Оригинал взят у
gleb_klinov в
C днем рождения, УК! УК, в смысле, Уголовный Кодекс. Судя по тому, что обращаться к этому важному для любого государства документу мы, вероятнее всего, будем довольно часто, то и день его рождения вполне себе дата.
27 августа 1845 года (15 августа по старому стилю) указом императора Николая I было утверждено
Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, введенное в действие с 1 мая следующего года. По существу - первый российский уголовный кодекс.
Неужто, скажете вы, до этого не было в России документа, регламентирующего наказания за преступления? Были, а как же! Артикул воинский Петра I, Свод законов Российской Империи от 1832 года. Да и Соборное Уложение 1649 года царя Алексея Михайловича тоже. Но предшествующие законодательные источники объединяли, как правило, нормы многих отраслей права. А вот Уложение о наказаниях 1845 года с полным основанием можно считать первым кодифицированным источником именно уголовного права.
К разработке Уложения во втором отделении Собственной Его Величества канцелярии под руководством Д.М. Блудова приступили с начала 40-х годов и согласно воле Николая I создателям законопроекта следовало «не созидать нового уложения по началам науки, а только привести в надлежащее между собой соглашение разнородные части посредством исправления отдельных, но на одинаковых началах и, так сказать, в одном духе».
В 1844 году был внесен на обсуждение «Проект нового Уложения о наказаниях уголовных и исправительных с подробным обозначением оснований каждого из внесенных в сей проект постановлений». После обсуждения проекта в специальном комитете под председательством Блудова, а затем в Департаменте законов и общем собрании Государственного совета «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» было 15 августа 1845 года высочайше утверждено.
Кодекс учитывал и классифицировал преступления, проступки и соответствующие им наказания против государства, против православной веры, порядка управления, по службе, против постановлений о повинностях, имуществе и доходах казны, общественного благоустройства и благочиния, сословного строя, частной собственности, жизни, здоровья; свободы и чести отдельных лиц. Чтобы понять отличия на простом примере: тот же Свод законов авторства Сперанского в плане наказаний отвечал на вопрос «как?», но не отвечал на вопрос «сколько?» (лет заключения, ударов плетьми и т.д.), к тому же найти разбросанные по 15-ти томам Свода уголовные статьи было проблематично.
Что представляло собой новое Уложение? Было оно, прямо скажем, фундаментальным.
Уложение 1845 года о наказаниях уголовных и исправительных состояло ажно из 2224 статей. Его структура такова: 12 разделов, распадающихся на главы, некоторые главы - на отделения, отделения - на отделы. Достаточно четко прослеживалось деление закона на общую и особенную части. Первый раздел Уложения «О преступлениях, проступках и наказаниях вообще» представлял собой общую часть уголовного кодекса и в этом была его новизна. Общая часть уложения закрепляла основные понятия и институты уголовного права: преступления и проступка
Нужно кстати отметить: даже с позиции сегодняшнего дня видно, что нормы и институты общей части уголовного кодекса разработаны на весьма высоком уровне. Хотя сословное деление общества довольно сильно отразилось на строении статей Уложения.
Сильно ли наказывали?
Сильно. Наиболее суровыми были наказания «уголовные»: самой мягкой мерой были лишение прав состояния и ссылка на поселение в Сибирь или Закавказье. Другой вид наказаний - «исправительные», предусматривал мягкие по тому времени меры: ссылку на житье в Сибирь, заключение в крепость, тюрьму, арест, выговор, замечание, внушение, розги. Особенно суровыми были наказания за государственные преступления: злоумышление против «священной особы государя императора», бунт против верховной власти и государственная измена (ст. 263-282). Основными мерами наказания за эти преступления были смертная казнь, бессрочная или срочная (от 4 до 12 лет) каторга.
Система наказаний по Уложению 1845 года была громоздкой. Она представляла собой так называемую лестницу наказаний, в которой все наказания подразделялись на рода, виды и степени по сравнительной их тяжести и располагались в последовательном порядке ступеней. Было установлено 12 родов наказаний, разделенных на 38 степеней, которые образовывали убывающую прогрессию, начиная от смертной казни и кончая внушением.
Добиться четкости и однозначности при таком объеме документа было сложно (например, только убийство могло квалифицироваться по 24-м статьям). Как писал
исследователь Н.С. Таганцев в конце XIX века: "Ожидания составителей Уложения не оправдались. Лестница, созданная ими, оказалась тяжела и непригодна. Жизнь почти вслед за введением Уложения так расшатала ее, выстроила из нее так много ступеней, что в ее позднейшей обрисовке... она сохранила мало сходства с первоначальной».
Однако же как ни крути, и несмотря на всю свою «тяжесть», Уложение 1845 года было важным и необходимым шагом в развитии российского законодательства.