Военную авиацию РФ принесли в жертву кадровой комбинации Кремля
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
В Министерстве обороны РФ продолжается расследование самой «черной» за последние годы недели российской боевой авиации. Напомню: с 3 по 6 сентября 2019 года наши Воздушно-Космические силы потеряли сразу три самолета и один вертолет. Такая концентрированная совокупность чрезвычайных происшествий не позволяет допустить, что все они стали следствием одних только роковых случайностей. Виновные, конечно, существуют. Их определят, и они будут наказаны. Но - точно не все.
Для начала напомним, что именно произошло у наших авиаторов в начале нынешнего месяца. 3 сентября в Ставропольском крае потерпел крушение штурмовик Су-25УБ, выполнявший плановый полет с аэродрома Буденновск. «Полет выполнялся без боекомплекта. Самолет упал в безлюдной местности, разрушений на земле нет», - поспешила успокоить общественность пресс-служба Минобороны.
Позже выяснилось, что штурмовик, которым управляли опытные пилоты - командир звена капитан Артем Лычев и начальник службы авиационной безопасности 368-го авиационного штурмового полка майор Юрий Борцов - выполнял фигуру высшего пилотажа - «мертвую петлю», из которой по неизвестным причинам выйти не удалось. Самолет вошел в штопор и почти вертикально ударился о землю. Воронка от взрыва боевой машины достигла трех метров в глубину. Ни один из летчиков по неизвестной пока причине не катапультировался. Оба погибли.
Следующее официальное сообщение Минобороны на печальную же тему: «5 сентября 2019 в Саратовской области при осуществлении разгона по взлетно-посадочной полосе для осуществления планового полета произошло опрокидывание вертолета Ми-8. Экипаж вертолета сумел безопасно покинуть машину и не пострадал. Пассажиров на борту не было». Однако вертолет на аэродроме в поселке Сокол все же полностью сгорел.
Прошли сутки, но легче не стало. 6 сентября, в Липецкой области во время тренировочного полета в небе столкнулись два фронтовых бомбардировщика Су-34. Как утверждают, в сомкнутом строю на огромной скорости они на несколько мгновений потеряли визуальный контакт. В итоге ведущий бомбардировщик концом крыла ударил по кабине ведомого. При попытке отойти друг от друга самолеты столкнулись еще раз. В двигатель одной из боевых машин попали обломки, у другой оторвало законцовку крыла с аппаратурой комплекса радиоэлектронного противодействия.
К счастью и в этот раз все остались живы, а поврежденные бомбардировщики удалось благополучно посадить на аэродроме. И теперь их попытаются восстановить.
На все три упомянутых аэродрома немедленно вылетели комиссии Минобороны. Уже известны некоторые предварительные выводы, сделанные ими по «горячим» следам. Если эти выводы верны, то штурмовик Су-25УБ и вертолет Ми-8 МТПР погубило их техническое состояние. По сообщению РИА «Новости», первый разбился «из-за заводского брака на крыле». Причиной гибели вертолета «могло стать разрушение одной из стоек шасси».
Ну, а со столкновением двух Су-34 над Липецкой областью, похоже, все ясно с самого начала - ошибка одного из пилотов. Или - обоих сразу. Обе боевые машины принадлежат Центру подготовки авиаперсонала и войсковых испытаний Министерства обороны. При этом, как сообщал ТАСС со ссылкой на источники в силовых структурах, «летчикам, возможно, придется возмещать причиненный ущерб». Ведь касание произошло по их вине.
Стоит добавить, что картина этого авиационного происшествия почти точь в точь такая же, как и у трагедии, случившейся над Тихим океаном менее девяти месяцев назад, 18 января нынешнего года. Снова сошлемся на официал Минобороны: «При выполнении планового учебно-тренировочного полета над акваторией Японского моря в 35 километрах от берега при отработке маневрирования произошло касание в воздухе двух самолетов Су-34 дальневосточного объединения ВВС и ПВО… Экипажи самолетов катапультировались».
Увы, выжить удалось только штурману одной из боевых машин, которого подняли на борт судна оказавшиеся поблизости российские рыбаки. Хотя в тот день, по данным Telegram-канала «Взгляд человека в лампасах», группой полет выполняли три бомбардировщика 277-го бомбардировочного авиационного полка 303-й смешанной авиационной дивизии 11-й Краснознаменной армии ВВС и ПВО Восточного военного округа (аэродром Хурба в Комсомольске-на-Амуре). Домой вернулся только один из них, замыкавший строй. Да и то на одном уцелевшем двигателе.
По данным все того же Telegram-канала, в роковой день все три самолета шли группой, друг за другом. Ведущим была дана команда на разворот, однако второй ведомый во время разворота не выдержал заданные параметры строя, отстал или отошел в сторону.
«Ведомый совершил непростительную ошибку. Он попытался самостоятельно вернуться в строй, пристроиться вновь за ведущим на свое место. Причем сразу, все еще при выполнении маневра. Но в развороте не пристраиваются к ведущему даже асы - это сложнейшая, почти невыполнимая задача», - говорится в сообщении Telegram-канала.
По данным источника, ведомый должен был дождаться завершения разворота, после чего запросить разрешения вернуться в строй, однако нарушил инструкции. «И пока он догонял ведущего - тот вышел из разворота. Ведомый не успел среагировать и врезался во впереди идущую машину. Посыпались осколки - и один из них попал в двигатель третьей машины, шедшей сзади. Именно она потом благополучно села, как сообщалось, «с отказавшим двигателем», - отмечается в сообщении.
Понятно, что и в результате расследований сентябрьских ЧП в ВКС снова будут говорить о том же, о чем и в минувшем январе: о недостаточной обученности российских военных пилотов. А еще - о плохом контроле командования за технической исправностью авиационной техники. А когда трагедии и авиапроисшествия идут так густо - невольно закрадывается подозрения, что налицо системные просчеты как минимум руководства Воздушно-Космическими силами. А то и руководства Министерства обороны России в целом.
Хотя и тут удивляться не приходится. На этот счет специалисты и эксперты давно бьют в набат. Так, на днях бывший командующий 4-й армией ВВС и ПВО, Герой России генерал-лейтенант Валерий Горбенко заявил газете «Известия»: «Уровень подготовки выпускников Военно-воздушной академии не всегда соответствует требованиям, которые предъявляются к боевым летчикам. Некоторых молодых пилотов приходится доучивать по программам боевой подготовки в строевых частях еще несколько лет».
Одна из причин этого - аховое положение с исправностью учебных самолетов Л-39 и Як-130, на которых учат летать курсантов единственного высшего военно-учебного заведения России, уцелевшего после печальной памяти «сердюковских» реформ, знаменитого Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков (КВВАУЛ). С летающими «партами» все плохо настолько, что 3 сентября министр обороны
Сергей Шойгу выразил по этому поводу свое возмущение и приказал готовить специальное совещание. Как вы, наверное, заметили, по прискорбному совпадению произошло это в тот самый день, когда на Ставрополье разбился Су-25УБ с капитаном Артемом Лычевым и майором Юрием Борцовым на борту.
Немногим лучше, судя по всему, обстоят в ВКС дела и с опытными летчиками, которых в боевой авиации просто не хватает. Не хватает настолько, что, по данным Telegram-канала «Взгляд человека в лампасах», в феврале нынешнего года из-за отсутствия экипажей в одном из полков элитной 8-й авиационной дивизия особого назначения (аэродром Чкаловский), которая, в том числе, занимается перевозкой высшего руководства оборонного ведомства, начали ставить на консервацию самолеты. Летать на них с недавних пор некому.
Куда же подевались наши лучшие пилоты? Известно куда: частью - списаны по здоровью (но это обычный, плановый процесс). А частью - сняли погоны и ушли работать в гражданские авиакомпании, в которых зарплата в несколько раз выше, чем даже у командиров боевых авиаполков. О том, как и почему растет и ширится этот процесс в ВКС, «Свободная пресса» уже
писала 28 февраля 2019 года в статье «Разбор пилотов: Самолеты в армии есть, а воевать на них некому».
Еще в 2017 году Шойгу сообщил депутатам Государственной Думы, что в целом в нашей армии уже в тот период не хватало 1300 пилотов. То есть, по самым грубым подсчетам, приблизительно 20−25 авиационных полков были не в состоянии подняться в воздух, поскольку оказалось просто некому сесть за штурвалы их боевых и военно-транспортных машин. Министр обороны тогда посулил, что самыми энергичными мерами положение исправляется. Но - где там? Знающие люди
утверждают, что за два года с укомплектованностью ВКС летным составом все стало еще хуже.
И вот тут, на мой взгляд, мы подошли к самому главному. Кому было поручено в 2017 году исправлять ужасное положение в этой сфере, о котором Шойгу рассказывал депутатам? Генерал-полковнику Сергею Суровикину. 31 октября того же года
Владимир Путин внезапно назначил его, выпускника Омского высшего общевойскового дважды Краснознаменного командного училища имени Фрунзе, главнокомандующим Воздушно-Космическими силами. Впервые в истории мотострелок, пусть даже и весьма заслуженный и опытный, возглавил военную авиацию.
Уже тогда разгорелся большой скандал. Мотивы такого решения президента многим показались совершенно непонятными. Нельзя же всерьез оправдывать такое назначение тем, что генерал Суровикин с марта по декабрь 2017 весьма успешно командовал нашей военной операцией в Сирии, главную роль в которой, как известно, играет именно российская боевая авиация? Ни по знаниям, ни по опыту службы Сергей Владимирович новому посту определенно никак не соответствует.
Подозрения в том, что все здесь не так просто, лично у меня укрепились в январе нынешнего года. Именно в этом месяце Суровикин снова отправился в Сирию на должность командующего Группировкой войск Вооруженных сил России в этой стране. При этом от должности главкома ВКС России никто его не освобождал.
Не странно ли? Главнокомандующий всей нашей погрязшей в гигантских проблемах военной авиацией на четыре месяца уезжает воевать на Ближний Восток, оставляя на Родине все остальные не терпящие отлагательства заботы своего нового ведомства? Вы можете представить, чтобы, допустим, главнокомандующий Военно-Морским флотом России хотя бы на пару месяцев убыл в сирийский Тартус для того, чтобы вступить в командование постоянным оперативным соединением ВМФ РФ в Средиземном море? В России что, опытных и знающих адмиралов больше не осталось?
Мне представляется, что эта история с Суровикиным стала возможной лишь в одном случае. Если на самом деле кресло главкома ВКС для Сергея Владимировича - лишь короткий, заранее обговоренный с президентом Путиным этап службы. А на деле настоящим руководителем ВКС все минувшие два года является кто-то из заместителей главкома ВКС из числа профессиональных летчиков.
Если это внешне очень логичное, на мой взгляд, предположение верно - что же ожидает генерал-полковника Суровикина в скором будущем? Рискну предположить, что вариантов, как минимум, два. Первый - не позднее грядущего лета нынешний главком ВКС станет начальником Генерального штаба Вооруженных сил РФ. Потому что в сентябре 2020 года сегодняшнему начальнику Генштаба генералу армии Валерию Герасимову исполнится 65 лет. А по закону для любого военачальника в таком звании это предельный возраст пребывания на военной службе.
Если взглянуть на послужной список Суровикина, многое становится понятным. Он со скоростью кометы пронесся по многим воинским должностям. Командовал мотострелковой дивизией, общевойсковой армией. Был начальником штаба военного округа, а потом и командующим войсками Восточного военного округа. Почти полтора года (с января 2008-го по январь 2010-го, то есть - сразу после блицвойны с Грузией) возглавлял «мозг» Генштаба - его Главное оперативное управление. Герой Российской Федерации за Сирию. Как утверждают, в этой связи - любимец президента Путина. Возраст - самый подходящий для энергичной работы на руководящих постах любого ранга в армии, в октябре генералу «стукнет» всего 53 года.
В столь блестящем послужном списке для назначения начальником Генштаба не хватало только одной ступени - главнокомандующего видом Вооруженных сил. А без такого опыта службы во втором по значению кресле в ВС РФ может оказаться не слишком уютно. Поэтому, если мы верно разглядели планы президента, в 2017 году было бы куда более естественным увидеть генерал-полковника Суровикина на посту главкома Сухопутных войск. Но его с мая 2014 года занимает ровесник Герасимова генерал армии Олег Салюков. На его плечах лежит значительная часть масштабнейших преобразований в наших Вооруженных силах. Салюков с ними отлично справляется. И убирать его в отставку до 2020 года вроде не за что.
Но не назначать же было Суровикина главным российским флотоводцем? Вот только Воздушно-Космические силы для него и остались. Их прежнего главкома, тоже совсем нестарого генерала армии Виктора Бондарева (в 2017 году ему было всего 58 лет) Кремль уговорил добровольно снять мундир и уйти в Совет Федерации. И все для грядущей кадровой комбинации Путина сложилось просто чудненько.
Впрочем, не исключено, что офицерская судьба Сергей Суровикина в ближайшей перспективе сделает и еще более крутой вираж. Если вкратце: засидевшегося с 1994 года в министрах сначала МЧС, а теперь - Минобороны Сергея Шойгу, как толкуют в коридорах военного ведомства, скоро может быть назначен как минимум вице-премьером правительства РФ. Как максимум - вместо слишком многих раздражающего
Дмитрия Медведева. С учетом аппаратного веса, популярности в народе и влияния на президента этого ветерана кабинета министров России, такой поворот не выглядит фантастическим, согласитесь. И тогда Суровикин может стать самым главным генералом в России.
Повторяю, это слухи, которые сегодня ходят среди военных. Но мне они не кажется особенно фантастическими. Зато многое объясняют в том, что и почему сегодня происходит в Воздушно-Космических силах РФ?
источник