Казаться а не быть вместо "Быть а не казаться"

Dec 25, 2015 18:46



Почему седьмые Звездные Войны просто подделка?
Конечно, писать всерьез про сказочное кино несерьезно, но, поскольку в свое время мне очень нравились «Войны», я немного напишу. Сразу скажу, что я люблю серьезное кино и вечную литературу про живых людей. Шекспира, Булгакова, Гоголя, Пушкина, Гете, Тарковского, Бортко... Американские же блокбастеры видеть, попросту, не могу. Скучно и смешно. Одинаковость, примитивные мыслишки, плакатные эмоции и глубоко неестественные спецэффекты... А вот «Звездные войны» я полюбил некогда так, что, конечно, эмоциональный след от них уж не сотрется. Напишу коротко, как мне кажется со взрослой колокольни, почему именно так вышло.
Джордж Лукас - умный человек и, несомненно, талантливый драматург. Сейчас это совершенно ясно. Особенно, после фильма, который делали дураки. Люди недалекие, плоские, неинтересные и с абсолютно стандартным форматным мышлением маркетологов. Которые не то что создать нечто сопоставимое не могут по определению, но даже не в состоянии разглядеть и понять действие драматургического механизма старых фильмов. Чтобы хотя бы понять, что им не следует браться, несмотря на соблазн.
Старое кино было полно живых героев. Настоящих: на уровне очень неплохой литературы. Не было там никогда опереточных злодеев и голубых героев. Всегда все было для каждого персонажа не просто. Это было кино про то, как благие намерения мостят дорогу в ад.
Не было плана у Анакина стать безликой мощной марионеткой. Он шел к этому, постоянно испытывая искушение собственным талантом, которое знает любой человек со способностями. Раздражаясь медлительностью и глупостью своего окружения и учителей, видя неэффективность разложившейся бюрократии. Он стремился сделать лучше, насколько мог, как это и бывает с подавляющим большинством живых нормальных людей. Его испытывала подлинная любовь, сопротивляться которой почти невозможно, что знают те, кто знает это на опыте. И не сдуру и не спьяну он нарушал заповеди. С болью принимал каждое из непростых решений. Не было в старых фильмах простых понятных ситуаций: глупых - которые бывают только в идиотских блокбастерах. И это подлинное драматургическое напряжение - то, что работает двигателем в любой хорошей пьесе. И это правда о жизни человеческой.
Анакин, знаете ли, стал Вейдером, будучи порабощен страхом не за себя, а за мать, за любимую, за государственное устройство, которое у него на глазах рушилось. И то, что в итоге случилось - его личная трагедия. В сцене перерождения, не смотря на маску, читается боль и отчаяние от невозможности изменить сделанное. Ужас бессилия и леденящий кошмар осознания трагедии, к которой привела вся его жизнь. Все победы и поражения, радости, сомнения, любовь, страх, взросление.
Еще это кино про то, как умный человек, который видит дальше других - Йода: ничего не делает, в итоге, из-за присущей всем неглупым людям неспособности давить на дураков и навязывать свое мнение. Это его трагедия интеллигента.
Было это кино про то, что никогда бы Палпатин не завоевал ничего такого, что не валялось бы, попросту, как в 17 году, бесхозным.
Это было большое кино больших людей. Люк плакал один раз за фильм. И не потому, что руку потерял. А потому, что потерял веру в нравственные ориентиры. Потому, что почувствовал, что Оби Ван, которому он так верил, недоговаривал. Потому, что оказался в ситуации, когда непонятно, что делать. По обе стороны все сложно. Но нужно услышать голос совести, а она говорит невнятно. И эти крики души знакомы каждому ищущему человеку. Настолько непонятно было ему, как жить дальше, что решился на самоубийство. И это знакомо всем ищущим смысла.
Это было кино про то, как нельзя нарушать заповеди и про то, что бездумное соблюдение кодекса тоже не работает. Оби Ван честен, но слабоват и неумен, полагаясь только на устав. Однако устав, все же, помог ему отстоять не дело, так хоть себя и честь. Это было кино про вечный поиск зыбкой нравственной грани, когда все неопределенно и совсем не просто разобраться, как себя повести так, чтобы это было благо. Как в жизни. Спасать друзей и идти в ловушку или продолжить обучение и спасти мечту друзей в обмен на их жизнь? И ничего, ведь, заранее не было там ясно и объяснено для дураков популярно.
Можно долго говорить про других действующих лиц. Но все крупные фигуры - крупные сильные личности. Всех их неизбежно уважаешь потому, что они живут сложным выбором и их бытие выше быта. Хоть и он влияет, как и в настоящей жизни и литературе. Маленькие люди занимаются мелким бизнесом, но и они живые. Чего стоит один Муха - торговец всякой всячиной. А гонки на Карах: любой гонщик не найдет тут фальши: скажу вам как пилот. Да, вот такие ставки, эмоции и вот так приходят победы по правде: когда все, казалось бы, складывается неудачно. Долго можно перечислять...
А в нелукасовском кино все люди маленькие и глупые, как в любой голливудской стрелялке. Придурок в шлеме, как и все остальные, живет выдуманными детскими страстями детишек с Рублевки. Нытики, слабаки, истерики. На сильного офицера забили два рядовых? Конечно, он же дебил, и не мог бы усидеть на таком посту и минуты!
А какой был простор для нормального драматурга. Можно было бы показать формирование из альянса диктатуры пролетариата и, в конце концов, Сталина. С зачисткой героев революции. Или возникновение Наполеона на остатках победы республики. Или ввести эпоху дворцовых переворотов с Петром 3, Анной Иоановной и Бироном. Но этого не случилось.
В новом кино правят в жизни ничего не понимающие и ничего не испытавшие недоросли. Ни любви, ни страха, ни искушения. Как модель современных благополучных деток, которые «сходят с ума оттого, что им нечего больше хотеть». Пустое место. Нет драматургии, нет пьесы. Ходят мертвые старые мертвые персонажи, как марионетки, которых бросил режиссер. Так оно, в сущности, и было. Ни мысли ни страсти. Ничего.
Удивлены, что ни слова про спецэффекты? Так старые Звездные Войны имели бы такую же художественную ценность, и если бы происходили и в 16 веке на мечах, и в 20-м на винтовках, лошадях и саблях в пределах Европы или России или Бразилии. А новые не работают потому, что нет в них ни правды, ни красоты, ни силы. И картинка тут совершенно ни при чем.
Единственное в этом кино, что настоящее, так это пустота, как отражение общего нравственного кризиса нашего времени. И то, что они приняты, свидетельство того же: неспособности множества людей отличить настоящее искусство, пусть и популярное, от поддельного. Обидно только за Джорджа Лукаса, который ушел от дел настолько, что позволил загубить дело своей жизни. Впрочем, то что он сделал, никуда не пропадет.
Дмитрий Соколов
Previous post Next post
Up