80 лет со дня рождения лётчика-испытателя Александра Федотова

Jun 23, 2012 10:47




Оригинал взят у faber_fortunae в 80 лет со дня рождения лётчика-испытателя Александра Федотова



Федотов Александр Васильевич - лётчик-испытатель ОКБ А.И. Микояна.
Родился 23 июня 1932 года в Сталинграде (ныне - город Волгоград). Русский. В 1950 году окончил Сталинградскую спецшколу ВВС.

В армии с июля 1950 года. В 1952 году окончил Армавирское военное авиационное училище лётчиков, был оставлен в нём лётчиком-инструктором. С декабря 1957 капитан А.В.Федотов - в запасе. Вновь был зачислен в ряды армии в 1981 году с присвоением воинского звания «полковник».

В 1958 году окончил Школу лётчиков-испытателей, в 1965 году - Московский авиационный институт.

С августа 1958 года - на лётно-испытательной работе в ОКБ А.И. Микояна (в 1962-1984 - старший лётчик-испытатель ОКБ). За это время поднял в небо и провёл испытания всех самолётов, разработанных и построенных в ОКБ за эти годы. В их числе - боевые сверхзвуковые самолёты Е-150, МиГ-25Р, МиГ-23, МиГ-23С, МиГ-25РУ, МиГ-23М, МиГ-31. В октябре 1977 года выполнил первый полёт и в последующем провёл испытания всемирно известного ныне истребителя МиГ-29. Провёл испытания истребителя МиГ-23 на критических режимах полёта. Участвовал в испытаниях боевых самолётов МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31 и их модификаций, а также опытных самолётов Е-152А, СМ-12. Неоднократно попадал в сложнейшие аварийные ситуации, трижды был вынужден катапультироваться из аварийных самолётов в безвыходных ситуациях. В 1961-1977 годах установил 18 мировых авиационных рекордов (из них 3 - абсолютные) скорости, высоты, грузоподъёмности и скороподъёмности на самолётах Е-166 и МиГ-25.

Неоднократно попадал в сложнейшие аварийные ситуации, трижды был вынужден катапультироваться из аварийных самолётов в безвыходных ситуациях. В 1961-1977 годах установил 18 мировых авиационных рекордов (из них 3 - абсолютные) скорости, высоты, грузоподъёмности и скороподъёмности на самолётах Е-166 и МиГ-25.

Вместе с лётчиками-испытателями Пётром Остапенко, Игорем Волком, Валерием Меницким, Авиардом Фастовцом и Василием Урядовым участвовал в лётных испытаниях изделия "105.11" (экспериментального пилотируемого орбитального самолета-аналога "ЭПОС"). В частности, Александр Федотов стартовал на изделии "105.11" из-под фюзеляжа тяжёлого бомбардировщика Ту-95К (см. видео).

image Click to view


Старт из-под фюзеляжа Ту-95
За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, лётчику-испытателю Федотову Александру Васильевичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1966 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11259).

Погиб 4 апреля 1984 года в испытательном полёте на самолёте МиГ-31 вместе с штурманом-испытателем В.С.Зайцевым.


Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище.

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1969), генерал-майор авиации (1983), заслуженный тренер СССР (1976), мастер спорта СССР международного класса (1975). Лауреат Ленинской премии (1981). Награждён 2 орденами Ленина (1966, 1974), орденами Красного Знамени (1964), Трудового Красного Знамени (1971), медалями. Удостоен Золотой авиационной медали ФАИ (1974) и 3 медалей де Лаво (1961, 1973, 1977).

Его именем названа Школа лётчиков-испытателей и улицы в Жуковском и Волгограде.



Мемориальная доска в память о Герое установлена на фасаде здания контрольно-пропускного пункта Армавирского учебного авиационного центра подготовки лётного состава истребительной авиации.



В городе Жуковский, Московской области, на стене дома,
где жил А.В. Федотов, установлена мемориальная доска.
Воспоминания товарищей
В нем не было чванства, заносчивости или, упаси боже, хвастовства. Никто не может припомнить в его словах неправды, в его поступках какого-либо намека на интриганство. У него было много друзей. Он был честным, порядочным человеком. Больше всего он любил летать. В полетах он нашел себе профессию и в полетах получал массу жизненных удовольствий. Был человеком высокой преданности семье, делу, обществу, в котором родился и жил; в их благополучии был заинтересован мыслями и делами, и не мог их предать. Не боялся слова патриотизм, которого теперь, толком не разобравшись, почему-то боятся, как чумы, некоторые деятели средств массовой информации. Без дела он его не произносил, ставя это слово, это понятие, безоговорочно в один ряд с такими, как добро, честность, порядочность, преданность…. Трижды при летных испытаниях обстоятельства складывались таким образом, что Федотов не мог закончить полет посадкой, и ему приходилось катапультироваться. Каждый раз это происходило на грани возможного. В четвертом случае - 4 апреля 1984 года Александр Васильевич погиб при испытании нового самолета, оставив себе времени для спасения меньше минимально допустимого...


Он был предан своей любимой и столь опасной профессии - профессии летчика-испытателя...

Достижения и рекорды
Абсолютный мировой рекорд высоты полета, достигнутой при взлете с земли,
установленный им 31 августа 1977 года на самолете МиГ-25, фантастичен, составляет 37 650 метров, и до сих пор никем и нигде не побит

Скорость
Е-166 7.10.1961
2401 км/ч По замкнутому 100 км маршруту Абсолютный рекорд

Е-266 16.03.1965
2319,12 км/ч По замкнутому 1000 км маршруту
По замкнутому 1000 км маршруту с грузом 1000 кг
По замкнутому 1000 км маршруту с грузом 2000 кг

Е-266 8.04.1973
2605,1 км/ч По замкнутому 100 км маршруту

Высота
Е-266 5.10.1967
29977 м Высота с грузом 1000 кг
Высота с грузом 2000 кг

Е-266 25.07.1973
35230 м Высота с грузом 1000 кг
Высота с грузом 2000 кг

Е-266 25.07.1973
36240 м Высота Абсолютный рекорд

Е-266М 22.07.1977
37080 м Высота с грузом 1000 кг
Высота с грузом 2000 кг

Е-266М 31.08.1977
37650 м Высота Абсолютный рекорд

Скороподъемность
Е-266 17.05.1975
2 мин 34,2 с На высоту 25000 м

Е-266 17.05.1975
4 мин 11,7 с На высоту 35000 м
Источники: 1,2,3

мировой рекорд скорости, мировой рекорд, вечная память, личность, миг 31, спираль, миг 21, эпос, миг 19

Previous post Next post
Up