Путин не пошел им навстречу
Мы прекрасно видим, что творится сейчас с отечественной медициной. Всё видим, все знаем, всё испытали на собственной шкуре. Но одно дело, когда тебя беда еще не коснулась, и ты смотришь воскресным вечером итоги недели по «России 1» с Дмитрием Киселевым, помогающим пассами рук своему рту, который вкрадчивым голосом рассказывает об ужасах пандемии где-то там за океаном. И другое дело, когда ты проснулся однажды в лихорадке, с высокой температурой и исчезнувшим обонянием. Совсем другое дело, когда на твои звонки не отвечает ни один из телефонов медучреждений, к тебе не едет ни один врач. Другое дело, когда через несколько дней температуры, болей в груди и невозможности дышать, к тебе все-таки добираются солдаты медицины, которые оказались один на один со страшным врагом. И они рады были бы раньше приползти к тебе раненному по полю, но кругом горы таких же подстреленных ковидом, и уже убитых. Но вот сестра приползла, взвалила тебя на себя и тащит, тащит… А в лазарете очередь в сотню человек, в госпитале нет для тебя койки, а КТ, к которому удалось-таки прорваться, показывает, что пациент скорее будет мертв чем жив… И всё. И никто ничего не может сделать. Надежда только на Бога и на чудо. Кто-то чуда не дожидается, и таких очень много, столько, что власти приходится "оптимизировать страшные цифры.
А там, на передовой, идет страшная битва за жизни людей. Малыми силами, без патронов, без снабжения их из тыла. «Сестричка, братец-врач, родненький фельдшер, вы ни в чем не виноваты, Вы такие же бедолаги, даже более, вы первые принимаете бой, идете в атаку, да еще и не забываете свои функции - спасать раненых. А сами нередко погибаете» - думаешь ты смотря на этих людей в импровизированных скафандрах.
Кто-то усмехнется, скажет: «Типичная песня пятой колонны, врагов народа и нацпредателей, это в их манере говорить о Киселеве, Соловьеве, «власть врёт». Что во всем мире так - не замечаете, везде мрут, везде очереди, и везде не берут в больницы». Может быть и так. Везде мрут. Но далеко не везде так безбожно врут. Президент даже одернул губернаторов: «Хочу обратиться к главам регионов. Вы получили широкие полномочия для реализации мер по борьбе с эпидемией. И эту личную ответственность за принятые или, к сожалению, не принятые иногда решения. Эту личную ответственность никто не снимал. И конечно, ни в коем случае не надо пытаться приукрашивать ситуацию, это абсолютно недопустимо, делать вид, что всё нормально. Благостные отчёты, замалчивания никому не нужны ни здесь, в центре, ни на местах». Спроста сказал? Неспроста. ТАМ тоже понимают, что шила в мешке не утаишь, что смерти людей как не скрывай, долго скрывать не удастся, а понимая в каком состоянии медицина, понимая, что будет дальше, врать становится просто опасно. Может и дотумкали наверху, что COVID-19 уравнивает шансы всех, и олигарха, и последнего бомжа. Так, что какой ты властью не обладай, какой кабинет не занимай в Кремле или АПэшечке, придет он и за тобой. Да уже пришел.
Знали ли ОНИ тогда, когда затевали оптимизацию медицины, что уже скоро им, экспериментаторам, откуда-то прилетит? И чаша не минует их самих? Черт их знает, что планировали, о чем думали, но то, что им об этом говорили, их предупреждали, это факт. Как факт, что просили Путина оптимизацию остановить. Причем просили не простые люди, а светила медицины.
5 лет назад, в сентябре 2015 года мне удалось побывать на медицинском форуме, который затеял «Общероссийский Народный Фронт» и всё увидеть своими глазами и услышать.
От Липецка были приглашены для участия в работе форума ОНФ "За качественную и доступную медицину" липецкий медик, руководитель частной клиники, врач-инфекционист Михаил Бала, руководитель рабочей группы «Социальная справедливость» Андрей Насопрун, заместитель главного врача санатория «Восход», доктор медицинских наук Николай Складчиков. Освещать в Липецкой прессе форум позвали меня и журналистку «Липецких известий».
Начался трехдневный форум, на который собрали всех ведущих медиков страны в сумасшедшем по накалу темпе. Московский Экспоцентр гудел как улей! Более 600 врачей, ученых, фармпроизводителей, гражданских активистов, экспертов, журналистов, блогеров, руководителей профильных министерств и ведомств обсуждали положение дел в медицине страны на различных рабочих площадках. Я ходил от одной площадки к другой и отмечал, что такого драйва не видел никогда. Медики спорили, обсуждали, что-то предлагали. Никто не курил, а казалось, что в воздухе стоял чад. Такой был накал. То и дело пресса выцепляла медиков, для комментариев. Ни один из них не рисовал благостных картин. Ни один. Все отмечали, что медицина в глубочайшем кризисе из-за оптимизации. Тут же была и министр здравоохранения Вероника Скворцова. Ее трепали журналисты здорово, по-честному, тогда еще не было такой дикой цензуры как сейчас. Министр часто мямлила и не знала, что ответить, подбирая слова для оправданий, со стороны была похожа на пощипанную курочку. То же было и с куратором оптимизации Голиковой! Казалось, вот, всё, Форум задал трепки всем, все проблемы выявил, высветил и ОНФ заявит о них на всю страну. У медиков горели глаза, потому, что все эти проблемы, которые они высветили на тематических площадках, должен был услышать президент. Ведь третий день венчало пленарное заседание с участием Путина. И вот он вошел в зал пленароного заседания размашистой походкой.
Общение медиков с Путиным в прямом эфире транслировали федеральные каналы, и началось оно с атаки в лоб - президента сразу начали грузить. Можно не вспоминать по памяти, хотя я оттуда строчил в редакцию (ссылки в конце текста) а обратиться к стенограмме пленарного заседания, которое висит без прикрас на сайте Кремля. Рекомендую его прочитать, но выделю кратко основное, на чем был акцент, что привлекло внимание.
Еще тогда, 5 лет назад медицина просто взвыла: «Владимир Владимирович, остановите оптимизацию или будет беда!»… На пленарке прозвучала ужасающая цифра, оказалось, что за время оптимизации из системы здравоохранения были уволены 90 тысяч медиков. 90 тысяч!!! (по состоянию на 2015 год, сейчас эта цифра скорее всего больше в разы)
Но Путин, дипломатично признав, что да, проблемы есть, но объявлять мораторий на оптимизацию не надо, нужно лишь подкорректировать курс. А медики сокращенные… Ну дык может они были недостаточно квалифицированы, поэтому и сокращены?
- По поводу того, что у нас дефицит медицинских работников и в то же время происходят какие‑то увольнения. Вы знаете, дело ведь не в увольнениях как таковых и не в дефиците как таковом. Дело в том, что нам нужны те, которые отвечают современным требованиям и обеспечивают высокое качество. Поэтому, если где‑то происходит оптимизация, это ещё не признак беды. Важно, чтобы их замещали высококвалифицированные современные специалисты. Собственно говоря, Вы об этом и сказали: нужно больше внимания уделять подготовке кадров, - говорил Путин.
По кадрам. Леонид Рошаль еще в кулуарах Форума говорил журналистам, что намерен просить президента вернуться к старой советской системе подготовки медицинских кадров, вернуть интернатуру. Озвучил. Путин не согласился, сказав, что института наставничества будет вполне достаточно.
Затем медики, запросившие моратория на проведение реформ и оптимизации, но поучившие от президента мягкий отказ, несмотря на это покусились на святое - систему обязательного медицинского страхования. Прямо попросили ликвидировать ОМС как неэффективную и вредную. И тут прозвучала страшная правда: страховыми компаниями, задействованными в системе ОМС, владеют иностранцы!
Путин в ответ пояснил, что, мол, сворачивание системы ОМС встанет дороже, чем дела обстоят сейчас в целом даже со всеми проблемами.
Таких скандальных, где-то сенсационных фактов, заявлений по ним, было немало. Рассказывали президенту и о странной ситуации, когда медицинское оборудование, те же так нужные компьютерные томографы где-то пылятся на складах сотнями и тысячми, а где-то на весь город один старинный флюорограф. Или о зарплатах врачей и медсестер. В 2015-м медсестра получала в месяц 7-12 тысяч рублей, врач - 12-15, а главврач больницы - 1 миллион 500 тысяч. Полтора миллиона в месяц! Такие примеры оживляли зал заседаний. Но главврачей, руководителей клиник реабилитировали тем, что, мол, ну они же в большинстве своем с учеными степенями, сплошь доценты с кандидатами, получают за научные труды, лекции, публикацию в научных журналах.
На все факты президент кивал с пониманием, обещал откорректировать, направить в нужное русло, улучшить. Но оптимизацию остановить не согласился, ликвидировать ОМС и возрадить финансирование медицины из бюджета напрямую наотрез отказался.
Путин просил ОНФ выявлять все проблемы и докладывать о них в Кремль для их решения. Прошло 5 лет. Что произошло за это время, мы видим. Видим, и каждый из вас может рассказать сам о многом. То ли ОНФ ничего не сделал, то ли делал, но Кремль отмахивался от назойливых «фронтовиков», но факт остается фактом - грянувшее первое же серьёзное испытание коронавирусом российская медицина не выдержала. Ну если не брать в расчет позитивную картинку на нашем ТВ, создаваемую пассами рук ставшего главным гипнотизёром страны, современным Кашпировским, ведущим итоговых выпусков новостей канала «Россия-1» убаюкивающим страну.
Интересно, Путин признает этот провал? Услышим ли мы однажды от него примерно такие слова: "Сограждане, оптимизация медицины, которую мы устроили, привела к катастрофе при первой же угрозе. Если мы выживем, то первоочередной задачей будет ее восстановление. Самая крутая госпрограмма из всех госпрограмм и самый крутой нацпроект из всех нацпроектов будет - возрождение медицины, ибо спасение нации сейчас зависит только от этого"?
Ссылки:
http://www.kremlin.ru/events/president/news/50249https://gorod48.ru/news/338379/https://gorod48.ru/news/338317/https://gorod48.ru/news/340543/