнера, команды, работы, общения и так далее. Это те инструменты, которыми мы с вами уже активно пользуемся. Наш с вами опыт уже является негодным по отношению к тому, что из этого следует. Темп изменения жизни уже настолько стремителен...
- Они беспечны, инфантильны и не думают о будущем? Не готовы они решать для себя раз и навсегда... Сегодня они хотят познакомиться с веером возможностей которые дает сеть. Тем более, когда эти возможности чудовищно быстро меняются. И перед нами задача дать им в этом возможность выбора. Вот это задача системы образования вместе с семьей.
- Они аморальны и бескультурны? Но конечно тем, кто вырос на классике, современная культура вызывает оторопь. Современная культура - это культура тотального высказывания и самопрезентации. Это я. Я это могу. Я могу об этом сказать. Это совершенно другая культура. Мы самые читающие? А они самые пишущие. Сегодня о человеке судят не по формальной грамотности, а по содержанию высказывания. И это мы должны формировать в наших детях. У них нет авторитетов? Слушают кого попало? У нас с вами авторитеты были у кого в телевизоре, на полке в библиотеке в энциклопедии, а у них это тот, кто заработал кучу лайков в сетях...
- Они ленивы и никому ничего не интересно. Это наши проблемы, слава богу. Мы раньше бы сказали «делай» и они побежали делать, а теперь они говорят, а зачем? Потому что на них сваливается такой объем информации, что с ними надо договориться. И если мы не договорились - ноль нашего с вами педагогического воздействия.


Все население Земли на 48% живет в сети. Один из трех пользователей сети - это подросток до 18 лет. Они легко находят в сети любую информацию, читают, получают новости, одной строкой дают ответы в соцсетях, хорошо разбираются в контенте. Это их особенности, это особенности нашей жизни. Как в свое время появление печатного станка Гутенберга перевернуло мир, породило эпоху Просвещения и великие географические открытия, так и мы стоим на пороге изменений, которые даже предсказать не можем. Поэтому использование планшетов и смартфонов делает сеть более персонифицированной и менее контролируемой (криминогенной?).


100% московских школьников имеют дома компьютеры подключенные к интернету. Думаю у вас тоже около 90% если не выше.


Обратите внимание время пребывания в интернете среднего российского школьника-подростка - 3 часа.


Вот на что мы должны обращать внимание, формируя личность современного ребенка. И это на самом деле залог прежде всего безопасности, а во вторых успешности.


К сожалению многие считают что интернет это безопасное место.
Нужно быть очень внимательным в выборе контента. Потому что, это уже бизнес и смотреть [нужно?] не то, что просто, а то, что сложно, потому что это формирует успешность ребенка в будущем. Самовосприятие ребенка и реальная жизнь сильно отличаются. И в интернете дети имеют взрослую свободу. 19 век: в дворянских семьях нижний шкаф закрыт на ключ, дабы не читал неположенного по возрасту. Мы с вами росли: до 16 лет фильм, ну могли прорваться, но какой-нибудь мужик сначала подзатыльник, а потом выкинет. Сегодня в интернете доступно все. Это колоссальная задача для школы и семьи. Школа одна не справится. Воспитание личности, которая осознает, что хорошо, а что плохо это иллюзия, если вы думаете что школа отвечает за все. В свое время сеть открыла полупрозрачные стены этого здания и только совместная деятельность сотрудников семьи и образовательной организации может достичь того, что вашу жизнь сделает спокойной уравновешенной и вы будете верить в успешное будущее ваших детей.


Сегодня 30% детей подвергается травле в сети. Хотя школы сейчас этим занимаются, пытаются выявить, но самим этого не сделать. А в целом, зависимость между использованием интернета и академической успеваемостью пока не доказана. Хотя мы знаем хорошо, что вот допустим наша система, мы отслеживаем хорошо, мониторим. Результаты быстро очень растут, потом выравниваются, но это зависит от того, что контент просто интересный.
Посмотрите на слайд, задумайтесь, спроецируйте на себя, о детях подумайте. Гаджеты сегодня доступны практически всем. И испытывать иллюзию, что мы запретили и этого нет... это иллюзия.
В дальнейшем доступность интернета может сказаться на успешности профессиональной карьеры, усиливая социальное неравенство. Что я имею ввиду? Смартфоны сегодня стоят от 1000 рублей. Это колоссальная возможность личностного развития. Поэтому ограничивая, мы создаем ту самую ситуацию возможного увеличения социального неравенства. Потому что возможности у ребенка резко ограничены по отношению к другим детям. Над этим надо думать очень внимательно и регулировать самостоятельно, но это уже ответственность семьи.
И вот цифровая социализация, когда мы говорим о подготовке ребенка к жизни - это процесс интеграции личности в высокотехнологичную социальную экосистему общества. Это овладение и воспроизводство ценностей, норм правил и так далее. Обратите внимание я вам все время говорю о ценностях, нормах, этике, духовности и так далее. Вот это является главной задачей системы образования в условиях стремительного перехода к цифре. И цифровая социализация должна быть педагогически управляемым процессом.


Это слайд, над котором вы должны очень хорошо думать. 10 лет назад - это данные Галины Солдатовой (психология личности...нрзб). Зона ближайшего общения ребенка: я - семья - друзья (см слайд). Сегодня это подростки 12-17 лет: я - друзья - незнакомые друзья - знакомые - семья. А вот это катастрофа. И если мы не найдем выход из этой ситуации, не создадим ту среду, в данном случае цифровую культурную среду, в которой собственно мы сами живем, общаемся, взаимодействуем. Дети учатся, общаются, развлекаются и так далее. Вот это будет абсолютно критично. Кто эти друзья, особенно незнакомые друзья? (история про индуса из Норильска). И вот та программа, которая сегодня реализуется в Югре образование 4.0 направлена именно на минимизацию этих рисков, о которых я сегодня говорил, но прежде всего обучения...


Учить жить в этом сложном и быстроменяющемся мире. Чему мы учили? Воспроизведение отобранной информации в неизменном виде. Тесты - знаешь не знаешь, выбери правильно. Освоение алгоритмизированных способов действий. Действие по образцу в заранее известных условиях. А чему надо учить? Поиск, восприятие и фильтрация информации. Использование информации для решения проблем. Действие в новых, заранее неизвестных условиях, потому что мы не знаем, каким мир будет через год через два через три. Разработка собственных алгоритмов и способов деятельности. Самоконтроль и самодисциплина, владение собственными эмоциями. Другие немножко задачи. Обратите внимание, резко усилен именно вектор личностного развития ребенка на фоне решения образовательных задач.


Кто сдавал ЕГЭ - у вас кто-то спрашивал какой был балл ЕГЭ, когда поступили в вуз? Вы поняли мою мысль. (читает слайд). Я бы просто не стал показывать слайд, поскольку мне придется пропустить через себя более 200 моделей компетенций крупнейших ай-ти компаний России. И когда мы сели с ними за стол, я говорю:
- У нас с вами задача - новая система образования и оценки. Что вас не устраивает?
- ЕГЭ ваше во (плохое) - знание одного предмета. Олимпиадников на работу даже брать не будем. Нету социальных навыков, нет взаимодействия, не гибкие. Нужны люди, которые умеют работать в команде, взаимодействовать. Очень быстро менять тренд, направление своей деятельности, осваивать новые компетенции...
Вы чувствуете это по себе на вашей работе. Так?


Огромное значение имеют, потому что это формирование развития ценностно-смысловой сферы ребенка, его личностного и духовно-нравственного мира. Здесь очень важен отбор содержания образования. 10 лет назад, когда мы разработали стандарт с младшей ступени, захожу в 10-ый класс, дети читают Анну Каренину, необязательное произведение. Я спрашиваю - что думаете про Анну Каренину? Девочка руку тянет - «Ну и дура». Я задумался. Женщина 23 года, молодая. Влюбилась в женатого мужчину, забеременела. Долго мучилась и бросилась под поезд. Это хороший пример для воспитания девочки подростка 15-16 лет сегодня? (Далее анекдот про «Преступление и наказание» - «ну замочил мужик бабу, ну чё он потом 400 страниц то переживал?») [Смех в зале]. Ну вы наверное подтвердите мои слова, что Толстого, Достоевского, те кому за 40 перечитали, осмыслили совершенно по-другому? Я говорю по отбору того содержания образования, которое формирует мир сегодняшнего дня.
Развитие критического мышления и креативности. Решение сложных этических, меж-и трансдисциплинарных проблем, позволяющих решать сложные вопросы взаимодействия, в том числе социального, с окружающим миром.


[нрзб] Ценности, знания, умения и навыки - они передаются от педагога детям. От личности к личности. При этом другие требования...


Это не воспроизводство, это командная работа, совместное обсуждение самостоятельно изученной информации, поиск правильного решения и, как следствие, усвоение учебного материала, который не забудется длительное время (удержание знания 40-60%) Кто из вас помнит курс химии за 11 класс? А бином Ньютона может озвучить?


Вот это очень хороший слайд - что такое сформированность навыков командной работы и взаимодействия в том числе в сетях. Обратите внимание рост производительности труда 20-25% это данные Маккинзи.
Вот что такое те самые компетенции, о которых я вам говорил. Поэтому, когда мы учим детей решать разные задачи и нестандартные задачи, в том числе типа ТРИЗа [теория решения изобретательских задач], тогда выходят из класса берутся за решение сложных задач и тогда … за ними стоит очередь работодателей. …


Сегодня меняются вот эти форматы образования. И новый принцип дидактики - амбизциозная сложность! Он нам с вами знаком. Я долго думал как его перевести для ребенка. Это когда условно у вас ребенок:
- Ну что куда будешь поступать?
- Ну вот в ЮГУ на инженера.
- А бауманский не хочешь?
- Ну туда сложно.
- А если попробовать?»....
То есть детям сегодня надо постоянно задирать планку в решении... Не примитивный контент - быстро решил и побежал. Вот я там получил результат. Сложный контент. Сложные задачи. Это формирует основу успешности наших детей. И работодатель сегодня ценит работника, который способен решить разные задачи. И чем большим набором навыков обладает человек, тем выше его рыночная стоимость.


Источником изменений служит не образование, а вызов общества, бизнеса и технологий.


Мы делали также в стандарте, но здесь под цифрой (вы не видите слова «цифра») Принимающий ценность и неповторимость, права и свободы других людей, эффективно управляющий собственной самоидентификацией и репутацией, способный к самоактуализации и самореализации. Уважающий и соблюдающий право владения, использования и распоряжения личной, государственной, корпоративной, интеллектуальной и пр. собственностью. Вот техническое задание цифровой школе на подготовку. Дальше мы решаем как это делаем.


Вот экосистема, которую мы рисовали совместно, когда начинали думать над Югры [нрзб]. Обратите внимание что в центре не педагог, окруженный благодарными учениками, а дети которые окружены многочисленными взрослыми от органов власти до бизнеса и т.п. Я очень рад тому что за 1,5 года все школы имели возможность ознакомиться с нашей платформой. И для нас это очень высокая оценка, что школы нас отобрали в значительной части, почти во всех муниципалитетах. Это интегративный контент, разнообразный. Не один учебник. Масса контента. Надо учить детей работать с разным контентом. Это и интегративный цикл обучения в течение всей жизни. Вот, грубо говоря, смысл той программы которая сегодня реализуется в Югре.


Мы создали платформу для всех категорий детей. Это массовая школа это школа показывающая стабильно низкий(? см. слайд) результат.


Здесь я показываю компетенции цифровой экономики - они просто формируются как алгоритмы внутри нашей системы. Это соответствующие инструменты.


Поскольку внедрение нашей системы невозможно как и любой другой [системы], без работы с педагогом, обратите внимание на новые два момента. Главное - это модерация социальных сетей, чтобы мы понимали, где дети, что дети, потому что, собственно говоря, на этой платформе мы и создаем социальные образовательные сети на уровне класса, родительского комитета, проекта и так далее.


Ну и, короче говоря, детей надо учить так, чтобы они понимали - учиться им придется всю жизнь.

МЭО, образование, цифровое образование, Ханты-Мансийск

Previous post
Up