85 лет Ханты-Мансийскому округу

Dec 10, 2015 14:24


        Сегодня на календаре - очередная круглая дата. 85 лет со дня образования, тогда еще Остяко-Вогульского национального округа.

Богатый, по сегодняшним меркам, регион, в день своего основания ожидает высоких гостей. Центральная часть окружной столицы расчищена от последствий недавнего снегопада, закончено новогоднее оформление улиц и Деды Морозы уже готовы к вечернему открытию IX Всероссийского съезда своих "собратьев".

Увы, но за всеми этими помпезными мероприятиями скрыта настоящая - героическая история создания и развития суровой северной земли. Особенно печально то, что за многочисленными, тотально внедряемыми мемами о том, будто почти весь округ построен "десятками тысяч" репрессированных, скрыты имена настоящих советских людей, честных труженников. Самый известный из них - Яков Матвеевич Рознин, председатель Остяко-Вогульского окрисполкома, всего три года принимавший участие в жизни округа и оставшийся здесь навсегда. Но какие это были годы!

«Где можно найти с самого раннего утра председателя окрисполкома? На строительных лесах» - говорили про Якова Рознина.

«В результате большой организаторской работы окружкома ВКП(б) за очень короткий срок в дремучей тайге, где не было подъездных путей и не хватало стройматериалов, построили городок с жилыми домами, административными зданиями, и через 8 месяцев окружной центр переместился из Самарова в Остяко-Вогульск.

Хотя строительная программа была завершена в срок, в окружном центре не хватало жилья, школ, больниц, магазинов и других объектов социально-бытового назначения. Предприятия соцкультбыта сооружались за счет средств предприятий и организаций. Так, в феврале 1933 г окружной центр был телефонизирован и радиофицирован. 16 апреля 1932 г окрисполкомом принято решение о строительстве Дома отдыха, который впоследствии был передан под пионерский лагерь, где долгие годы отдыхали пионеры округа. 7 июля того же года принято решение о строительстве дома для подготовки кадров за счет долевого участия заинтересованных организаций. 15 марта решили начать строительство пристани и подъезда к ней. Эти два объекта вошли в строй в течение года.

В июле 1933-го при рассмотрении вопроса больничного дела было выявлено, что за последние два года открыто 7 больниц, количество коек увеличилось в четыре раза, открыто 20 акушерских и фельдшерских пунктов. Успехи были налицо и в других областях.» - писала о нем "Ленинская правда".

А вот воспоминания очевидца тех лет - Кашигина Ивана Дмитриевича, строителя Остяко-Вогульска:

  Я хочу рассказать о своем участии в строительстве окружного центра Остяко-Вогульска.
В 1931 году было приплавлено семь плотоматок леса, и они были причалены к берегу Иртыша от истока Невлевки и до самой Коровьей Лайды. На выкатке леса из воды на берег работали сотни рабочих, рабочие были распределены на бригады по 10-12 человек. Бригадирами были Черменинов Василий Егорович, Болдин Михаил Моисеевич. Руководил выкаткой леса десятник Попов Михаил.

Работа шла хорошо, лес выкатывали с воды на берег лошадями. Строительный лес укладывали в штабеля в 4 ряда высотой, а пиловочник - в 3 ряда высотой. Результатам выкатки леса можно было только радоваться, десятки тысяч кубометров были в воде, а за короткий срок - июль, август, сентябрь, приведены в образцовый порядок. Вот так работали на всех участках, в полную меру своих сил, на полный износ, не жалея своих сил и здоровья на благо построения прекрасного будущего!

Строительством окружного центра занимались четыре строительных участка: Ураллеса, Северостроя, Интегралсоюза и Уралпушнины. Строительным участком Северостроя руководил инженер Пайвин, бригадир Горносталев. Ими строились Окрисполком, Дом туземца (Дом культуры).

Дом туземца был построен к седьмому ноября 1931 года, на торжественное собрание пригласили всех строителей, незадолго до этого было дано задание каждым двум плотникам сделать скамейку длиной 3 метра. Все шли в Дом туземца по тропинкам, дорог никаких не было, был сплошной лес, несли скамейки, 4 стола, 1 трибунку для выступления докладчиков. На собрании были руководители строительных участков и другие, передовым рабочим объявляли благодарности, выдавали премии. Вот так мы отмечали первый праздник, 7 ноября 1931 года, в Остяко-Вогульске.

Строительным участком Северостроя были построены жилые одноэтажные дома по обе стороны улицы Коминтерна, от улицы Комсомольской до улицы Пушкина и горисполком. В первом доме от горисполкома была отведена комната для медпункта, фельдшером работал Вакорин Иван Георгиевич. Потом они начали строить здание милиции, редакцию, сберкассу, госбанк и двухэтажные жилые дома по улицам Ленина и Комсомольской, школу № 1 и № 3, педучилище и т.д.

Интегралсоюз и Уралпушнина первоначально строили одноэтажные жилые дома по улице Коминтерна, от улицы Красной до улицы Пионерской, по обе стороны. В конце лета 1931 года Интегралсоюз приступил строить двухэтажный дом, контору Окринтегралсоюза по ул. Мира № 8, а потом - жилье, двухэтажные дома по улице Комсомольской, напротив книготорга и горисполкома. Уралпушнина приступила строить двухэтажный дом, контору Уралпушнины по улице Красной № 36 и жилые дома по улицам Красной и Обской. Впоследствии контору Уралпушнины взяли под школу № 6.

В 1931 и 1932 годах дорог и улиц города никаких не было. Была сплошная тайга и непроходимые болота. На работу ходили по тропинкам и затесям с указанием, на какой объект строительства они ведут. Строительство плановых объектов обозначалось пикетными столбами, и на каждый объект уже была готовая проектная документация. В 1932 году поступило новое пополнение рабочих, более тысячи человек, и началось бурное строительство поселка Остяко-Вогульска.

Строительный участок Ураллеса возглавил инженер Порсапин Александр Иванович. Бригадиром Леготиным Игнатием Федоровичем были подобраны квалифицированные мастера плотницкого, столярного дела: Кашигин Иван Дмитриевич, Мосиевский, Шешиков Григорий, Булатов Андрей Николаевич, Птицин Александр Андреевич, Нестеров Федор. Это был основной костяк плотников-столяров участка. Они в процессе работы готовили своих подопечных, каждый - 4-5 человек в месяц с полным освоением плотницкого дела: кантовать, тесать лес «под скобку» и рубить стены здания с установленной точностью. Очень были сжатые сроки подготовки кадров плотников.

Бригада И.Ф. Леготина первый жилой дом № 19 по улице К. Маркса выстроила к 1 января 1932 года, а второй (контора леспромхоза), по улице Карла Маркса № 17 - к 1 мая 1932 года. Первоначально приступили строить жилье для рабочих леспромхоза: три общежития барачного типа за конно-почтовыми дворами, два общежития для рабочих, занятых на строительстве, двухквартирный жилой дом для руководителей леспромхоза. Построили баню, кузницу (их сейчас нет) между школой № 3 и школой №1. В кузнице работали Бессоновы, отец с сыном. В бане был установлен котел кипятить воду, сделана большая колода - «ящик». Колоду для кипятка делали сам бригадир, Леготин Игнатий Федорович, и я, Кашигин Иван Дмитриевич. Этот успех радовал всех нас.

В общежитии по улице Карла Маркса разместили рабочих, занятых на строительстве. С нами поместился начальник строительного участка леспромхоза. Его комната (одновременно и рабочий кабинет) занимала 3 на 2,5 метра. Там были поставлены стол, тумбочка, 2 табуретки, койка и шкаф для документов. Напротив кабинета начальника отгородили такой же кабинет для десятника по строительству Ческидова. В этом же здании разместились бригадир по строительству и основные плотники.

Из подготовленных мной плотников я помню Сергеева Михаила, Волгина Николая Егоровича, Коновалова. Я работал на пару с Сергеевым Михаилом. Мы с ним в домах № 17 и 19 полностью произвели окосячивание окон и дверей. Раньше косяки, дверные и оконные, ставили на присечку, к торцам стен, и не каждый мог производить присечку косяков, тут требовались большая сноровка и точность.

Распиловка леса на пиломатериал производилась маховыми пилами. Пилили прямо в лесу. Были сделаны козлы. Вначале было 10 маховых пил, а потом их количество увеличили. Пильщиками были Соснин Петр Григорьевич, Клыков Демьян Иванович, Хохлов Петр, Уткин Егор Иванович и другие. Строительный лес кантовали прямо в лесу. Окантованные бревна подвозили к площадке строительных домов, строгали рубанками-двухрушниками женщины и девушки. Разнорабочие в лесу заготовляли мох, закрепляли его на разные сучковатые палки и ставили для просушки, после чего подвозили к строительным площадкам.

Бригада Леготина Игнатия Федоровича первая приступила копать лопатами траншеи под фундамент планового жилого двухэтажного дома № 19 по улице Карла Маркса. Траншеи копали глубиной до плотного грунта, а потом в котлован на плотный грунт подготовили фундамент из толстых бревен, бревна соединили в лапу с затяжным клином (раньше называли «с затяжным голландским зубом»). Такие бревна длиной по всей траншее фундамента подготовили параллельно в два ряда и закрепили эти ряды шпонками, а потом основание фундамента спустили на веревках на плотный грунт траншеи, на все четыре стороны основания фундамента.

Столбы толщиной 60-80 сантиметров обожгли на кострах до полного угольного покрытия. В траншее выдолбили гнезда, а на столбах запилили шипы, спустили столбы в траншею и с шипами поставили в гнездо, установили по отвесу и капитально закрепили укосинами к спущенному основанию фундамента. После чего столбы и фундамент в траншее засыпали землей до уровня поверхности земли.

Из нашей бригады были выделены плотники строить контору аэрофлота в Самарово, которая строилась на берегу Иртыша за консервным комбинатом. От нас работали плотники Птицин Александр Андреевич и Пестеров Федор. При закладке здания мне пришлось принять участие со своим уровнем (прибор для проверки горизонтального положения линии на плоскости - передан мною на хранение в Ханты-Мансийский окружной краеведческий музей). Уровень имел большое значение в проверке и точности основания Окрисполкома и других первых строительных объектов.

От нашей бригады зимой 1932 года были направлены плотники Нижемеренко Алексей Васильевич с двумя сыновьями, Виктором и Александром, в село Тюли для постройки складов рыбоучастка на берегу Иртыша. 15 ноября 1931 года А.И. Порсапин направил меня в командировку закупать сани и дуги. У нас на участке образовался свой гужевой транспорт, 12 лошадей.

Мы счастливы тем, что первыми были у истоков плодотворных начинаний, из невозможного создавали возможное. У нас в бригаде была товарищеская теплота, добрые товарищеские отношения, вера друг в друга, вера в прекрасное будущее. Это история людей труда, что не должно бесследно уходить из жизни, из памяти людей. Должны вечно знать и помнить о тех, кто первыми пришли к пикетному столбу, начали строить, осваивать, закладывать этот город Остяко-Вогульск. Важно знать всем тем, кто будет в нем работать и жить.
ГАХМАО. Ф. 422. Оп. 9. Д. 5. Л. 1-25. Подлинник. Рукопись.

Оцени, читатель, какие простые и точные слова оставил нам советский труженник - "Мы счастливы тем, что из невозможного создавали возможное". Не в этом ли истинное предназначение человека? И насколько мелочными по сравнению с ними становятся нынешние "заклинания" о сытой жизни и пышные бессмысленные мероприятия?

Ханты-Мансийск, ХМАО

Previous post Next post
Up