СМЕЁТСЯ

Apr 30, 2010 10:56

Ой, сегодня же пятница! Мою рукопись "Акушер-ХА-вторая (и последняя)" должны передать редактору, чтобы он, редактор, не скучал, пока там мир-труд-май... А моих маленьких друзей - маркетологов и пиарщиков издательств я не могу оставить без сладкого, и потому выкладываю тут черновик моего и-ю не скажу с кем (скажу только, что мне с этой журналисткой приятно работать. Она умна, смела, но вежлива (ммм... ассертивна, вот!), молода, чтёт пока кодекс журналистской чести, у неё есть чувство юмора и дай ей бог роста карьерного и не спаскудиться по дороге). Скажу только, что сами обратились, так что себе в заслуги - ни-ни-ни! Всё потом проверю и по попе, по попе!!! Приятного вам корпоративного кофию! Инджой!

1. Какова "стандартная" программа продвижения новых авторов у издательства? Какие мероприятия в нее входят? Есть ли "обязательные пункты"?

Понятия не имею. Наверняка существует. На мне никакие «обязательные программы продвижения» не обкатывались. Мало того, от моей первой книги отказались, как издательство АСТ, так и издательство ЭКСМО. Владелец Яуза-пресс Павел Быстров издал её на свой страх и риск. И не прогадал. ЭКСМО позже подтянулось, когда никому неизвестный автор четыре месяца подряд лидировал в топах продаж. Что в реальных, что в виртуальных (на Озоне, например, мои книги уже более полугода в десятке лидеров).

2. Какая была у Вас реакция, когда вы впервые (как человек неискушенный) попали в "систему продвижения автора"? Что вам сначала не понравилось, может быть, показалось странным, какие в целом были впечатления и ощущения?

Это вы сами решили, что я неискушённый или, как и большинство рекламщиков, пиарщиков и журналистов плохо собираете анамнез исследуемого-интервьюироемого-продвигаемого? Хотя не раз и не два в интервью и на встречах с читателями я говорила, что работала в рекламном агентстве. И ещё раз повторю: я не попадала «в систему продвижения автора». Меня «продвинули» мои первые книги: «Акушер-ХА!» и «Приёмный покой», разлетевшиеся в рекордно короткие сроки. Третий - весьма солидный - доптираж «Акушер-ХА!» со складов улетел в одни сутки. Так что в моём случае я тихо вышла на рынок со своим творожком и стала в уголочке. И только после того, как покупатели оценили качество производимого мною продукта и стали алкать: «Ещё! Ещё!!!» - на меня обратили внимание корпорации производителей. Ощущения и впечатления? Как всегда в рекламе - бессмысленности происходящего. Есть маленькая лошадка и пока она не докажет маркетологам, что она только сослепу их недальновидного маленькая, а на самом деле шайр, - никто и не пошевелится. Да и после этого телодвижения их будут малоэффективны. Шайр дело делает - вокруг мечутся восторженные работники конюшни с предложениями одно нелепее другого. Пока их не увольняют. И не нанимают других таких же.
Реклама нужна. Но реклама должна быть разумной и честной. Только тогда она эффективна. Красивая умная девка и сама замуж выйдет. Но с «приданным» в виде рекламы - быстрее и удачнее. Но в какие одёжки не одевай маленького горбуна и как не вопи на каждом углу, что он -победительница конкурса «Мисс Мира» - потенциальные «женихи» сами разберутся, что он не только горбун, но и, пардон, мальчик. А они-то за красавицей шли. Пример не самый удачный в смысле аналогий, зато весьма доходчивый. Как не называй воду коньяком, сделавший первый глоток поймёт, что это вода. Так что реклама нужна. Когда рекламой занимается специалист. Дилетанты с их нелепыми «изысками» скорее вредят уже и так неплохо востребованному продукту, чем способствуют его продвижению.

3. Насколько вообще, на Ваш взгляд, вся эта реклама необходима, что является наиболее полезным с точки зрения пиара, что - бесполезным?

«Вся эта» - это какая? С точки зрения PR бесполезным и даже вредным являются пиарщики-неумёхи.

4. Расскажите про встречи с книгопродавцами (насколько я знаю, вы с ними встречались). Как они проходят, сложно ли завоевать доверие этих людей, ваши впечатления. Что они спрашивали? (Может, неожиданные вопросы) Насколько важны такие встречи?

Были и не одна. Как вы лихо, кстати, умыкнули мой любимый термин. Они проходят весьма и весьма. Люди, продающие книги - весьма умны. Весьма требовательны. И весьма привередливы. Имеют на это право. Сложно ли? Мне - нет. Наверное, я умная. Нет-нет, это они мне сами сказали. Многие из продавцов книжных сетей, принадлежащих тем или иным издательствам, а также сотрудники независимых книжных читали мои книги до того, как издательства организовывало встречи. В магазин «Москва» на Тверской вообще сам магазин пригласил. Как и вы, например, вышли на меня не через пиар-службу издательства, чтобы взять это интервью, а лично. Неожиданных вопросов не было. Наверное, я уже научилась любую неожиданность воспринимать, как данность. Светит солнце, внезапно идёт мокрый снег… Я уже достаточно давно живу и чем только не занималась… Неожиданных вопросов не было. Как неожиданностью не была для меня лояльность продавцов книжных магазинов. Видимо, настоящая лояльность - чувство взаимное, как и любовь. Насколько важны такие встречи? Вам в килограммах или в ньютонах? Важны. Люди любопытны, а продавцы книжных и писатели - любопытнее самых любопытных людей. Разве есть что-нибудь важнее обоюдного удовлетворения любопытства?

5. Встречи с читателями. Плюсы, неожиданности, минусы, к чему следует быть готовым (из ЖЖ у вас - про сумасшедших, которые достают на таких встречах).

Во встречах с читателями минусов нет - сплошные плюсы. Цветы, плюшевые мишки, и даже плед однажды подарили. Весьма дорогой. Так что у меня хорошие читатели. К чему нужно быть готовым? К любопытству. А к нему я всегда готова.
На встречах меня «достают» не сумасшедшие. А модераторы-неумёхи. К счастью их мало. Всё больше - вменяемые интеллигентные люди. Мне, кстати, куда больше нравится, когда встречу проводит сотрудник книжного магазина, а не работник издательства или приглашённый «горе-шоумен». Мне, если честно, модерация встреч вовсе ни к чему - я вполне способна поговорить с читателями сама. Лучше бы книжные на охранников не скупились - в случае обострения шизофрении у нечаянно забежавшего в книжный никакая модерация не спасёт. «Что будет значить тысяча слов, когда важна будет крепость руки?»

6. Не надоели ли встречи с читателями, опять же - насколько это полезно с точки зрения роста продаж? Может быть, расскажете про ваше такое первое выступление перед аудиторией (ну или какая встреча с читателями больше всего запомнилась и почему)

Не надоели. И вряд ли когда-нибудь надоедят. Я очень общительна. Я не знаю, насколько это полезно корпорациям-монстрам вроде АСТ и ЭКСМО «с точки зрения роста продаж», поскольку аналитики - они нынче сродни старожилам - ничего не помнят, сродни синоптикам - ошибаются один раз, зато каждый день и так далее… Но мне важен каждый читатель. И каждая моя книга до него дошедшая. Люди не только приходят «на Соломатину». Чаще всего, как раз, люди просто заходят в книжный, подходят из любопытства, уходят с книгой. Приходят за второй…
Моё первое выступление перед аудиторией? Помню, конечно! Мне было четыре года и я читала «Девушку и Смерть» Горького гостям. Мой дед был счастлив... Позже я достаточно часто выступала перед самыми различными аудиториями - от студентов медицинского вуза до женщин, живущих с ВИЧ, от зала одесской консерватории до конференции наружной рекламы в Москве… Так что если вы имели в виду не испытываю ли я страх перед аудиторией - нет. Не испытываю.
Все встречи с читателями помню. А если не помню - загляну в архив и вспомню. Да-да, я веду нечто вроде дневника своих встреч с читателями. Записываю впечатления по горячим следам. Пригодится. Я же писатель.
Более всего запомнилась последняя - таковы особенности человеческой памяти. И, кроме того, на встрече были две одесситки, одна из которых закончила одесский медин. Одна из них специально прибыла на встречу со мной. Думаю, такое любой запомнит. Было очень приятно.

7. Интервью с журналистами - как часть маркетинга. Что больше всего раздражает в общении с ними (нами?)

Штампы. Несогласованные интервью. Произвольная «нарезка» материала. Безответственное отношение к делу. Но это меня раздражает не только в журналистах. И, уверена, не только меня.

8. Почему не очень любите, когда спрашивают про медицину?

Потому. Потому что я уже далека от медицины. А мне, порой, задают такие вопросы, как будто с министром здравоохранения общаются. А если учесть те самые «раздражающие» меня моменты в журналистах - как-то: вырвать из контекста, то вы понимаете… Сегодня я скажу: «Закрылась Уваровская ЦРБ», а завтра в какой-нибудь из «Комсомолок…» будет кликушеское: «….» Ну, не буду вам подсказывать. Если я в беседе на «медицинскую тему» позволю себе усомниться в психическом здоровье дамы, рожавшей на дому в ванную с резиновыми уточками, то завтра на каком-нибудь портале будет гордо реять: «Соломатина назвала всех естественнорождающих кретинками!» Ещё и в суд подадут. Попытки уже были. Да чего далеко ходить: недавно одна дамочка написала, что Соломатина против доказательной медицины. Соломатина-то как раз за доказательную медицину. О чём написала в романе «Кафедра А&Г». Соломатина против того, что дамочки считают доказательной медициной. Вот, собственно, потому и не люблю говорить на эти темы. Без адвоката.

9. Вообще как вы относитесь к глаголу "пиариться" - есть писатели, которые с удовольствием и много дают комментарии, интервью, встречаются с читателями, ездят по стране, участвуют в ТВ-шоу и др, а есть те, которые называют это презрительно "пиаром", и стараются от всех мероприятий увильнуть. К каким вы себя относите? Почему?

Я отношу себя к себе. К глаголу «общаться» я отношусь хорошо. Когда-то в моде в определённых кругах был пущенный мною тост: «You PR!» - «За твою мировую с общественностью!». Я не «увиливаю», но и сломя голову не бегу по первому зову, не разбирая дороги не зная куда. Я отношусь очень внимательно к кругу своего общения. Есть передачи и мероприятия, на которые я никогда не пойду. «Нерукоподаваемые» издания, передачи и шоу. Для меня.
«Общественность» и «общение» в русском языке - однокоренные слова. Я отношу себя к носителям русского языка и русской культуры. У русских всегда было принято общаться. Им без этого никак.

10. Насколько выматывает весь процесс "продвижения", как много времени занимает? Является ли для вас приятной или неприятной частью работы? Вообще - считаете ли вы это частью своей писательской работы?

Нисколько не выматывает, потому как я не заметила, что меня куда-то особо «двигают». О чём мы уже говорили в начале интервью. Всё, что я делаю - мне приятно. Того, что мне неприятно - я не делаю. Всё, что я делаю - я считаю частью своей жизни. И «писательскую работу» и общение с людьми. Может, для кого-то радиопередача - это «пиар». А для меня - огромное удовольствие пообщаться с Игорем Ружейниковым, Алексеем Дороховым, Николаем Хомерики, Ксенией Собчак… Другими умными людьми и великолепными профессионалами. Ну, а если «друг оказался вдруг» не так уж профессионален и не так уж и приятен. Ну что ж… Я писатель. «Когда б вы знали, из какого сора…»

11. За то время, которое вы уже являетесь профессиональным писателем, какие выводы сделали - что у нас на издательском рынке происходит?

А я уже являюсь «профессиональным писателем»? Может, вы мне расскажете отличия «писателя-любителя» от «писателя-профессионала»? Это что-то вроде бокса, да? Чем более любительская лига, тем жёстче бьют по морде?
На книжном рынке происходит то, что от века в век происходит на любом рынке: востребованный товар приобретают. Невостребованный - нет. На каждый карман, на каждую потребность. Кому-то столик красного дерева ручной работы, а кому-то - и конвейерные панельки. Всё, как всегда. Всё по местам. Пусть аналитики и маркетологи щёки надувают и прогнозы делают. Я лучше буду писать. Кажется, именно так всегда и поступали особо «востребованные на рынке» писатели. Вспомните хотя бы Герберта Уэллса…

12. Какая, на ваш взгляд, основная проблема российских издательств? (Может, у них нет проблем?)

Проблемы - на мой взгляд - российских издательств в чересчур раздутом штате сотрудников, от которых толку - чуть. Кадры решают если не всё, то многое. Профессионалов мало. Хороших менеджеров, толковых редакторов, аналитиков, способных не ошибиться и сделать толковый прогноз. Что в АСТ, что в ЭКСМО огромные пиар-отделы, которые и вовсе непонятно чем занимаются. И так и ходят плюс-минус односоставной толпой из одного издательства, в другое. А потом - в третье. Я даже как-то пьеску-шутку написала о пиарщиках издательств. Кто они? Зачем они? Сколько корпоративного кофе в день выдувают? Сколько белой зарплаты зря потрачено? Сколько билобрдов на эти деньги можно было развесить на Кутузе, чтобы люди узнали о моих книга?..
А если серьёзно - то о проблемах издателей лучше спрашивать у самих издателей, а не у писателя. Вам дать телефон Олега Новикова? Он дядька умный. Всё вам красиво расскажет. Я вам могу рассказать только о конкретных проблемах писателя Соломатиной.

13. Вопрос про ЖЖ (не убивайте!!) - играет ли ваш блог какую-то роль в продвижении ваших книг? Может быть, примеры (постоянная связь с читателями)?

Мой блог - это мой дневник. Играет ли? Играет. Это фокус-группа, которая ничего не стоит моим издателям, но позволяет аналитикам и пиарщикам и дальше спокойно пить свой кофе.

14. Почему вообще имеет смысл писателю иметь свой блог? Минусы Интернет-общения есть ли какие-то? (склоки интернетные?)

Почему нет? Писатель не более ограничен в свободе слова, чем ученик старших классов средней школы Петя Иванов. Перед основным законом мы все равны. Для человека со здоровой психикой никаких минусов в Интернет-общении нет. Всегда можно захлопнуть крышку лептопа и пойти, свежим воздухом подышать. Делом, наконец, заняться…

P.S. Ремраку смеётся произвольно расставите сами в удобных вам местах.

Заметки профессионального дилетанта, Записная книжка

Previous post Next post
Up