https://vladimir-krm.livejournal.com/6014888.html Как известно, в начале 90-х Лукашенко декларировал курс на объединение с Россией и всячески давал понять, что готов восстановить разрушенную связь, как только к этому будет готова Москва. Потом эта идея трансформировалась в создание Союзного государства.
И все это время Россия продолжала дотировать Минск: скидками на энергоносители, кредитами, списанием долгов, преференциями во взаимной торговле и т. д.
Сам Лукашенко уже давно стал осознавать себя удельным князем и об объединении с Россией вовсе перестал думать.
Сегодня можно спорить, когда хитрый директор совхоза стал водить Россию за нос. Вероятно, с момента своего первого избрания президентом Белоруссии в 1994 году. Он на волне пророссийских настроений в обществе убедительно победил поддерживаемых Западом тогда еще довольно умеренных националистов.
Коренной перелом в отношениях Лукашенко к националистам (по крайней мере видимый) произошел после государственного переворота на Украине в 2014 году и после вхождения Крыма в состав Российской Федерации.
Призраки «вежливых людей» стали мешать ему спать по ночам.
И Лукашенко поддержал украинских мятежников, отказав в поддержке законным властям соседней республики. Демонстративно стал подыгрывать Западу в надежде на его благосклонность в экономических и политических вопросах.
За это западные санкции с Белоруссии были почти целиком сняты, а сам Батька стал въездным в Евросоюз. Но дальнейшего развития идиллия не получила: все-таки для европейцев речь шла о «последнем диктаторе Европы».
Между тем экспорт в ЕС и Украину нефтепродуктов, получаемых из России, до сих пор является основной статьей пополнения белорусского госбюджета.
Внутренние же потребности белорусского рынка оцениваются в 5,5 млн тонн сырой нефти ежегодно, а Россия поставляет 21 млн тонн по льготным ценам и беспошлинно. Это не считая льготных цен на газ.