Ближний Восток. Обзор

Jan 18, 2012 18:11

Оригинал взят у el_murid в Ближний Восток. Обзор
Иран


Европа продолжает полусуицидальную политику в отношении Ирана. Судя по всему, максимально жесткие меры, предусматривающие введение экономических санкций и запрет на импорт иранской нефти в конце января не будут приняты, однако и промежуточный вариант, который вырисовывается в качестве решения, европейцам сулит массу проблем. Предлагается ввести запрет на сделки с финансовыми институтами и компаниями, сотрудничающими с Центральным банком Ирана. Это сделает невозможным оплату за иранскую нефть, что в сущности, станет тем же эмбарго. Фактически будет введен запрет на покупку иранской нефти за деньги, оставив небольшой коридор для бартерных сделок.

Дания, как председатель ЕС, предлагает с 1 июля этого года ввести окончательный мораторий на сделки с иранской нефтью для стран Евросоюза. Сообщается, что Япония склоняется к идее поддержать США и Европу в вопросе санкций и эмбарго.

Всё вместе говорит о том, что западная "партия войны" пока несомненно сильнее тех, кто не готов оплачивать сомнительные политические дивиденды своим и без того призрачным благополучием. Однако максимально жесткий вариант пока не проходит.

Саудовская Аравия "подбрасывает дровишки", делая всё более откровенные заявления: "...Министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии Али аль-Наими сообщил, что Эр-Рияд сможет увеличить добычу нефти на 2 миллиона баррелей в день, в случае бойкота иранской нефти и сокращения ее поставок. Министр иностранных дел Ирана Али Акбар Салехи охарактеризовал эти заявления как «недружественные»..."

Правда, Европа помнит о том, что уже была ситуация, когда Саудовская Аравия таким же образом замещала выпавшую иранскую нефть во время революции в конце 70-начале 80 годов. При этом саудиты воспользовались ситуацией, дождались резкого повышения цен, а затем плавно подняли добычу, стараясь удерживать цену на нефть значительно выше её справедливого значения. Тогда более полутора лет саудиты снимали сливки путём контроля завышенных цен на рынке. Никаких сомнений в том, что монархии Залива постараются и в этот раз получить незапланированные сверхдоходы, нет.

Йемен


В Йемене боевики Аль-Кайеды взяли довольно значимый город Рида в 150 км к юго-востоку от Саны. Это означает, что они вышли за пределы контролируемой ими провинции Хадрамаут. Парадоксально, но бывший президент Салех в ходе нынешнего гражданского конфликта вполне благожелательно относился к действиям "Аль-Кайеды". Её боевики сумели захватить ряд важных армейских складов на юге Йемена, что позволило им в течение всего прошлого года вести вполне серьёзные боевые действия на юге страны. Скорее всего, соображения Салеха были направлены против сепаратистов-южан (контролирующих в первую очередь южный город Таиз), с которыми "Аль-Кайеда" воюет с не меньшим ожесточением, чем с правительственными силами.

Хаотизация обстановки в стране вынудила министра иностранных дел Абу Бакра аль-Кирби в эфире телеканала "Аль-Арабия" сделать заявление о том, что выборы, назначенные на февраль, могут быть перенесены в связи с обострением гражданского противостояния. Оппозиция обвиняет Салеха в том, что именно он стоит за этой хаотизацией для подтверждения своего тезиса о том, что без него страну ждёт сползание в гражданскую войну. Как ни странно, но здесь оппозиция, похоже, весьма близка к истине. Салех продолжает переигрывать всех своих оппонентов даже будучи формально не у власти.

Ливия



Наиболее примечательным событием в Ливии стало объявление неделю назад о создании Партии за реформу и развитие. Это партия Исмаила Салаби. Она создана после проведения в Бенгази конференции под эгидой "братьев-мусульман" и по сути является первой политической организованной силой в послевоенной Ливии. Пока боевики городских и территориальных отрядов-катиб промышляют грабежами, а их командиры делят территории, Исмаил Салаби готовит структуры для легитимизации своей власти на Востоке страны.

Вообще, Киренаика в современной Ливии выглядит наиболее цельной, а её лидеры вполне отдают себе отчёт в своих желаниях и возможностях. Номинальная власть, сидящая в Триполи, по сути не контролирует ничего, территориальные боевые отряды абсолютно несостоятельны политически - и только исламисты Салаби выглядят как наиболее серьёзная в боевом, организационном и политическом смысле сила. Они сознательно дистанцируются от разборок, выжидая и никуда не торопясь. Очень похоже, что Киренаика в какой-то момент, дождавшись взаимного ослабления своих противников, выйдет на политическую арену страны и заявит о своих амбициях. Просто пока не время.

Египет

Текущая ситуация в Египте всё больше диктуется не политическими событиями, а усугубляющимся дефицитом бюджета. Египетские власти уже обратились в МВФ с просьбой срочно предоставить им кредит в размере 3,2 мрлд долларов для покрытия кассового разрыва.

На этом фоне новостью номер один последних дней стали слухи о том, что правительство будет вынуждено сокращать субсидии на топливо. В результате страну охватила паника, с заправок выносят бензин, ощущается его тотальный дефицит.

После подведения предварительных итогов парламентских выборов стало очевидно, что исламистские партии одержали что называется оглушительную победу. Партия свободы и справедливости - политическое крыло "братьев-мусульман" получила 230 мест, салафитская Партия света - 120 мест. Кроме этого, в парламент прошли более умеренные исламисты из Новой партии срединного пути. Суммарно исламисты заняли более двух третей из почти 500 мест египетского парламента.

Эксперты начинают подводить итоги египетской революции. Очень интересное мнение, весьма коррелирующее с российской ситуацией, высказал ресурс "НГ Религии":

"...Изменения [в Конституции Египта] были посвящены президентской власти и процедуре выборов главы государства, а один - чрезвычайному положению (которое, к слову сказать, введено в 1981 году и до сих пор не отменено). Это вполне устраивало либералов-промоутеров цветной революции в Египте - те элитарные группы, которые стремились перераспределить власть и собственность в стране. Они надеялись сменить руководство, не меняя сам режим.

Но в революции приняли участие разные, кроме либералов, силы со своими интересами и политическими целями..."

В конечном итоге либералы оказались на обочине, а к реальной власти пришли совсем иные силы - исламисты:

"... «Братья-мусульмане» провозгласили гражданское государство, но с важным добавлением - на основе шариата. Салафиты и словом, и делом выступают за чисто шариатское государство..."

Как итог краха либерального проекта стал недавний отказ Аль-Барадеи от выдвижения на пост кандидата в президенты Египта.

Аналогичная, к слову, ситуация возникла и в постреволюционном Тунисе, самой светской стране Магриба - там точно так же ведущей политической силой стали исламисты, оттеснив начавших революцию "цветных либералов".

египет, йемен, ливия, иран

Previous post Next post
Up