Конец украинской растяжки между Россией и ЕС

Dec 28, 2012 13:55

Оригинал взят у varjag_2007 в Конец украинской растяжки между Россией и ЕС


Ещё не был объявлен состав нового правительства, а Президент Украины уже несколько раз успел намекнуть на возможность коррекции внешнеполитического курса. Вариант разворота украинской внешней политики в сторону Таможенного союза (ТС) явно просматривался из этих заявлений. Наиболее впечатлительные эксперты и политики даже готовились к тому, что 18 декабря в Москве, во время запланированного, но несостоявшегося визита, Янукович объявит об окончательном выборе и подпишет документ о вступлении Украины в ТС.

Эти страхи, безусловно, были плодом больного воображения. Вступление в Таможенный союз - слишком объёмный и трудоёмкий процесс и за один визит проблема не решается. Слишком большое количество позиций необходимо согласовывать (от пересмотра процентного соотношения и количественного представительства в руководящих органах ТС), до конкретных таможенных тарифов и ограничительных барьеров.

Максимум, чего можно было ожидать от несостоявшегося визита - вступления Украины в ЕврАзЭС и начала полномасштабных переговоров о присоединении к ТС. То есть, в лучшем случае, это был бы старт процесса, но отнюдь не его окончание.

Несмотря на то, что в результате переговоры были отложены на неопределённый срок и российско-украинские отношения зависли в том же состоянии неопределённости, в котором находились до 18 декабря, следует отметить, что впервые украинская власть близко подошла к реальному началу процесса интеграции в структуры Таможенного союза. И впервые, усилиями той же власти, на Украине была начата, хоть и короткая, нескоординированная и противоречивая, но всё же информационная кампания в поддержку идеи вступления в ТС.


Таким образом, можно предположить, что власти Украины наконец-то осознали безвыходность своего положения и безальтернативность курсу на интеграцию в Таможенный союз. Это даёт надежду на то, что в период между концом января и началом марта переговоры могут возобновиться и проходить более конструктивно.

Тем не менее, процесс вступления Украины в Таможенный союз, даже если такое решение будет окончательно принято, будет значительно более сложным, чем оно могло быть до октября 2012 года. Более того, осознание украинской властью критичности своего положения даёт лишь надежду, но не гарантию того, что переговоры о вступлении в Таможенный союз вообще начнутся. Существует достаточно большое количество объективных и субъективных факторов, потенциально способных блокировать развитие данного направления украинской внешней политики.

Начнём с очевидного. Как только переговоры о вступлении в Таможенный союз стали потенциально реальны, изменили свою позицию в отношении Украины Евросоюз и США. В. Янукович, которого ещё месяц назад клеймили, как «предпоследнего диктатора Европы», вдруг превратился в уважаемого и рукоподаваемого партнёра, который совершал ошибки, но мелкие, отнюдь не непростительные и вполне исправимые. Евросоюз вновь вывесил морковку соглашения об ассоциации.

Не думаю, что руководящие регионалы совсем уж не знают, что данное соглашение (особенно его экономическая часть - соглашение о зоне свободной торговли) лишь ухудшит их экономическое положение, окончательно подорвёт финансы и социальную сферу, ликвидирует остатки политического пространства для манёвра. И, в конечном итоге, вынудит передать власть оппозиции ещё до президентских выборов 2015 года. Дело совсем в другом. Два с половиной года, украинские руководители строили свои расчёты на возможность сыграть на растяжке между Россией и ЕС. За этот период Украина исчерпала все внутренние резервы и оказалась на грани краха. Выбор стал актуален как никогда, а стратегия: «пугать Россию Европой, а Европу Россией», - доказала свою полную оторванность от реальности.
[Spoiler (click to open)]

И вот в этот-то миг, когда украинское руководство уже склоняется к единственно возможному выбору ТС, Евросоюз вдруг подтверждает правильность стратегии выжидания. Европа «пугается» и идёт на демонстративные уступки. Украинское руководство имеет все основания ожидать «испуга» теперь уже от России. У него складывается ощущение, что спасение приходит в последний момент - победу можно одержать на грани поражения. И Украина отступает и вновь замирает в неопределённости. Теперь украинское руководство хочет подождать саммита Украина-ЕС, запланированное на февраль 2013 года. Выторговать с этого саммита красивую картинку и пару громких заявлений и посмотреть на реакцию России.

ЕС свой вопрос решил. Он отложил принятие Украиной решения по ТС ещё на три месяца. Хотя для украинского правительства каждый месяц критичен. Взрыв может произойти в любой момент.

Но позиция ЕС - далеко не главная преграда на пути вступления в ТС. И даже саботаж собственного украинского МИД и половины правительства - не самая большая проблема. У В. Януковича достаточно полномочий для того, чтобы в один день поменять всех министров и назначить других.

Проблема в том, что международные договоры должны проходить ратификацию в парламенте. Начавшая работу Верховная Рада 7-го созыва, вовсе не так управляема и послушна, как Верховная Рада 6-го созыва. Более того, внешнеполитические колебания, ослабляющие шансы президента на второй срок, ослабляют и готовность депутатов прислушиваться к мнению Банковой. Наоборот, всё сильнее становится желание вовремя предать. Отказ голосовать за ратификацию соглашения о вступлении Украины в Таможенный союз, вполне можно преподнести как последовательный патриотизм и проложить себе, тем самым путь к соглашению с оппозицией.

Это прекрасно понимают все депутаты фракции ПР. Большинство из них люди без взглядов, идеалов и убеждений, зато с интересами. Неверие в способность Януковича удержаться у власти и желание подстраховаться могут стать определяющими поведение большинства депутатов Верховной Рады. В таком случае, попытка внести соглашение о ТС на ратификацию в парламент, вполне может стать сигналом к старту попытки импичмента, которая будет поддержана уличными беспорядками.

В этом случае большую роль сыграет способность власти сохранять твёрдость и не отступать - идти на конфронтацию с путчистами. Но сможет ли украинская власть проявить твёрдость, будучи слабой, если она не была способна на твёрдость и последовательность во времена своей наивысшей мощи?

Именно поэтому из сказанного напрашивается простой вывод: никогда ещё Украина не была так близка к ТС по объективным причинам, и никогда ещё вступление не было так сложно организовать технически по причинам субъективным.
Источник



Previous post Next post
Up