История искусства в одном графике

Nov 14, 2015 01:14

Оригинал взят у burckina_faso в История искусства в одном графике
В одной из недавних тем был затронут пресловутый "Черный квадрат" Малевича и его роль в изобразительном (и не только) искусстве. В связи с возникшим непониманием оппонента испытал потребность проанализировать феномен "Черного квадрата" и его роль истории мировой культуры. Свое понимание (или непонимание) выразил вот в таком графике:


Для начала скажу банальную вещь, что произведение искусства воздействует на нас через свою форму и содержание. Это две основополагающие части постоянно находятся в неком конфликте/взаимодействии между собой с самого начала. Причем, победа одной из составляющих приводит к самоуничтожению произведения. Оно становится либо скучной дидактикой в случае победы содержания над формой или яркой пустышкой в случае победы формы.

Таким образом вся история искусства есть история борьбы между формой и содержанием. Началась она с того самого момента, когда художники и скульпторы в совершенстве овладели техникой и приемами рисунка, живописи и скульптуры, т.е. с античной древнегреческой классики и началась она с главенствующей роли содержания над формой. На графике содержание показано коричневой полосой сверху, а форма оранжевой снизу.

Далее классицизм сменился эллинистической эпохой, где форма победила содержание. Эллинизм сменился древнеримским искусством, вторичным по отношению к древнегреческому искусству.

С гибелью Великой Римской империи начались темные века. Темными они были и для искусства. Рассвет начался с эпохи Возрождения (Ренесанса). Пожалуй это было Золотое время для изобразительного искусства. Затем Ренесанс выродился в маньеризм, где форма вновь восторжествовала над содержанием. Вырождение над Возрождением торжествовало недолго и сменилось периодам нового классицизма, выродившимся в свою очередь в барокко и рококо с его торжеством пышных, замысловатых форм.

Затем эпоха Просвещения через романтизм и реализм вернула главенство содержания. Реализм, как стиль совершено исчерпал тему содержания до уровня дидактики, причем техника изобразительного искусства в этот период достигла своего совершенства. В это же время возникла фотография, что сделало бессмысленным реалистичность живописи, как формы. На волне кризиса реализма возник импрессионизм, вдохнувший новую жизнь в живопись и оставивший после себя великие полотна. Затем импрессионизм к концу 19 века стремительно закатился вместе с кризисом всей европейской цивилизации, исчерпавшей себя на том этапе развития.

Поиски выхода из кризиса привели человечество к "Черному квадрату" Малевича с его абсолютной сингулярностью формы и содержания. В нем и форма и содержание могут стремится как к нулю, так и к бесконечности. Он перевернул всё с ног на голову и с тех пор форма стала абсолютно главенствовать над содержанием.

Вдохновляющий заряд от этого произведения дал мощный импульс поискам новых смыслов в области беспредметного искусства - таких как супрематизм, абстракционизм, кубизм и прочая, прочая.

Исключение из этого "сумбура вместо музыки" составил только соцреализм, сохранивший лучшие гуманистические традиции в содержании и лучшие достижения в технике живописи, но и он погиб вместе с идеологией коммунизма, но между прочим, до сих пор ценится коллекционерами на Западе.

Поиски новых смыслов в области беспредметного закончились вместе с завершением эпохи перемен начала века. Далее наступает реакция в виде арт-деко у них и сталинского ампира у нас. Это стиль я бы охарактеризовал , как эстетический диктат власть придержащих трех мировых смыслообразующих центров: США, Германии и СССР. После Второй мировой войны осталось только два центра, а после смерти Сталина только один - США.

Послевоенная эпоха для искусства обернулась полным разрушением как формы произведений искусства, так и обесцениванием содержательной части, в путаность и размытость постмодерна. Все это длится до сих пор и скорее всего означает полную смерть традиционного искусства в его классическом виде. Аминь.


Про современное искусство еще можно сказать, что в области смыслов, содержаний и форм оно выступает паразитом традиционного искусства. Т.е. оно ничего нового не создает, а только обыгрывает все, что создано до него. Лучшей иллюстрацией этой мысли является эта фотография с "Белых ночей в Перми":
Сам по себе отдельно взятый куб никакого смысла не несет, а вот водруженный вместо головы классической скульптуры он сразу приобретает множество смыслов и интерпретаций.

Уф-ф... На этом завершаю свое эссе на тему истории искусства и роли в нем "Черного квадрата". Надеюсь, что не напрасен был мой труд.)

художники, искусство, картины

Previous post Next post
Up