Изначально слово "блядь" имеет в старорусском значение лежащее где-то посередине синонимичного ряда "лживый-пустомеля-неверный". Вероятно дальнейшее смещение к нанышним смыслам произошло как акцент на ненадежность и неспособность хранить священные обязательства - верность супругу, семье, хранение честного имени и т.п. Кстати, приближающееся по смыслу слово в старорусском и имеющее более негативный смысл - блазень (блазнить) - ввводящий в заблуждение, обманщик. Отсюда в современном языке - соблазн.
Вспомнилось сопоставление немецкого и русского солдата у Толстого. Получается немного забавно. Мол, немецкого солдата надо воодушевлять перед битвой, призывая к его разуму - мол бежать глупо, потому что убегающий обречен на гибель, а проявлять стойкость - разумно. Да, проявлять неверность - это глупо и нарушают слово и не блюдут свою честь только дураки. Просто и прямолинейно. Если верить Толстому и некоторым другим. А у нас... Ну у нас больше всяких оттенков. "Умная баба, но слаба передком, а потому - блядь, хотя и не дура." Порицая животную стороны человеческой сущности, всяческие нехорошие слабости, нетвердости духа, не отрицаем их существование. Конечно, эти рассуждения весьма поверхностны, этакие вольные рассуждения, интуитивные предположени без уверенной основы.
Comments 4
Вероятно дальнейшее смещение к нанышним смыслам произошло как акцент на ненадежность и неспособность хранить священные обязательства - верность супругу, семье, хранение честного имени и т.п. Кстати, приближающееся по смыслу слово в старорусском и имеющее более негативный смысл - блазень (блазнить) - ввводящий в заблуждение, обманщик. Отсюда в современном языке - соблазн.
Reply
Reply
Мол, немецкого солдата надо воодушевлять перед битвой, призывая к его разуму - мол бежать глупо, потому что убегающий обречен на гибель, а проявлять стойкость - разумно.
Да, проявлять неверность - это глупо и нарушают слово и не блюдут свою честь только дураки. Просто и прямолинейно. Если верить Толстому и некоторым другим.
А у нас... Ну у нас больше всяких оттенков. "Умная баба, но слаба передком, а потому - блядь, хотя и не дура." Порицая животную стороны человеческой сущности, всяческие нехорошие слабости, нетвердости духа, не отрицаем их существование.
Конечно, эти рассуждения весьма поверхностны, этакие вольные рассуждения, интуитивные предположени без уверенной основы.
Reply
Reply
Leave a comment