Про город Санта-Фе-де-Богота можно было бы сказать, что он чем-то непохож на город Пензу, а чем-то на город Сыктывкар, но можно и промолчать. В сущности своей все города одинаковы: дома в ряд, вдоль рядов снуют автомобили и прохожие и не могут отклониться от курса. Иногда наличествуют площади, где движение возможно ещё и по кругу, в центре площади обычно находятся статуи, которых я панически боюсь. Кого город по ошибке выпускает за свои пределы, тот встречается с бесконечностью направлений, да и просто с бесконечностью, очень пугается и от страха какает, то есть окружает себя привычной городской атрибутикой: пакетами, пустыми бутылками и громкой бессмысленной музыкой.
Люди города, горожане, в тоске по бесконечности, которой боятся, начинают искать её внутри себя и пугаются ещё больше, потому что найденное никак не укладывается в их собственную скоротечность. Тогда они кружат по площади, вместе и поодиночке, страдают
"Я страдала, страданула
С моста в речку сиганула
За тебя, за дьявола
Три часа проплавала!"
(Народ)
"Несчастье человека происходит от его величия; от того, что в нём есть Бесконечное, оттого, что ему не удаётся окончательно похоронить себя в конечном".
(Т. Карлейль)
И зовут на помощь лекарей. Лекари бывают разными по форме одежды и содержанию рецептов, но все они преследуют единую цель: помочь несчастному, по-возможности не забывая и о себе. Я всё это потому пишу, что страшно приступать к нижеследующему.
...оставив Сашку в гостинице пить пиво, я взял такси и поехал к Жанне. Она открыла дверь, отступила вглубь комнаты и остановилась, ничего не сказав, опустив голову и руки. Я подошёл и обнял её, нет, вдавил в себя, нет, стал размазывать по себе руками, впитывать...
Так и знал, что не получится! Негоже писать о сексе давно гожему описывать свои хронические болячки, стыдно. Так что, оставлю при себе. Можно было бы содрать у кого-нибудь или выдумать, но выдумка в выдуманном - это слишком. Скажу лишь, что до первого стона она не закрывала глаза, ставшие опять чёрными, и это было немного страшно.
- Я тебя вычитала, Серый. Никакой ты не учёный.
- Никакой.
- А кто?
Я рассказал ей всё - про себя, про "Янус", даже про Дамку. Её голова, лежащая на моей руке, была очень лёгкой, потому что все мысли, приходящие туда, Жанна сразу выговаривала наружу:
- И ты сейчас скажешь, что нужно вытащить из-под Небесных Анаконд сокровище, чтобы они исчезли и не убивали мой народ?
- Скажу, что это, скорее всего, нарушит равновесие. А ещё скажу в пятидесятый раз, что мне не нужны сокровища, мне нужны Призраки. Я рассказывал, что когда выходил из грота и помахал им сдуру рукой, один помахал мне в ответ. У них нет тела, одна видимость, но есть сознание. А что такое сознание без тела?
- Душа, дух?
- Не знаю.
- Но твоему Вовке, "Янусу" - им нужны сокровища!
- Это всё равно, пускай решает твоё племя. Есть вероятность, что меня не убьют?
Карибы кочевали по предгорьям Анд - жестокий, воинственный народ. Встретив одно из племён араваков, многочисленных в тех краях, карибы убивали всех мужчин, а женщин брали себе в жёны. Те воспитывали детей - так у карибов сложились мужской и женский языки. Когда пришли испанцы, карибы единственные сражались до конца, за что были практически полностью истреблены. Племя Жанны отступало на юг, держась галерейных лесов и рек, потому что жизнь начинается и заканчивается в воде, и из воды вышла сама прародительница Бачуэ. В саванне белые высаживали плантации каучуковых деревьев, потом какао и приходилось отходить ещё южнее, пока не дошли до сплошных лесов. Здесь деревья доходили до неба и не было между ними горизонта. Тогда шаман выпил волшебный напиток яхе и превратился в ягуара. Ягуар прыгнул вперёд.
Они старались двигаться так, чтобы справа близко были предгорья. Наконец, нашли реку, вытекающую из скал и остановились. Мало кто мог добраться до них, а кто добирался - был убит. Племя становилось всё малочисленней: свирепствовали неизвестные болезни, мужчины погибали в схватках с дикими зверями, некоторые пропали в ущелье Небесных Анаконд, дети плохо выживали - карибы не были приспособлены жить в густых лесах. Лет 50 назад снизу по реке приплыли два белых человека - мужчина и женщина. Мужчину убили, а женщину взял в жёны сын вождя. Это была мать Жанны.
- Когда мне было двенадцать лет, мама заболела. Шаман всю ночь изгонял из неё злого духа, но тот не ушёл. Отец отправил меня вниз по реке с двумя воинами и велел запомнить дорогу. Так началась моя цивилизованная жизнь.
Я запомнила дорогу и каждый год теперь навещаю своё племя. Одна. Не думаю, что тебя убьют, если ты будешь со мной, но не думаю также, что тебе укажут дорогу в ущелье Небесных Анаконд. А я пути туда не знаю.
Жанна собралась в кучку где-то у меня подмышкой.
- Я езжу туда, когда кончается сезон дождей - в апреле, мае. Сейчас, зимой, вода высокая. Ты умеешь плавать на каноэ?
- Умею, но ради скорости предпочитаю байдарку, особенно против течения. Ты просто золото, можно, я буду твоим призраком? И ещё - ты не можешь отправить весточку в Перу, в племя кечуа - помнишь, ты говорила?
- Какой ты... всеохватный!
Я охватил её и хотел снова намазать и впитать.
- Прекрати! Разве так можно, ты же старенький!
- А твоё племя разрешит мне жить с тобою в одной юрте?
- В юрте? - наконец-то она улыбнулась, трогательно, по-детски, - вряд ли, разве что тебе придётся пройти инициацию.
- Инициацию?
- Да, как любой мальчик племени, который хочет стать мужчиной.
- А это сложно?
- Ерунда. Посадят голой попой на муравейник - всего и делов!