Город Ханты-Мансийск до сего дня остается одним из тех немногих российских городов, в котором нет памятника Владимиру Ильичу Ленину. Ну как нет - он конечно есть, и был, но с 2000 года, как это у нас водится, из-за реконструкции центральной площади переехал на временную стоянку, чуть не ставшую его могилой - и только случай помог Виктору Валееву спустя четыре года спасти монумент от варварского распила.
А центральная площадь конечно же обрела более «достойный» символ - безликую стелу, установленную в том же, 2000 году, «в честь 70-летия Ханты-Мансийского округа». То есть образованного в 1930 году. При Советском Союзе, созданном В.И. Лениным. Конечно же, «вдохновители» установки стелы понимали, что не будь Советского государства не было бы и Ханты-Мансийского округа. Но увы, им не терпелось разорвать с «тоталитарным» советским идеологическим наследием, чтобы наконец-то полновластно воспользоваться наследием материальным. Нет, я не имею права их в чем то упрекать - другие времена, другие нравы. Да и советская закалка не позволяла закрывать глаза на целые отрасли, уничтожаемые «реформаторами» из Москвы. В этом смысле, в отличие от Гайдаро-Чубайса они были «правильными» капиталистами. То есть теми, кто вполне искренне считал, что национальный капитал есть двигатель национального прогресса. И лет 150 назад так оно и было. Но не в ельцинскую эпоху. Окончание Ельцинской эпохи вообще было пиком внедрения давней стратегемы, называемой «Единая Европа от Лиссабона до Владивостока». То есть тем временем, когда и российская власть и элита засучив рукава обзаводилась собственностью и активами в Европе, а европейская или, точнее, глобальная элита - скупала активы в России. Да, конечно, и тогда были различного рода недоразумения, как например, с акциями Газпрома, незаконно скупаемые Браудером и Ко. Ну и что. Элита, повторюсь, вела страну семимильными шагами в капиталистическую Европу, где ей были обещаны, очевидно, не самые плохие места. Какой уж тут Владимир Ильич!
Но времена идут. Не хотели понимать эти устроители новой капиталистической жизни, что потеряв лицо, ты рано или поздно потеряешь не только лицо, но и деньги. Так оно и вышло - долгожданного объединения с Европой не произошло, зато случилось ровно другое - совокупный Запад впервые со времен Крымской войны объединил свои усилия против России. Не забыв подключить к себе и Турцию - все ровно как 160 лет назад. И сегодня, высмеянная когда-то постсоветской властью, холодная война идет по всем фронтам - это признано даже Владимиром Путиным. И вероятность ее перехода в горячую фазу не так уж и мала.
Таким образом, если проект объединения с Западом провален, то нам остается или искать вхождения в другой проект или создавать свой. Чужих проектов, в которые мы можем войти на каких то приемлемых условиях ровно один - китайский. Но даже, если братья-китайцы будут чрезвычайно доброжелательны , все равно, включение в китайский проект попросту уничтожит Россию. Остается единственный вариант выживания государства - создание своего миропроекта. В конце концов богатый опыт имеется. И потому перед нами стоит уже совсем другой вопрос - в духе героя шекспировской трагедии:
- Порвалась дней связующая нить.
- Как мне ее соединить?
Если нет связи поколений - нет идеалов. Нет идеалов - не будет и государства.
Однако, ситуация на самом деле гораздо хуже. Потому что - и это факт - сегодняшний выпускник нашего «Югорского университета» не знает, кто такой В.И. Ленин. То есть совсем. Спрашивается, а что он тогда знает вообще об истории государства Российского? Думаю, что немногим больше. А значит, у тех, кто уже сегодня входит во взрослую жизнь, нет не то что идеалов - у них нет памяти!
Память... Навязываемый нашему обществу постмодернистский мир не состоит из прочных конструкций. Ибо создан как раз для их уничтожения. Конец высоких смыслов, великих изобретений, огромных масс людей, вдохновленных великой идеей и двигающих Историю. Ничего этого в окутывающем нас мире постмодерна нет. Для обитателя этого безыдеального, неустойчивого мира бесконечных странствий - в принципе все равно - чей памятник он видит - Ленина или Далай-Ламы. Лишь бы ему - обывателю - было комфортно. А уж в границах какого государства - так ли важно? Оторванность от корней компенсируются постоянным движением в поисках мнимого довольства. Кризис реального заставляет принимать любые сочетания образов. А клиповое мышление, сформированное такими образами, уже не позволяет познать глубину предлагаемого. Все это, в сущности, ведет цивилизацию к человеку времен архаики. Даже если эта архаика весьма технологична.
И на этом фоне упраление общественных связей г. Ханты-Мансийска бодро рапортует о том, что по предложению ветеранов памятник Владимиру Ильичу Ленину решили таки вернуть на городские улицы. И даже школьники, мол горячо приветствуют такое возвращение. Осталось понять - где же место бронзовому Ильичу, ведь стелу то не уберешь, да и наверняка будет резать глаз нынешним обладателям высоких кресел.
Поэтому возникает закономерный вопрос - а для кого, собственно, нам нужно возвращать памятник Владимиру Ильичу? Для обывателя? Но ему, повторюсь, все равно. Для гражданина? Тогда при чем тут «Парк СССР»? Ведь совершенно ясно, что в этом случае все эти проектируемые изыски (нефтяные вышки там поставить хотят?) - на самом деле ненужная мишура, только затмевающая дух и глубину реальных исторических событий. Таким темпом можно и Вечный Огонь перенести в «Парк СССР». А так же добрую половину школ, детсадов, предприятий, административных зданий и хозяйственных сооружений. Ну а что - пусть все будет в одном месте. Креативное решение, выражаясь современным слэнгом. Скажут - ну тоже мол сравнение - памятник Ленину и Вечный Огонь. А разве нет понимания, что не было бы одного без другого? Что подвиг невозможен без идеального? Что это идеальное было нам дано в реальности в виде государства, построенного на идее справедливости? Что в конце концов, до 1944 года официальным гимном был «Интернационал», с которым ходили в атаку?
Нет уж! Либо памятник Ленину должен стоять в «парке Ленина», либо на своем законном месте. На худой конец, в центре, рядом с «Доской почета». Никакие «парки СССР» нам не нужны. Потому что по сути, все что есть вокруг нас, это в большей степени создано при СССР. Создано трудом и потом не одного поколения людей. А это, знаете ли, в парк не перенесешь. И на свалку не выкинешь, как сделал герой одного перестроечного фильма с телом своего мертвого отца.
Поэтому попытка скрыть за воротами «парка» целую эпоху, полную трудностей и подвигов, в которой жили и умирали твои предки - равносильна отказу от родства. А это и есть гнилой постмодернистский хихикающий мир убивающий идеальное! Идеальное, без которого - нет ни гражданина, ни государства.