Получилось так, что к нам, в Севастополь приезжает Тамара Максименко, украинский хореограф, но работает она в Италии. Она дает мастерклассы в разных городах, а в Италии она работает в физическом театре. И вот мне стало интересно, что же это такое "физический театр". В результате получилась небольшая статья, которую я опубликовала в тематической группе в контакте. Но у меня же есть своя страница в ЖЖ! Так что пусть и здесь повисит.
Критические замечания принимаются, может я когда-нибудь научусь писать, и стану крутым блогером :))))))).
Физический театр это - сравнительно новое, развивающееся направление искусства. Так что же это такое? Попробуем определить исходя из названия. «Театр» это - представление, нацеленное на повествование, рассказ. А «физический», означает, что этот рассказ ведется с помощью физических средств. Это может быть - тело актера, маски, какие-либо предметы. Музыку и голос, тоже можно отнести к физическим средствам воздействия. Если открыть Википедию, то мы найдем там следующее определение: «Физический театр» - это жанр театрального представления, который включает в себя сюжетное повествование спектакля в первую очередь через физические движения.
Определение достаточно размытое, и не задает четких рамок. Вследствие чего, термин «физический театр», часто применяют к любой необычной постановке, которая не укладывается в привычные схемы. Такая размытость определения является следствием того, что само это направление находится в процессе развития и не обрело четких границ.
Даймфа Галлери, британский драматург, выделяет четыре характерные особенности, присущие физическому театру, это:
- наличие импровизации
- мультижанровость
- «ломка четвертой стены»
- интерактивность
Предлагаю рассмотреть по пунктам. Итак, импровизация обозначает акт неожиданного, непредвиденного и сиюминутного творения. Импровизационный театр это - театр труппы, а не режиссера. В импровизационном театре каждый актер является сотворцом спектакля, а не просто исполнителем роли. В каких-то спектаклях свобода актера больше, а в каких-то меньше, но она всегда есть, в отличие от классических драматических спектаклей.
Еще одна характерная черта физического театра - это его мультижанровость. В постановках мы можем увидеть пантомиму и современный танец, шаманские пляски и комедию масок. В одних используется голос, в других отдается предпочтение невербальному общению со зрителем. В любом случае это синтез музыки, танца, изобразительного искусства, театра и еще много чего. Постановщики стараются использовать самые неожиданные сочетания, чтобы поразить и завоевать своего зрителя.
Следующий пункт - «ломка четвертой стены». Четвёртая стена - воображаемая стена между актёрами и зрителями в традиционном «трёхстенном» театре. Термин был придуман Дени Дидро в XVIII веке, но введён в обращение лишь в XIX веке, с появлением так называемого «театрального реализма». Действие актёра, когда он обращается непосредственно к зрителю со сцены или с экрана, и есть «ломка четвёртой стены». Такая техника использовалась в античном театре, также её использовал в своих пьесах Шекспир. Обращаясь к зрителю, актеры подчеркивают условность того, что происходит на сцене, или же ждут от него активной реакции, вплоть до того, что может измениться сюжетная линия или концовка спектакля. Это первый шаг к, так называемому интерактивному спектаклю. Некоторые труппы идут дальше, они приглашают зрителя на сцену, или же сами спускаются в зрительный зал. Чаще всего это практикуется в уличных постановках, когда зрители становятся участниками представления. Такое взаимодействие со зрителем, дает возможность рождения маленького чуда и делает каждый спектакль неповторимым.
Совсем необязательно, чтобы в одном спектакле были все четыре элемента, но наличие хотя бы двух из них, позволит нам понять, с чем же мы столкнулись.
Основное отличие от обычного, привычного нам театра - это почти полное отсутствие декораций. В физическом театре, декорации играют вторичную роль, они необязательны, а главным являются жесты, тело актера, атмосфера и эмоции, возникающие в процессе спектакля.
Если обратиться к истории, то мы можем найти корни физического театра в пантомиме, школах клоунады, в комедии дель арте. Некоторые исследователи считают, что он вырос из античного театра. Огромное влияние на развитие физического театра оказал современный танец, потому что, чтобы рассказывать что-то при помощи тела, надо уметь им пользоваться. А это умение и понимание своего тела дает именно современный танец.
Советская театральная школа также внесла свою лепту в развитие физического театра. Биомеханика Мейерхольда и словопластика Каменского, парады спортсменов на Красной площади и Мьюзикхолл - это тоже физический театр.
Примеры физического театра:
Макбет в постановке физического театра
https://youtu.be/FxvOv3PLKz0 Физический театр DV8
https://youtu.be/DBdU7S_Bf8 Пример биомеханики Мейерхольда
https://youtu.be/TSg9Tz1ti0 Лаборатория физического театра
https://youtu.be/MF2ZirzhRsE YouTube1:47