Готовится масштабное повышение налогов и усиление контроля для физлиц
9 декабря состоялись парламентские слушанья в Совете Федераций на тему «О дополнительных источниках налоговых доходов бюджетов» (
Подробнее >>>), в ходе которых чиновники и ученые искали пути повышения налоговых поступлений в бюджет.
Список предложений был настолько длинным, что можно предположить, будто власти задумали чуть ли не самое масштабное повышение налогов за последние годы. Среди предложений фигурировало и повышение ставки НДФЛ для тех, кто зарабатывает свыше 50 000 рублей в месяц, и очередное увеличение НДС, и повышение собираемости налогов за счет контроля доходов и расходов граждан.
Что примечательно, предложения по повышению налогов касались в основном нас, обычных граждан России.
Налоговые поступления снижаются
В ходе слушаний глава бюджетного комитета СФ Анатолий Артамонов отметил, что в текущем 2020 году доходы федерального бюджета существенно снизились.
«Вы знаете, в каких условиях оказались бюджеты субъектов РФ? За прошедший период 2020 года их налоговые доходы сократились на 4,5% по сравнению с 2019 годом. Сильнее всего падение идет по налогу на прибыль - около 14%. С доходами федерального бюджета еще хуже, они снизились почти на 15%», - сказал сенатор.
Именно снижение налоговых поступлений в казну и заставило наших законотворцев искать новые источники пополнения бюджета. Свои идеи и предложения в ходе парламентских слушаний высказывали чиновники, ученые и другие деятели.
Усилить контроль за доходами и расходами граждан
Аналитическое управление аппарата Совета Федерации, представив свои предложения на парламентских слушаньях, порекомендовало
«усилить налоговый контроль в отношении недобросовестных налогоплательщиков, намеренно скрывающих налоговую базу по НДФЛ».
Было предложено несколько направлений такого контроля.
Усиление контроля предполагается, в частности, для тех, кто совершает сделки в социальных сетях и при этом не регистрируется в качестве самозанятого.
Также будет усилен контроль за поступлениями на карты, счета и электронные кошельки физлиц «с целью выявления доходов, полученных от продажи товаров, оказания услуг, выполнения работ, по которым не задекларирован доход и не уплачен налог».
Кроме того, предлагается сопоставлять доходы граждан и их расходы «в части превышения стоимости зарегистрированных на них объектов недвижимого имущества и транспортных средств над задекларированным доходом за последние 3 года».
Ввести курортный сбор
Аппарат Совета Федерации также предложил переименовать курортный сбор в туристический и распространить его на всю территорию страны. Предлагается наделить субъекты РФ правом самостоятельного решения о введении такого налога.
Чиновники обосновали целесообразность такого предложения "развитием туристской инфраструктуры и расширением налоговой базы" после введения такого налога.
В период пандемии, массовых банкротств турфирм и снижения туристического потока предложение ввести такой налог, на мой взгляд, звучит просто смешно.
Ввести акцизы на предметы роскоши и налог на переводы за границу
Департамент общественных финансов Финансового университета при Правительстве внес предложение по расширению перечня подакцизных товаров. В частности, предложено включить туда предметы роскоши.
«Применительно к российской действительности в качестве предметов роскоши, облагаемых акцизами, можно рассматривать как ювелирные изделия, изделия из натурального меха и натуральной кожи, так и дорогостоящие часы, обувь, одежду, телефоны, бытовую технику, электронику класса Luxure, предметы антиквариата», - пояснила руководитель департамента общественных финансов Финансового университета при Правительстве Светлана Солянникова.
Еще одно предложение Финансового университета касается налогообложения трансграничных переводов физлиц. Поступления от такого сбора, по расчетам экономистов университета, могут составить 603 млн руб. в квартал.
«Суммы перечислений из РФ превышают суммы поступлений в РФ. В этой связи представляется экономически обоснованным налогообложение данных переводов, поскольку комиссию за переводы получает только коммерческий банк либо платежные системы, осуществляющие операции. Налогоплательщиками будут физлица, осуществляющие трансграничные переводы из России, налоговая база может рассчитываться как сумма перечислений, налоговые ставки - до 0,1%, дифференцированные в зависимости от страны, куда осуществляется перевод», - рассказывает Светлана Солянникова.
Повышение НДС, НДФЛ и введение других налогов
Департамент общественных финансов Финансового университета при Правительстве предложил увеличить на 1-1,5% ставки НДС на 2022-2025 годы. По мнению специалистов, такое повышение должно иметь "определенный период действия", а именно введено "на время ликвидации последствий коронакризиса и восстановления устойчивых темпов экономического роста". Как связано повышение налоговой нагрузки и восстановление темпов роста экономики во время кризиса для меня осталось загадкой.
Специалисты института экономики РАН предложили ввести в стране прогрессивное налогообложение доходов физлиц для большей части налогоплательщиков.
Экономисты института считают, что нужно оставить ставку 13% для доходов до 600 000 руб. в год, для доходов от 600 000 руб. до 3 млн руб. в год (от 50 000 рублей в месяц) нужно применять ставку 15%, к доходам в интервале 3-5 млн руб. применять ставку 20%, а к доходам, превышающим 5 млн руб., - 25% .
Идея с прогрессивной системой налогообложения, конечно, неплохая, но вот исключить из налогообложения доходы, которые ниже МРОТ, специалисты института экономики РАН почему-то не предложили. Замечу, что эта мера предполагает повышение НДФЛ до 15% для тех, кто получает свыше 50 000 руб. в месяц, то есть повысит налог с доходов так называемого среднего класса. Не думаю, что это благоприятно отразится на экономике, скорее это спровоцирует то, что еще больше доходов уйдет в тень, что в итоге может снизить общее поступление налогов в бюджет. Вводить высокие проценты НДФЛ нужно для богатых и сверхбогатых, а не для среднего класса.
Кроме того, специалисты данного института в качестве источников налоговых доходов предлагают также
«введение новых налогов, нацеленных на привлечение к налогообложению имеющихся в экономике доходов, которые пока активно не задействованы в этом процессе».
Все эти предложения по повышению контроля за доходами граждан и фискальной нагрузки в период кризиса, во то время когда в стране снижается уровень жизни, звучат, мягко сказать, странно. Надо отметить, что парламентарии абсурдность своих идей, по-видимому, тоже осознают. В том же документе можно увидеть такие фразы:
«В России повышение государственных расходов при одновременном увеличении налоговой нагрузки тормозит экономический рост», - заметили в аппарате Совета Федерации.
«Прошлый мировой кризис показал, что наиболее быстрое восстановление темпов роста экономики было достигнуто в тех странах, где налоговая нагрузка в кризисные периоды снижалась», - добавляют специалисты аппарата СФ.
«В настоящее время отсутствуют условия для существенного увеличения налоговых доходов бюджетов без ущерба для экономики страны. Критерием при определении новых источников налоговых доходов бюджетов должно стать минимальное негативное влияние на темпы экономического роста и реальные доходы населения», - считают в Финансовом университете при Правительстве.
Посмотрим, какие предложения будут в итоге реализованы в виде законов, но что-то мне подсказывает, что многие идеи претворятся в жизнь. Ведь в условиях снижения нефтегазовых доходов единственным источником пополнения казны наши верхи видят повышение налоговой нагрузки на обычных граждан. При этом повышать налоги сверхбогатым, а также подвергать проверке и контролю сверхдоходы и сверхрасходы элит они почему-то не стремятся. Не услышали мы такие предложения и на прошедших парламентских слушаниях. Для элиты в нашей стране, наоборот, принимают законы, которые позволяют им выгребать из России последние деньги и спокойно выводить их за рубеж.
источник