Я обещал ещё одну историю о своей службе на подводной лодке. В этой будет меньше драмы, больше скуки, но эти события, как и предыдущие, можно считать ещё одним днём рождения всего экипажа.
Как я уже и говорил, в бригаде было всего две лодки, которые тащили всю рутину по боевым задачам за всех. Вот так и 11 апреля 88 года мы в очередной раз отправились на рутинную бое-вую учёбу. В этот раз, как и в прошлый) в полигоне нас должен был искать СКР (сторожевой корабль, ни названия, ни даже проекта которого я не помню). Думаю, вот такой:
Погода была отличная: ни ветра, ни волнения, ни облаков. Пришли уже в темноте, погрузились и стали ходить по полигону в ожидании того, что мы услышим его гидролокатор, либо он обнаружит нас.
Здесь следует сделать небольшое отступление. Дело в том, что в плане гидрографии Чёрное море крайне сложно даже в полностью спокойном состоянии: очень много слоёв воды, разли-чающихся по солёности, температуре и химическому составу. А, как вы наверное помните из курса физики, на границах сред сигнал частично отражается, преломляется и далее идёт уже ослабленным и немного в другом направлении. А уж весной, когда всё это представляет из се-бя коктейль Джеймса Бонда (взболтать но не перемешивать), ситуация вообще катастрофиче-ская: сигнал отражается и преломляется непредсказуемо и что-то засечь становится невозмож-но.
Так произошло и в этот раз: никто никого не услышал и в пять утра командир дал команду на всплытие. Чуть не погубило, но и спасло нас, как ни странно, разгильдяйство. Распределение обязанностей на кораблях очень чёткое и не допускает двойного толкования. В данном случае вахтенный офицер на сторожевике должен наблюдать за окружающей обстановкой, а рулевой следить за курсом по компасу. Но вахтенный решил слегка расслабиться (что можно найти в пустом море в закрытом полигоне?), а рулевой смотрел на окружающие красоты: как светлеет небо перед восходом солнца, как понемногу становятся видны волны на воде, как по воде иг-рают блики и прочее.
И вот внезапно он замечает, как прямо перед носом из глубины всплывают ходовые огни нашей лодки. Протупи он лишние десять-двадцать секунд и всё закончилось бы плохо для них и катастрофично для нас. Но он сразу переложил рули вправо и мне достался только шум вин-тов проходящего рядом корабля и плеск волн.
Вот так мы и отметили двадцать седьмую годовщину полёта первого человека в космос.
С днём космонавтики всех!