Почему седьмые Звездные Войны просто подделка?
Конечно, писать всерьез про сказочное кино несерьезно, но, поскольку в свое время мне очень нравились «Войны», я немного напишу. Сразу скажу, что я люблю серьезное кино и вечную литературу про живых людей. Шекспира, Булгакова, Гоголя, Пушкина, Гете, Тарковского, Бортко... Американские же блокбастеры видеть, попросту, не могу. Скучно и смешно. Одинаковость, примитивные мыслишки, плакатные эмоции и глубоко неестественные спецэффекты... А вот «Звездные войны» я полюбил некогда так, что, конечно, эмоциональный след от них уж не сотрется. Напишу коротко, как мне кажется со взрослой колокольни, почему именно так вышло.
Джордж Лукас - умный человек и, несомненно, талантливый драматург. Сейчас это совершенно ясно. Особенно, после фильма, который делали дураки. Люди недалекие, плоские, неинтересные и с абсолютно стандартным форматным мышлением маркетологов. Которые не то что создать нечто сопоставимое не могут по определению, но даже не в состоянии разглядеть и понять действие драматургического механизма старых фильмов. Чтобы хотя бы понять, что им не следует браться, несмотря на соблазн.
Старое кино было полно живых героев. Настоящих: на уровне очень неплохой литературы. Не было там никогда опереточных злодеев и голубых героев. Всегда все было для каждого персонажа не просто. Это было кино про то, как благие намерения мостят дорогу в ад.
Не было плана у Анакина стать безликой мощной марионеткой. Он шел к этому, постоянно испытывая искушение собственным талантом, которое знает любой человек со способностями. Раздражаясь медлительностью и глупостью своего окружения и учителей, видя неэффективность разложившейся бюрократии. Он стремился сделать лучше, насколько мог, как это и бывает с подавляющим большинством живых нормальных людей. Его испытывала подлинная любовь, сопротивляться которой почти невозможно, что знают те, кто знает это на опыте. И не сдуру и не спьяну он нарушал заповеди. С болью принимал каждое из непростых решений. Не было в старых фильмах простых понятных ситуаций: глупых - которые бывают только в идиотских блокбастерах. И это подлинное драматургическое напряжение - то, что работает двигателем в любой хорошей пьесе. И это правда о жизни человеческой.
Анакин, знаете ли, стал Вейдером, будучи порабощен страхом не за себя, а за мать, за любимую, за государственное устройство, которое у него на глазах рушилось. И то, что в итоге случилось - его личная трагедия. В сцене перерождения, не смотря на маску, читается боль и отчаяние от невозможности изменить сделанное. Ужас бессилия и леденящий кошмар осознания трагедии, к которой привела вся его жизнь. Все победы и поражения, радости, сомнения, любовь, страх, взросление.
Еще это кино про то, как умный человек, который видит дальше других - Йода: ничего не делает, в итоге, из-за присущей всем неглупым людям неспособности давить на дураков и навязывать свое мнение. Это его трагедия интеллигента.
Было это кино про то, что никогда бы Палпатин не завоевал ничего такого, что не валялось бы, попросту, как в 17 году, бесхозным.
Это было большое кино больших людей. Люк плакал один раз за фильм. И не потому, что руку потерял. А потому, что потерял веру в нравственные ориентиры. Потому, что почувствовал, что Оби Ван, которому он так верил, недоговаривал. Потому, что оказался в ситуации, когда непонятно, что делать. По обе стороны все сложно. Но нужно услышать голос совести, а она говорит невнятно. И эти крики души знакомы каждому ищущему человеку. Настолько непонятно было ему, как жить дальше, что решился на самоубийство. И это знакомо всем ищущим смысла.
Это было кино про то, как нельзя нарушать заповеди и про то, что бездумное соблюдение кодекса тоже не работает. Оби Ван честен, но слабоват и неумен, полагаясь только на устав. Однако устав, все же, помог ему отстоять не дело, так хоть себя и честь. Это было кино про вечный поиск зыбкой нравственной грани, когда все неопределенно и совсем не просто разобраться, как себя повести так, чтобы это было благо. Как в жизни. Спасать друзей и идти в ловушку или продолжить обучение и спасти мечту друзей в обмен на их жизнь? И ничего, ведь, заранее не было там ясно и объяснено для дураков популярно.
Можно долго говорить про других действующих лиц. Но все крупные фигуры - крупные сильные личности. Всех их неизбежно уважаешь потому, что они живут сложным выбором и их бытие выше быта. Хоть и он влияет, как и в настоящей жизни и литературе. Маленькие люди занимаются мелким бизнесом, но и они живые. Чего стоит один Муха - торговец всякой всячиной. А гонки на Карах: любой гонщик не найдет тут фальши: скажу вам как пилот. Да, вот такие ставки, эмоции и вот так приходят победы по правде: когда все, казалось бы, складывается неудачно. Долго можно перечислять...
А в нелукасовском кино все люди маленькие и глупые, как в любой голливудской стрелялке. Придурок в шлеме, как и все остальные, живет выдуманными детскими страстями детишек с Рублевки. Нытики, слабаки, истерики. На сильного офицера забили два рядовых? Конечно, он же дебил, и не мог бы усидеть на таком посту и минуты!
А какой был простор для нормального драматурга. Можно было бы показать формирование из альянса диктатуры пролетариата и, в конце концов, Сталина. С зачисткой героев революции. Или возникновение Наполеона на остатках победы республики. Или ввести эпоху дворцовых переворотов с Петром 3, Анной Иоановной и Бироном. Но этого не случилось.
В новом кино правят в жизни ничего не понимающие и ничего не испытавшие недоросли. Ни любви, ни страха, ни искушения. Как модель современных благополучных деток, которые «сходят с ума оттого, что им нечего больше хотеть». Пустое место. Нет драматургии, нет пьесы. Ходят мертвые старые мертвые персонажи, как марионетки, которых бросил режиссер. Так оно, в сущности, и было. Ни мысли ни страсти. Ничего.
Удивлены, что ни слова про спецэффекты? Так старые Звездные Войны имели бы такую же художественную ценность, и если бы происходили и в 16 веке на мечах, и в 20-м на винтовках, лошадях и саблях в пределах Европы или России или Бразилии. А новые не работают потому, что нет в них ни правды, ни красоты, ни силы. И картинка тут совершенно ни при чем.
Единственное в этом кино, что настоящее, так это пустота, как отражение общего нравственного кризиса нашего времени. И то, что они приняты, свидетельство того же: неспособности множества людей отличить настоящее искусство, пусть и популярное, от поддельного. Обидно только за Джорджа Лукаса, который ушел от дел настолько, что позволил загубить дело своей жизни. Впрочем, то что он сделал, никуда не пропадет.
Дмитрий Соколов