Листая старую тетрадь: Про военную реформу из первых рук.

Aug 17, 2012 18:05

Оригинал взят у keyboard09 в Листая старую тетрадь: Про военную реформу из первых рук.


Оригинал взят у bulochnikov Листая старую тетрадь: Про военную реформу из первых рук. Часть2

А вот ещё по теме: http://odnakoj.ru/magazine/main_theme/novaya_armiya_novoj_rossii/

От вооруженных сил глобального конфликта - к подразделениям быстрого реагирования


В октябре 2008 года министр обороны России Анатолий Сердюков объявил о начале нового этапа военной реформы, которая стала наиболее радикальной трансформацией отечественной военной системы начиная с 1918 года, когда была создана Красная Армия. Военное ведомство весьма активно и решительно взялось за проведение преобразований, основная часть которых в организационном отношении была завершена уже к 1 декабря 2009 года. Изменения коснулись всех основных элементов Вооруженных сил России: численности, органов управления, структуры, системы подготовки офицеров.

Вкратце напомним, что основными мероприятиями военной реформы являются:

· ускорение сокращения численности Вооруженных сил России до 1 миллиона человек уже к 2012 году;

· сокращение численности офицеров (с 335 тыс. офицерских должностей до 150 тыс.) и реструктуризация состава офицерского корпуса;

· централизация системы подготовки кадров путем трансформации 65 военных учебных заведений в десять «системных» военных вузов;

· реорганизация и сокращение органов центрального военного управления, включая Министерство обороны и Генеральный штаб;

· массовое привлечение гражданских лиц в систему обеспечения и обслуживания вооруженных сил;

· ликвидация кадрированных соединений сухопутных войск и превращение всех соединений в силы постоянной готовности;

· реорганизация системы резерва и системы подготовки резервистов;

· сокращение количества частей и соединений вооруженных сил и военных баз;

· перевод сухопутных войск на бригадную основу с упразднением дивизионного, корпусного и армейского звеньев;

· реорганизация ВВС и ПВО с упразднением армий, корпусов, дивизий и авиационных полков и переход на систему авиационных баз и бригад воздушно-космической обороны.

При этом наибольшее внимание основных отечественных СМИ в истекшем году привлекали сопровождавшиеся большим информационным шумом сокращения центральных органов военного управления, реорганизация военных вузов и, наконец, сокращения офицерского корпуса и фактическая ликвидация института мичманов и прапорщиков. Понятно, что эти мероприятия, затронувшие судьбы многих тысяч людей в погонах, породили вал противоречивых откликов и суждений.

Между тем в СМИ удивительно мало места отводилось произведенной в 2009 году радикальной организационной трансформации структур Вооруженных сил России, в первую очередь сухопутных войск, военно-воздушных сил и ПВО. В невиданно короткие сроки (всего за 11 месяцев) армия была стремительно приведена к новому облику, принципиально отличающемуся во многих аспектах от привычного многим поколениям наших граждан облика Красной, Советской, а затем Российской Армии. Парадоксально, но военная революция Сердюкова осталась практически не замеченной большинством населения страны.


ТРАНСФОРМАЦИЯ АРМИИ

Основная философия реорганизации сухопутных войск заключается в отказе от традиционной русской и советской модели массовой мобилизационной армии и в переходе к содержанию в мирное время полностью укомплектованной армии на основе частей постоянной боевой готовности. Таким образом, расформированию подлежат все части неполного состава (кадрированные). Все соединения армии России должны быть полностью укомплектованы личным составом и являться силами постоянной готовности. Той же цели служит и переход к контрактной системе комплектования. При этом достигаемое количественное увеличение сил постоянной готовности должно компенсировать общее некоторое сокращение численности сухопутных войск. Расформирование недоукомплектованных кадрированных соединений, в мирное время состоящих только из офицеров, позволяет сократить численность офицерского состава, в основном старшего.

Вторым существенным шагом является бригадная трансформация с переходом к трехзвеньевой структуре организации: «военный округ - оперативное командование - бригада». Вместо существующих дивизий и общевойсковых армий (и армейских корпусов) бригады объединяются под управлением оперативных командований. В 2009 году на основе существующих общевойсковых армий были созданы восемь таких оперативных командований. В свою очередь, на основе каждого из шести военных округов созданы оперативно-стратегические командования, главами которых стали командующие соответствующих округов.

До начала реформы на 2008 год в составе Сухопутных войск России (без воздушно-десантных войск) находились 24 дивизии (три танковые, шестнадцать мотострелковых и пять пулеметно-артиллерийских) и 12 отдельных мотострелковых и стрелковых бригад плюс две военные базы дивизионного состава (в Армении и Таджикистане). Реально из этих 24 дивизий и двух военных баз на 2008 год полностью развернутыми по личному составу были лишь пять мотострелковых дивизий (в том числе все три дивизии Северо-Кавказского военного округа) и 201-я военная база в Таджикистане, а остальные имели развернутыми только один или два полка. Фактически лишь 13% частей сухопутных войск относились к частям постоянной готовности.

В течение 2009 года 23 дивизии были расформированы, и взамен к 1 декабря были созданы 40 развернутых бригад и военных баз бригадного состава - четыре танковые, 35 мотострелковых и одна бригада прикрытия. Из соединений дивизионного уровня пока что сохранены только два - 18-я пулеметно-артиллерийская дивизия на Южных Курилах и 201-я военная база в Таджикистане. Все четыре новые танковые бригады сформированы на основе танковых дивизий. Из 35 мотострелковых бригад десять являются бригадами, существовавшими до 2008 года, 21 сформирована на основе мотострелковых дивизий, а еще четыре развернуты из баз хранения. Большая часть новых бригад была сформирована к 1 июня, и уже с весны они проходили обкатку на ряде учений, по результатам которых в их структуру вносятся определенные коррективы.

Все новые бригады являются силами постоянной готовности, таким образом, количество частей постоянной готовности за год номинально возросло с 13 до 100%. Фактическая укомплектованность сформированных бригад по личному составу достигает 95-100%, со стопроцентными запасами техники и других материальных средств.

Всего к концу 2009 года в ходе реформирования было создано 85 бригад. Помимо указанных выше 40 общевойсковых бригад, появились девять ракетных, девять артиллерийских, четыре ракетно-артиллерийские, девять зенитных ракетных бригад, одна инженерная бригада, а также бригады связи, радиоэлектронной борьбы и другие. Свое особое положение сохраняют семь бригад спецназа, а в качестве экспериментального соединения в Моздоке создана разведывательная бригада. Многие части обеспечения в своем статусе понижены до полков или батальонов.

Основным резервным компонентом сухопутных войск становятся существующие базы хранения и ремонта вооружения и военной техники, представляющие собой, по сути, склады, на которых находятся на хранении комплекты боевой техники. Сформировано более 60 баз хранения, большей частью бригадного состава, в том числе для 15 общевойсковых бригад (одной танковой и 14 мотострелковых). При этом в качестве мобилизационных центров по «новому облику» выступают военные учебные заведения и окружные учебные центры.

Воздушно-десантные войска, несмотря на ряд колебаний и сомнений, высказывавшихся прежде в Минобороны, после назначения в 2009 году их главкомом Владимира Шаманова сохранили дивизионную основу (две воздушно-десантные и две десантно-штурмовые дивизии) и получили дальнейшее развитие. Дивизии ВДВ были усилены. Количество отдельных воздушно-десантных и десантно-штурмовых бригад в 2009 году было увеличено с трех до четырех и планируется к дальнейшему увеличению до шести (по одной в каждом военном округе). К 2015 году намечается сформировать в составе сухопутных войск 18 бригад армейской авиации, вернув последнюю из-под контроля командования ВВС.


ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ, ПВО И ВМФ

Объединенные ВВС и ПВО России также были радикально трансформированы в организационном отношении и подверглись серьезным сокращениям.

Основой радикальной реорганизации ВВС России стало упразднение существовавшей с 1938 года полковой структуры авиационных частей. Новым основным соединением авиации ВВС вместо авиаполка становится авиационная база, которая включает управление, от одной до семи авиационных эскадрилий, батальон аэродромно-технического обслуживания и подразделения связи. Идея заключается в интеграции под одним руководством командования авиабазы всех авиационных и наземных подразделений. Подобная структура уже длительное время существует в ВВС Белоруссии, откуда, по некоторым данным, и была позаимствована.

Всего к концу 2009 года в России было сформировано 55 авиационных баз, которые заменили существовавшие до того в ВВС и ПВО суммарно 72 авиационных полка, 14 прежних авиационных баз и 12 отдельных авиационных эскадрилий и отрядов. В общей сложности количество частей и соединений ВВС и ПВО сокращено с 340 до 180.

Расформированы все штабы авиационных дивизий, а авиабазы непосредственно подчинены новым авиационным командованиям. Создано семь таких командований, которые заменили прежние воздушные армии и армии ВВС и ПВО. На основе 37-й воздушной армии Верховного Главнокомандования (стратегического назначения) создано Командование дальней авиации, а на основе 61-й воздушной армии Верховного Главнокомандования (военно-транспортная авиация) - Командование военно-транспортной авиации. На основе Командования специального назначения (и входившей в его состав 16-й воздушной армии) создано обладающее особым повышенным статусом Оперативно-стратегическое командование воздушно-космической обороны, отвечающее за зону ПВО Москвы, а также почти всю территорию Московского военного округа. Еще четыре командования созданы по территориальному принципу, заменяя шесть бывших армий ВВС и ПВО, подчинявшихся шести соответствующим военным округам.

Система подготовки личного состава ВВС также реформирована. Военно-воздушная академия имени Гагарина и Военно-воздушная инженерная академия имени Жуковского объединены в единую структуру - Военно-воздушную академию имени Жуковского и Гагарина, которая располагается в Монино. Подготовка летного состава окончательно централизована и происходит в Краснодарском авиационном институте.



Серьезной реорганизации подверглись входящие в состав ВВС России силы ПВО. Расформированы все прежние дивизии и корпуса ПВО, а взамен них созданы 13 бригад воздушно-космической обороны, объединяющие авиационные базы истребительной авиации, зенитные ракетные полки и радиотехнические полки. Эти 13 бригад распределены между оперативно-стратегическим командованием воздушно-космической обороны и четырьмя командованиями ВВС и ПВО.

Процесс реформирования в 2009 году сопровождался глубокой чисткой ВВС и ПВО России от устаревшей либо небоеспособной техники, в том числе авиационной, а также значительными сокращениями личного состава. Сообщалось, что всего в ВВС и ПВО планировалось сократить 50 тыс. офицерских должностей.

Военно-морской флот России в 2009 году не подвергался таким уж радикальным организационным изменениям, однако ряд шагов по упрощению его структуры и сокращению числа соединений был сделан, а всего планируется их сокращение вдвое - с 240 до 123 частей. Наибольшему сокращению подверглась морская пехота ВМФ: единственная дивизия морской пехоты (55-я Тихоокеанская) была переформирована в бригаду, расформирована бригада на Каспии, а остальные четыре бригады морпехов переформированы в полки. Часть морской авиации отошла к ВВС.

ЧТО ДАЛЬШЕ?


Фундаментальной концептуальной основой военной реформы Анатолия Сердюкова является переориентация вооруженных сил на участие главным образом в ограниченных конфликтах, в первую очередь на территории бывшего СССР, для чего нужно иметь достаточное количество сил быстрого развертывания в постоянной готовности. Оборона России от других великих держав (в первую очередь от США и стран НАТО) возлагается теперь на ядерные силы. Совершенно ясно, что сейчас и в обозримом будущем угроза неожиданного крупномасштабного сухопутного вторжения на территорию России отсутствует. Любому противнику, хотя бы потенциально способному осуществить такое вторжение (США и НАТО, Китай), потребуется длительный период отмобилизации, развертывания и сосредоточения значительных группировок сухопутных сил на наших границах. Это делает неизбежно длительным так называемый угрожаемый период перед любой войной и позволяет России значительно снизить требования к своим резервным компонентам. Россия будет иметь достаточное время для мобилизации всех своих сил, что дает ей возможность отказаться от затратного содержания кадрированных соединений сухопутных войск в мирное время. В случае же всеобщей мобилизации будет достаточно времени на сформирование и развертывание дополнительных соединений.

С точки зрения сторонников классического подхода, по-прежнему верящих в необходимость готовиться к крупномасштабному конвенциональному военному столкновению с Западом в традициях Второй мировой войны, реформа Сердюкова выглядит как демонтаж коренной структуры национальной обороны. Однако массовую базу недовольству в военной среде дают именно те аспекты реформы, которые ведут к сокращениям штатов. Поэтому неудивительно, что накал критики реформы так силен. И нельзя не отметить заслугу Сердюкова и нынешнего высшего военного руководства в том, что в 2009 году, несмотря на весь шум, сопротивление и неблагоприятную экономическую ситуацию ввиду финансового кризиса, они смогли достаточно твердо провести в жизнь намеченный план реформирования структур вооруженных сил.

Тем не менее очевидно, что пока что в 2009 году был осуществлен только первый и, видимо, относительно наиболее легкий этап радикального реформирования, сводящийся в основном к административной реорганизации. Сформированные новые оргструктуры (командования, бригады, авиабазы) пока что являются в основном структурной «скорлупой», новыми штатами. Их еще предстоит наполнить новым содержанием и полноценно «оживить», сделать эффективными и боеспособными, добиться взаимной притирки и боевой слаженности. Это дополняется необходимостью организовать освоение наконец начавшей поступать в вооруженные силы новой боевой техники. С учетом того, что целью ставится иметь части и соединения полностью постоянной готовности, готовые к быстрому реагированию (в течение нескольких часов после получения приказа) - условия выглядят тем более нетривиальными. По сути, в 2010 году перед министром обороны Анатолием Сердюковым и его командой стоит задача доказать, что грандиозная реорганизация армии 2009 года была действительно разумной и правильной и что вооруженные силы «нового облика» на самом деле являются гораздо более эффективными, чем армия «старой модели». Именно 2010 год может стать на самом деле критичным для военной реформы Сердюкова.

Как видите, реформа была не только и своевременной и назревшей. И даже перезревшей. И логика в действиях Минобороны и Генштаба железная.

А ещё про военную реформу я писал в статье «По поводу военной реформы» и Интересное и поучительное чтиво от 25.03.2012 по военной тематике. пункт-1


Previous post Next post
Up