Сентябрь 1887 года.
Учитель географии Елецкой классической гимназии задает своим подопечным третьеклассникам работу на дом: нарисовать карту Америки. На следующий день один из учеников, никогда прежде знаниями не блиставший, предъявляет ему роскошную самодельную карту - но карту Азии. На недоумение географа мальчик отвечает, что Азия кажется ему более интересной, потому что меньше изучена.
- Нет, в Азии все открыто, - возражает педагог, - но там много забыто, и это надо вновь открывать.
А затем рассказывает классу о тайнах Азии, колыбели человеческого рода, исторических воротах, через которые проходили все народы. И о пути в Азию, который совсем прост - по реке Сосне в Дон, по Дону в Черное море, а там, глядишь, и Азия.
Уже через неделю впечатлительный ребенок бежит из родительского дома. И с двумя преданными товарищами пытается описанное путешествие предпринять.
Спустя сутки пристав ловит беглецов в 30 верстах от Ельца и возвращает в лоно семьи. Педагогический совет гимназии подвергает их продолжительному домашнему аресту с понижением отметки поведения за 1-ю четверть учебного года. Впечатлительный третьеклассник от такого болезненного несоответствия книжной географии и реальной жизни к учебе окончательно охладевает. Уже через год он угрожает вышеупомянутому географу: «Слушайте! Если вы не прекратите придираться ко мне, я вам морду разобью!».
Учитель пишет в письме приятелю: «Сегодня на 2-м уроке написал директору докладную записку о случившемся, в большую перемену собрался совет, и все учителя единогласно постановили уволить. Завтра ему объявят об этом, а я сегодня после уроков купил трость, в виду вероятной необходимости защищаться от юного барича».
Мальчика исключают.
История, казалось бы, закончена, но мы не представили действующих лиц.
Географом был Василий Розанов.
А учеником его - Михаил Пришвин.
Полвека спустя Пришвин напишет: «Меня выгоняли из школы, потому что я был не способен к ученью и непослушен. А теперь в каждой школе по хрестоматиям учат детей моим словам, меня теперь все знают и многие любят.Почему это случилось? потому что я боролся за себя, или что меня выгоняли? Было и то и другое: я должен был по натуре своей бороться, они должны были меня выгонять.Им хотелось сделать из меня хорошего мальчика, я хотел найти свой путь к хорошему»
Источник