Оригинал взят у
cycyron в
Новейший вертолет делает возможным массовый ракетный удар в Сирии8 ноября 2016, 23:30
Фото: кадр из видео
Текст: Евгений Крутиков
Многочисленные источники - и зарубежные, и российские - сообщают о подготовке Россией крупного ракетно-бомбового удара по целям в Сирии. Есть масса косвенных признаков того, что эти источники говорят правду. А главное - в распоряжении Российской армии впервые за десятилетия появился инструмент, способный подобный удар обеспечить. И его уже видели в Сирии.
Российские ВКС и авианесущая группа ВМФ РФ во главе с авианосцем «Адмирал Кузнецов» и тяжелым ракетным крейсером «Петр Великий» в ближайшее время могут нанести массированный удар по позициям боевиков в Сирии высокоточным оружием с применением сил и средств, ранее никогда российскими вооруженными силами не применявшихся. Эта информация пока опирается только на данные анонимных источников в Минобороны РФ и публикации в западных СМИ. Западные источники явно политизируют подобную операцию, увязывая ее с президентскими выборами в США, но в целом разрозненная информация складывается в крайне интересную картину.
Все началось с прибытия в Восточное Средиземноморье авианосной группы во главе с «Кузнецовым». Истеричные комментарии западной прессы сопровождали весь переход группировки Северного флота в теплые моря, но суммировала апокалиптические прогнозы, как это ни парадоксально, респектабельная лондонская Times. В статье, подписанной редактором военного отдела, утверждалось, что Россия намерена атаковать восточную часть Алеппо максимальным количеством боевых сил и средств, воспользовавшись тем, что США слишком заняты президентскими выборами. Газета ссылалась на источники в британской разведке.
Но через несколько дней, вечером в понедельник, 8 ноября, предстоящий массированный удар в Сирии анонсировали и источники в российском Минобороны. Правда, эти источники связали эти удары с работой авиакрыла «Кузнецова». Это позволяет утверждать, что удар на самом деле произойдет - но операция наверняка будет выглядеть гораздо более крупной и сложной.
Сам факт прибытия в Восточное Средиземноморье российского авианосца не слишком важен для российской военной операции в Сирии. Если бы потребовалось просто усилить российскую группировку, то достаточно было бы передислоцировать на базу Хмеймим еще одну эскадрилью тактических бомбардировщиков. Палубная авиация «Кузнецова» в таком контексте куда меньший помощник. Теоретически она даст не более 25 боевых вылетов в день, а это при нынешних нагрузках на Хмеймим несущественно.
Использование комплексов «Калибр» с акватории Каспийского моря было очень впечатляющим, но скорее проверочным для техники и идеологическим по сути мероприятием. Использование крылатых ракет воздушного базирования типа Х-101, запускаемых со стратегических бомбардировщиков, тоже отчасти выглядело «стрельбой из пушки по воробьям». Все-таки это не тот эффект, которого можно было бы ожидать от применения современного высокоточного - и крайне дорогого - оружия.
Существует, однако, ряд дополнительных факторов, которые вынуждают взглянуть на теоретическую возможность массированной атаки на позиции боевиков средствами российской армии и флота другими глазами.
Во-первых, такая атака должна преследовать уничтожение одновременно десятков целей. Речь может идти не только о целях внутри восточной части Алеппо (даже в меньшей степени), а скорее о целях вокруг него. Это места сосредоточения тех сил джихадистов и прочих, которые концентрируются к западу и северо-западу от Алеппо и в провинции Идлиб. Именно оттуда предпринимаются попытки прорваться в восточный Алеппо или хотя бы пробить туда некий коридор. Для этого эти цели и позиции должны быть разведаны, а затем должно быть организовано управление и целеуказание ракетного залпа и ударных самолетов.
Из этого следует «во-вторых». Российские ВКС и флот должны обладать соответствующими ракетными средствами доставки и системами целеуказания. Вполне возможно, что речь может идти о применении уже не столько «Калибров», сколько ракет П-700 «Гранит» - на данный момент наиболее мощной крылатой ракеты, которыми оснащены корабли прибывшей в Восточное Средиземноморье российской эскадры.
Еще 16 октября атомный подводный крейсер «Смоленск» проекта «Антей» Северного флота выполнил стрельбу крылатой ракетой «Гранит» по одиночной стационарной наземной цели. Этот пуск был крайне странным для сколько-нибудь внимательного наблюдателя - «Гранит» противокорабельная ракета, и трудно вспомнить, когда она последний раз применялась по «земле». Зато нетрудно представить, что столь необычное испытание логично провести перед непосредственным боевым применением.
На подлодках проекта 949А «Антей» по 24 «Гранита» (британская пресса сообщала и о присутствии в российской эскадре таких АПЛ, поверим им на слово). На «Петре Великом» - 20, на «Адмирале Кузнецове» - 12. «Граниты» в боевой обстановке еще ни разу не применялись, и теоретически возможный их массированный залп тоже можно расценить как проверку на прочность в экстремальных условиях реальных боевых действий. Есть возможность отработать координацию ВМФ и ВКС при общем удаленном наземном командовании и активном участии космической группировки - а это вообще уникальный опыт для современной Российской армии.
Теперь о самом главном - целеуказании. Ракеты мало запустить - надо добиться того, чтобы они точно попали в цель. До самого последнего времени Российская армия и ВМФ имели с этим огромные проблемы. В советское время целеуказанием для «Гранитов» занимался космический комплекс разведки и целеуказания МКРЦ «Легенда», однако он давно выведен из эксплуатации. О состоянии и возможностях запущенного ему на смену комплекса «Лиана» в открытых источниках данных нет, но можно предположить его использование в Сирии разве что в испытательном режиме. Авиационный комплекс «Успех», базировавшийся на самолетах Ту-95РЦ, также давно списан. Все это превращало мощнейшие и дальнобойные - с дальностью более чем в 600 км - ракеты «Гранит» в бесполезные и крайне дорогостоящие куски металла. До самого последнего времени.
И вот теперь, похоже, ситуация начала меняться - что и сделало возможным как сам поход российской эскадры к берегам Сирии, так и массовый ракетно-бомбовый удар по окрестностям Алеппо, который ожидается в ближайшее время.
Речь идет о начале применения совершенно новых машин - Ка-35, вертолетного комплекса радиолокационной разведки наземных целей (ВКРРНЦ), который был впервые продемонстрирован только в 2015 году. Сама вертолетная база этого комплекса не слишком принципиально изменилась со времени появления его предшественника Ка-31, но новая антенна теперь повернута вбок и получила возможность кругового обзора. Внешне она выглядит как железная доска, прикрепленная к днищу вертолета. Помимо нее, на Ка-35 навешено много современной электроники, включая спутниковые навигационные системы, аппаратуру обработки данных и идентификации целей. Ка-35 превратился в летающий пункт управления, способный в одиночку наводить и сопровождать ракеты - и «Калибр», и «Гранит», и другие, вплоть до противотанковых - десятками. Ранее ничего похожего у российских вооруженных сил не было. Ка-35 как раз и делает возможным тот самый массированный ракетно-бомбовый удар, выдавая целеуказание десяткам и сотням ракет и самолетов, координируя их и связывая в единую боевую систему.
Одиночный Ка-35 был замечен в Сирии 26 октября, то есть всего полторы недели назад. Предполагается, что всего в российских ВКС сейчас только две такие машины (даже не на вооружении, а в опытной эксплуатации), но это требует уточнения, так как прототип Ка-31 используется давно и даже продается в Индию. Однако на них стоит старое радиолокационное оборудование, которое заметно слабее нынешнего.
Стоит, правда, добавить, что похожими возможностями, судя по открытым данным, обладают и новейшие самолеты Ту-214р, которые раньше тоже были замечены в Сирии. Данные самолеты электронной разведки предназначены для обнаружения наземных целей на расстоянии в сотни километров.
Применение «Гранитов» в этой истории выглядит более чем оправданным - комплекс давно не производится, модернизация крейсеров проекта 949А и переоборудование их под «Калибры» давно обсуждается. Вместо дорогостоящей утилизации было бы крайне логичным использовать ракеты «Гранит» в реальной боевой операции. Заодно проведя испытание реальным боем новейшей - и принципиально важной для ударных возможностей Российской армии - системы связи и целеуказания.
Кроме того, доработке по результатам сирийской операции подвергся и активно применяемый в Сирии вертолет Ми-28 «Ночной охотник». Над несущими винтами установлен локатор кругового обзора, внешне напоминающий морской аналог, а также система активной защиты «Витебск», формирующая вокруг вертолета «электронный щит». Это усовершенствование можно связать с появлением в прошлом году на вооружении российских ВКС противотанкового комплекса «Гермес», способного поражать бронированные цели при прямой видимости на расстоянии 20 км, а на удалении при электронном сопровождении - до 100 км. «Гермесы» как раз и устанавливаются на Ми-28. Уменьшенные «Гермес-А» предполагается размещать и на беспилотниках.
В целом вся эта стая способна произвести крайне впечатляющий эффект. При правильном целеуказании массированный ракетно-бомбовый удар в состоянии парализовать всю оборону боевиков в районе Алеппо и снять напряжение с правительственной армии Сирии. А это, в свою очередь, позволит ей сосредоточиться на освобождении восточного Алеппо с последующим переходом к Идлибу.
Целесообразность такой операции будет определяться все-таки не политическими целями и не каким-то мифическим давлением на исход президентских выборов в США. Если это позволит приблизить окончание войны в Сирии, то почему бы и нет? Как уже было сказано, использование всех этих принципиально новых систем будет их очередной проверкой. Другое дело, что, какие бы военные результаты ни принесла данная операция, ее дальнейшая политизация со стороны наших западных партнеров неизбежна. Но вечно подыгрывать внешним факторам, не связанным с реальной обстановкой в Сирии, невозможно. Не сидеть же вечно в засаде.